Усиливается ли конфликт искусства и религии?
Сейчас искусство и религия так шумно выясняют отношения друг с другом, что невольно забывается -конфликт между ними существовал всегда.
Религия по природе своей консервативна, она охраняет вечные ценности, искусство требует дерзновения, оно призвано меняться и увлекать новизной. В старые времена писателей и художников постоянно обвиняли в безбожии, а актеров и вовсе подвергали публичным экзекуциям за их соработничество обезьяне Бога дьяволу. В XX столетии извечное противостояние утратило прежнюю остроту. Ватикан продолжал рутинно зачислять скандальные произведения в индекс запрещенной литературы, но к его голосу особенно не прислушивались. Приходилось заигрывать с великими насмешниками типа Феллини и подвергаться за это еще пущим обидам (кардинал на водах в "Восьми с половиной" вершина антиклерикального гротеска). Казалось, религия окончательно выдохлась, уступив дорогу неутомимому прогрессу. Лишь кучка обскурантов по инерции лезет не в свои дела. И бороться с ней всерьез не имеет смысла.
Но все оказалось не так просто. Лидером по отвоевыванию утраченных территорий стал ислам. И конфликт между ним и свободными художниками возобновился с прежней силой. Смертный приговор автору "Сатанинских стихов" Салману Рушди вынес сам лидер "зеленой революции" аятолла Хомейни. Убийство в прошлом году голландского режиссера Тео Ван Гога доказало, что от угроз исламисты переходят к действиям.
Волна религиозного фундаментализма поднялась и на Западе, конфликт между ним и безбожным искусством, казалось бы, разгорелся вновь. Но здесь в отличие от Востока разница между прошлым и настоящим есть, и она велика.
Избыток веры
Прежде всего, современное западное искусство вовсе не считает себя безбожным. Прежние творцы, бывало, и впрямь бесстрашно отрицали Бога, нынешние наперебой заявляют о своей вере в высшее начало. Действительно, веры стало больше, но она утратила всякую конкретность. Теперь с равным успехом верят в космических пришельцев и вполне традиционных ангелов, причем не всегда отличая одних от других. В божества индийские и христианские, а заодно и в лесных духов шаманизма. Верят и в бессмертие души, которую, правда, ждет неизвестно что то ли дальние звезды, то ли рай (насчет ада, как правило, возникают сомнения), то ли возвращение на грешную землю в новом облике. Этот избыток веры закономерно порождает религиозное безразличие. Если я верю во все, значит, по большому счету, ни во что не верю. Это безразличие и определяет природу нынешнего конфликта искусства и религии.
К примеру, ни один из участников скандальной выставки "Осторожно, религия" не бросал вызов Господу. Напротив, все как один говорили о своем уважении к вечным ценностям. И вовсе не потому, что боялись угодить в застенок. Уважение вполне искреннее, но специфическое. Тому, кто изобразил кока-колу в качестве крови Спасителя, действительно больно, что масскульт подменяет собой религию в обществе массового потребления, но ему совершенно не больно пошутить по поводу крестной жертвы. Во-первых, любому современному человеку ясно, что она носила сугубо символический характер, а во-вторых, в ней нет ничего уникального. Камлающий шаман, чье сознание упархивает, как птичка, на небеса, тоже символически жертвует жизнью. Так чего же переживать?
Тем более сами художники клянутся, что не имеют в виду ничего плохого, на Бога не нападают, а религию уважают, даже просят относиться к ней бережнее (напирая на амбивалентность названия выставки) и вроде как защищают от не по уму ретивых священнослужителей. Так чего же обижаться?
Автор нашумевшего романа "Код да Винчи" Дэн Браун даже специально выступил в печати с заявлением, что он нисколько не хотел унижать религию, просто пофантазировал слегка для развлечения читающей публики. И ведь не лукавил. Один Христос стал основателем христианства, а другой династии Каролингов. Третий путешествовал в Индию и учился там чудесам у брахманов. В наше плюралистическое время всякий имеет право на своего Христа. И это вовсе не повод для гнева.
Надрыв против суеверия
Но гневаются, судя по всему, всерьез. У нас, как положено, идут стенкой на стенку. На цивильном Западе кардинал Тарчизио Бертоне организует семинар, где пламенно развенчивает заблуждения Брауна и осуждает легковерие читающего люда. А честная британская монашка молится 12 часов подряд в храме, который собираются осквернить съемками фильма по богохульной книге. Но вопреки формальной разнице в гневе этом есть нечто общее надрыв.
Откуда он возникает? Во-первых, от ощущения, что тебя больше не принимают всерьез. Раньше-то бросали вызов Богу, а теперь не видят разницы между Всевышним и не пойми чем. Да они просто плюют на всех, включая и нас. Такое высокомерное безразличие провоцирует истерику. Это как в скандалах на бытовой почве. Тот, кто меньше заводится, в конце концов получает по шее.
Во-вторых, нынешние ревнители благочестия совершенно не уверены в том, что будут услышаны и тем более что общество позволит им вернуться к старым, проверенным способам борьбы за чистоту веры. В глубине души они понимают, что нынешний мир утратил свою идейную основу, она сохранилась лишь в их мечтах. К тому же россияне, как правило, неофиты. Поэтому нападки на новообретенную веру вызывают у них священный ужас. Отсутствие уверенности в себе рождает не столько оборонительный, сколько наступательный рефлекс. У западных комплекс неофита менее распространен, а потому и истерируют меньше.
Получается, что нынешние пограничные конфликты между искусством и религией лишь внешне напоминают прежние разборки верующих с отдельными богохульниками. Первые обижены, что их не воспринимают всерьез, и не уверены, что общество позволит им вернуть чаемое прошлое. А нередко не уверены и в себе. А потому в их гневе явно ощутим надрыв. Вторых же стало гораздо больше, но богохульниками их назвать сложно. Они грешат не неверием, а суеверием, то бишь верой во что ни попадя.
Понарошку и всерьез
Отчего же такой сыр-бор? Все дело в медийной составляющей конфликта. Именно она и придает ему пугающий масштаб, которого он, по сути, лишен. Борьба между современным искусством и религией определяется законами информационной войны. Этим законам в равной мере подчиняются обе стороны. Поэтому в какой-то момент и теряется различие между теми, кто совершил провокацию и кто на нее ответил. Процесс порчи картин в Сахаровском музее мало чем отличался от процесса их создания. И то и другое плод совместной акции, будоражащей публику и побуждающей ее наблюдать за вольными и невольными акционистами с неослабным вниманием. При помощи вездесущих СМИ.
Основное в этой акции не существо вопроса, а пиар-технологии. Из реальных угрозы становятся виртуальными. Это напоминает фильм "Матрица" где тела героев пребывают в полной недвижности, а проекции сознания ведут бескомпромиссный бой. Энергия виртуальной агрессии резонирует с энергией противника, усиливая ее и встречно усиливаясь сама. Только летят в разные стороны ошметки псевдореальности, производя немалый информационный шум.
Во что верят художники и их оппоненты вторично. Совместными усилиями они порождают очередной симулякр в мире, лишенном сущности. А потому нелегко заметить, что веру подменяет надрыв, а неверие суеверия. Информационный шум сводит различия на нет.
Но пока длится этот бой теней в постхристианском мире, в мире ислама он вполне реален. Сколько бы ни рассуждали юные радикалы-антиглобалисты, что бен Ладен с присными виртуальные персонажи, не вызывает сомнения: они или те, кто им наследует, реальные упыри, сосущие настоящую кровь. Убийство Тео Ван Гога произошло не только на экране, хотя страшная телекартинка тысячекратно усилила его эффект.
Кто же будет утверждать, что дети, играющие в войну и убивающие друг друга понарошку, хуже, чем вояки, занимающиеся тем же всерьез? Редкий случай, когда преимущества симулякра безусловны.
06.10.2005
Источник: Культура