В эти дни свой 70-летний юбилей отмечает один из самых известных архипастырей Русской Православной Церкви, старейший член Священного Синода, управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О своем пастырском служении в период гонений на Церковь и о роли православия в современной России в интервью "НГР" рассказывает сам иерарх.
Ваше высокопреосвященство, опираясь на свой жизненный опыт и на опыт пастырского служения, скажите, какие годы были наиболее тяжелыми для Русской Православной Церкви?
Говоря в целом, нужно признать, что многие десятилетия XX века воспринимаются как единая, крайне тяжелая эпоха в жизни Церкви. Но это было и героическое время, в которое православие на Руси дало миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников.
Что значимого удалось сделать за годы вашего многолетнего служения на посту председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата?
С моей стороны было бы нескромно об этом говорить. Блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, мой предшественник на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, в свое время использовал уникальную возможность служения отечеству и миру в невероятно сложное для Церкви время. Его деятельность была эффективной и общепризнанной. Русская Православная Церковь в его период занимала лидирующее положение в межправославном и межрелигиозном сотрудничестве.
Мне же на этой стезе предоставилось лишь идти по "проторенному пути". И, оглядываясь на те годы, думаю, что и в мое председательство внешняя деятельность РПЦ приносила пользу внутренней церковной жизни и не была ослаблена эффективность межправославного и межрелигиозного сотрудничества.
На днях, отвечая в прямом эфире на вопросы россиян, президент Путин заявил, что в Советском Союзе была только одна легальная оппозиция Русская Православная Церковь. Как вы считаете, удавалось ли Церкви в столь непростой для нее период российской истории действительно оппонировать советской власти?
Как мне представляется, слова нашего президента на эту тему потому вызвали оживленный интерес, что им было использовано слово "оппозиция", которое у большинства людей сегодня ассоциируется с пропагандистской шумихой, демонстрациями или, как теперь говорят, "пиаром".
В этот период особенно наблюдалось, как в нашей стране сила Божия в немощах совершалась (2 Кор. 12: 9)... Вера Христова не была сокрушена в тот период в Советском Союзе не благодаря личным заслугам священнослужителей, а по обетованию, данному Господом: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).
Что в нынешней ситуации, когда вера для многих утрачивает свою значимость, Церковь может реально предложить стране и обществу?
В вашем вопросе проглядывают старые взгляды, знакомые мне еще с детства об "отмирании" религии. Я же с оптимизмом могу повторить слова святого апостола Павла о том, что "слово Божие живо и действенно..." (Евр. 4: 12). И вместо утверждения, что "вера для многих утрачивает свою значимость", хочу поделиться личными наблюдениями, что Церковь для многих обретается как последняя надежда. И в этих обстоятельствах мы стремимся возрождать присущие тысячелетней истории формы служения Церкви в нашей стране. Много примеров того вы сможете найти в Московской епархии.
Какое событие в жизни Русской Православной Церкви вы могли бы назвать наиболее судьбоносным для современной России?
Это, без всякого сомнения, восстановление Патриаршества на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В наши дни для всех очевидна значимость Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II и для восстановления церковной жизни, и для духовно-нравственного возрождения России.
Как вы в целом оцениваете попытки переосмысления исторического прошлого России и, в частности, стремление некоторых околоцерковных кругов канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина?
Прошлое не должно превращаться в игрушку, при помощи которой люди манипулируют общественным мнением и человеческими душами, не раскрывая при этом свои истинные цели. История это наука, и она всегда должна оперировать фактами, а не домыслами и выдумками. Что касается Грозного и Распутина, то Святейший Патриарх Алексий неоднократно высказывался по этому вопросу.
В моем докладе на последнем Архиерейском Соборе также обоснована невозможность причисления этих личностей к лику святых. Этого вопроса я недавно касался в других интервью в различных СМИ, и вряд ли тут есть что добавить. Если же кто-то продолжает настаивать, то это прежде всего свидетельствует о своем непослушании Церкви, а для верующего человека понятно, что это грех и заблуждение.
Какую роль в нынешней ситуации может сыграть Русская Православная Церковь в мирном сосуществовании различных религий и конфессий?
Именно ту, которую она и играет. Я имею в виду выстраивание взаимоуважительных отношений, предполагающих невмешательство в дела друг друга и взаимодействие ради достижения общественной стабильности, мира и процветания россиян.
5.10.2005
Источник: НГ-религии