После "оранжевой революции" Украина постепенно возвращается к обыденности. Стороны конфликта начинают договариваться. Что неудивительно: ведь любому украинскому правительству, имеющему мозги или хотя бы инстинкт самосохранения, нужно учитывать интересы всех регионов страны запада, востока, центра, юга, Крыма... Иначе не только окажется под угрозой целостность государства, но и возникнет опасность новых революций, не таких мирных, как последняя. На фоне консолидации мейнстрима активизируются радикалы, которые хотели "сорвать банк" после событий на майдане. Немудрено. Ведь шансы этих людей стремительно сокращаются и вскоре могут быть утрачены.
Использовать плоды майдана решила и Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), подчиненная Ватикану, но сохраняющая восточные ("православные") обряды. Паству ее составляют 4 5 миллионов человек, в основном жителей трех западных областей или выходцев оттуда, но УГКЦ претендует на то, чтобы стать общенациональной Церковью. Тактика греко-католиков (униатов) довольно примитивна: продвигаться на юг и восток Украины, но одновременно утверждать, что УГКЦ никого не обращает в свою веру, а только работает среди собственной паствы. Зачем тогда создавать целые епархии в регионах, где униатов едва наберется на один-два прихода? Зачем униаты начинают миссию среди молодежи в Одессе, где их община мизерна? Зачем, наконец, было назначать греко-католического священника аж в поселок Саргатское Омской области, где число "традиционных униатов" до сих пор равно нулю? Разве не в миссионерских целях?
Глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар называет унию мостом между Востоком и Западом. Мне как-то приходилось говорить, что если это и мост, то заминированный. Православные (не только на Украине и в России, но и на Ближнем Востоке, в Америке, по всему миру) считают унию духовной подменой: обряды вроде православные, но вера католическая, к тому же обязательное подчинение Папе Римскому. Впрочем, кардинал Гузар вопреки протестам православных продолжает проталкивать идею "объединенной украинской церкви" с центром в Ватикане. Кардинал публично мечтает, чтобы "в Украине был патриархат, один патриарх для всех". Единственное условие "чтобы эта церковь и этот патриарх были объединены с Римом".
Другие "объединители" лидеры непризнанных в православном мире "Украинской автокефальной православной церкви" и "Киевского патриархата" также претендуют на то, чтобы стать главными в украинской церковной жизни. Это, правда, не очень получается: глава "патриархата"
Филарет (Денисенко) находится под анафемой, да к тому же многих пугает своим жестким авторитаризмом. Других ярких лидеров у "отделившихся" нет. Вот почему они стараются соблазнить влиятельный Константинопольский Патриархат богатствами Украины в обмен на признание. К несчастью, такое искушение не всегда и не для всех проходит бесследно...
Самое удивительное, что в процессе создания "единой национальной церкви" активно принимают участие государственные деятели вопреки заверениям президента Виктора Ющенко, что он не намерен вмешиваться в церковную жизнь. Некоторые депутаты и чиновники вовсю проповедуют идею "в независимом государстве независимая Церковь", не зная, наверное, что большинство современных Церквей, включая Русскую, действуют во многих странах, а эпоха "национальных церквей" стремительно уходит в прошлое.
При этом хромает элементарная логика: Церковь с центром в Риме или Константинополе называется национальной и независимой, протестантская община, управляемая из США, чуть ли не лучом света в темном царстве, а Церковь в духовном (не административном!) единстве с Москвой враждебной. Словом типичный двойной стандарт. И попытка "рулить религией" на основе политических предпочтений, что всегда в истории кончалось плохо.
18.10.2005
Источник: Известия