Духовные процессы, протекающие сегодня в России, сложны, многообразны и противоречивы. Они связаны со многими причинами и обстоятельствами, кои трудно порою свести к общему знаменателю, приставив сверху "удобный" числитель. Но это не значит, что следует идти путем наименьшего сопротивления, утешаясь, будто так было и будет всегда, а от нас, сирых да убогих, ничего не зависит. Нет! Духовная компонента не только важна, но и определяюща, как основа, как первокирпичик, как базовый код всякого движения и любого развития. Вот почему нравственное оздоровление и разумный возврат общества к старым, испытанным временем ценностям и традициям являются обязательными условиями истинного национального возрождения. Об этом размышляет наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры отец Назарий (Лавриненко).
Ваше высокопреподобие, около двух месяцев назад страна отметила четырнадцатую годовщину знаменательных августовских событий. Срок сей, наверное, не слишком велик, но и не столь уж краток, чтобы нельзя было сделать каких-то принципиальных выводов о первых, промежуточных итогах долгожданной свободы. Как охарактеризовали бы вы пройденный этап и новые перспективы?
Четырнадцать лет это, вероятно, и не много, и не мало, а если использовать нынешнюю политическую терминологию и модный зарубежный инструментарий, то не мешает иносказательно сравнить их со "ста днями" периодом, после которого не возбраняется рассуждать вслух о достоинствах и недочетах системы и руководителей. В нашем случае буду неханжески откровенен говорить есть о чем. Бесспорные преимущества не сжатых цензурными тисками мыслей и слов ограничены, к сожалению, слабыми реальными возможностями осуществить их на практике.
Подобная двусмысленность в полной мере затронула и церковную жизнь. С одной стороны, мы обрели гражданскую волю и внутренние полномочия, с коими едва ли сравнится любой отрезок нашей долгой и богатой истории. С другой же, мы по-прежнему обделены собственным, принадлежащим нам имуществом, без чего несмотря на все хвалебные фимиамы Церковь, увы, чувствует себя Золушкой на пышном балу победившей демократии. У нас нет своих соборов, богослужебной утвари, доходных домов и земельных участков. Всем этим мы не владеем, а пользуемся на правах бессрочной аренды. Лишь новые, возведенные на спонсорские деньги храмы являются нашим неотъемлемым достоянием, а вот то, что в годы атеистического разбоя было противозаконно отнято, разрушено, испорчено, переделано, остается для нас утерянным градом Китежем, о коем можно пока молиться и мечтать...
Сии противоречия негативно влияют на взаимоотношения Церкви и государства, омрачают доброе согласие духовенства и светских владык, тормозят поворот общества к Богу, религии, поискам истины. Тормозят, но не могут, разумеется, остановить положительный и необратимый ход вещей.
И каков их главный маршрут?
С тысячелетия великого Крещения Руси, широко отпразднованного в 1988 году, у нас начал постепенно пробуждаться не преследуемый уже сверху интерес к вере. Конечно, он зародился как некая мода на церковность: регулярное не без щегольства перед друзьями и соседями посещение храмов и демонстративное ношение нательных крестиков, наипаче всего молодыми дамами, стали такими же признаками хорошего тона, как раньше вечеринки в клубах и просмотр нашумевших кинофильмов. Но около десяти лет назад эта бутафория исчезла: мужчины и женщины разных возрастов, желающие молиться и испрашивать у Неба горние, чистые советы, пошли в храмы осознанно, без тени самолюбования и гордыни. А сейчас среди воцерковленных мы видим уже юную поросль детей тех, кто в разгар перестройки посещал воскресные школы, усваивая бесценные азы православного вероучения. Такая молодежь опирается на поддержку семьи, ощущает дух воцерковленной среды, имеет другие, в корне отличные от взглядов многих людей представления о бытии и быте.
Но даже тут зачастую наблюдается не умолчу! весьма странная картина. С удивлением замечаешь, что детвора учит бабушек и дедушек, мам и пап тому, как надлежит подойти к священнику, приложиться к иконе, затеплить свечу, правильно перекреститься. Именно мальчишки и девчонки вразумляют старших, а не наоборот, как, казалось бы, требует элементарный здравый смысл. Ведь детали, даже существенные, деталями, но несопоставимы, несравнимы психологические тональности двух ситуаций: той, когда взрослый наставляет ребенка, и той, когда ребенок сообщает что-то полезное взрослому...
Может быть, скоро обстановка изменится к лучшему?
Что значит скоро? С момента крушения богоборческой диктатуры истекло почти полтора десятилетия. Никаких гонений и обид верующие не испытывают, а церковные службы с участием высших официальных лиц демонстрируются по телевизору. Что же мешает иным людям вспомнить о Господе, покаяться, воцерковиться, проторить дорогу к Храму? Инертность? Лень? Равнодушие? Черствость? Да все помаленьку.
Сегодня как-то неприлично оправдывать свои поступки ссылками на страшную, но давно ушедшую большевистскую эпоху. Она умерла и над ней (с присными ее!) суд Божий, справедливейший и объективнейший. А нам довольно прикрываться чужими грехами. Да, тяжкими, да, непростительными, запредельными, но чужими. Пора внимательно посмотреть на себя, на свое поведение, на свой образ жизни. Посмотреть и отрясти прах и скверну былого.
Но захочет ли Всевышний забыть и простить наши грехи? Нередко слышишь цитату из Книги пророка Иезекииля "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"...
Вещее речение Иезекииля вспоминают обычно в усеченном виде, урезанно и неполно. А если открыть боговдохновенный библейский текст и неторопливо вчитаться в его сакральные строки, то мы обнаружим, что Господь как раз упрекал избранных Своих за столь легкомысленную поговорку. "Зачем, вопрошал Он, вы употребляете эту пословицу?.. Живу Я!.. не будут впредь говорить пословицу эту... Ибо вот все души Мои, как душа отца, так и душа сына Мои; душа согрешающая, та умрет... Душа согрешающая, она умрет; сын же не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается". Вот вам подлинная живописная фреска, а не позднейшая мазня того или иного отрабатывающего наряд маляра!
Ветхозаветная фраза была востребована, как ни странно, и в материалистическом, партийно-советском лексиконе в самые памятные для всех нас времена...
Да, на пике красных репрессий, в 30-е годы, вождь Советского государства несостоявшийся семинарист Иосиф Сталин, знаток христианской догматики, ввел в словесный оборот ставшее почти хрестоматийным изречение: сын за отца не отвечает. То есть даже ярые атеисты не могли игнорировать мудрость божественных откровений и пытались как-то приноровить их к своим земным выгодам. К прискорбию, кроткие, человеколюбивые глаголы провозглашались как плакатные призывы, но отнюдь не исполнялись как похвальные деяния. Любопытно другое: большевистский лидер озвучил их задолго до Отечественной войны, когда партия по тонкому тактическому расчету ощутимо смягчила свое отношение к Церкви и верующим. Ошельмованное, поруганное прошлое шло по пятам за потерявшим рассудок настоящим... Нет, неосновательны опасения, будто Бог не простит нас, порочных и слабых, если мы раскаемся и исправим пути свои. Он, суливший ради одного праведника пощадить погрязшие в мерзости Содом и Гоморру, бесконечно терпелив и милосерд. Но не надо злоупотреблять Его долготерпением, не надо самонадеянно и дерзновенно испытывать Его доброту. Нужно следовать горним заповедям и неукоснительно претворять нормы Закона. Остальное приложится!
Что делает Церковь для духовного окормления тех, кто с готовностью идет ей навстречу?
По воле Божией нашу сегодняшнюю опору составляет молодая и образованная паства, твердо стоящая на ногах и весьма безбоязненно воспринимающая иронические выпады своих "секулярных" друзей и близких. Пора отбросить замшелую советскую догму, будто церкви посещают старушки в потрепанных платочках и старички, еле-еле отыскивающие знакомые буквы в газете, хотя есть и такие. Прогонять, что ли? А к нам в лавру поверьте на слово! все чаще приезжают на машинах хорошо одетые, образованные мужчины с сотовыми телефонами в карманах и кредитными картами в бумажниках. Приезжают и спрашивают: за кого порекомендуете голосовать, какой партии, какому союзу отдать предпочтение, а может быть, и оказать денежное содействие... Этим людям небезразлично, кто, как и ради чего будет ими править...
Клир стремится наладить и послемолитвенное общение верующих, и нам необходимы дополнительные площади, комнаты, залы. Вспомним: в прежнюю, далекую пору пасомые неплохо знали друг друга, что и создавало прочный, полноценный приход. Надо возвращаться к таким корням, к таким опробованным веками методам, надо сплачивать паству и укреплять веру, замаливая страшный грех семидесятилетнего бездуховного Вавилонского пленения дерзкого богоотступничества и вождистского языческого человекоугодничества...
Чувствуете ли вы поддержку государственных руководителей?
Святая Церковь наша всегда смиренно просила Престол Божий даровать многострадальной России симфонию духовного и мирского соработничества во имя Господа, Родины и народа. С радостию велией замечаем мы, как пути земные очищаются, спрямляются и озаряются немеркнущим светом совместного труда и печалования. Но в то же время болезнуем, что жизненно важные реформы и мероприятия проводятся до крайности медленно, поверхностно и уступчиво, что законным властям, имеющим безусловный мандат народного доверия, не хватает решительности и решимости, присущих державному ваятелю новой России императору Петру Великому. Административные чины, охотно законотворствуя и издавая бесчисленные входящие-исходящие бумаги, избегают "спускаться" на средний и нижний уровни, не проверяют качество и поспешность исполнения своих же собственных указаний. Между тем не тайна, что большая политика, особенно в такой протяженной и разноликой стране, как Россия, требует твердой и человеколюбивой руки.
Без белых перчаток...
Но с молитвенно сложенными перстами. Ведь Россия вернулась в семью культурных народов, заняв и подобающее место в мировом христианстве. Силы крупнейшей православной конфессии неудержимо множатся, прирастая громкими и безвестными именами двух тысяч новомучеников страстотерпцев, принявших жестокую смерть в период тоталитарной бесовщины и канонизированных в эпоху свободы. Кровь страдальцев, пролитая попущением Божиим и неумолимой логикой российской истории, орошает семена будущего урожая богатой и плодоносной церковной жизни.
Все духовенство приветствует и еще одно знаменательнейшее событие недавнюю поездку президента Владимира Владимировича Путина в Афонский монастырь на земле братской Греции. Первое посещение общенациональным российским лидером древнейшей иноческой обители, которая сыграла исключительную роль в становлении мирового и русского православия. Символично: даже благочестивые венценосные самодержцы не сподобились войти во врата сии, и только руководитель сегодняшней России принес туда приветствие от пробужденного Третьего Рима. Слава Творцу, нам довелось дожить до такого дня! Ибо не было бы возрождения страны не было бы, не могло бы быть и этого богоугодного паломничества.
19.10.2005
Источник: Вечерний Петербург