ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Довольно прикрываться чужими грехами!

Архимандрит Назарий

Яков Евглевский :: 19 октября 2005

Духовные процессы, протекающие сегодня в России, сложны, многообразны и противоречивы. Они связаны со многими причинами и обстоятельствами, кои трудно порою свести к общему знаменателю, приставив сверху "удобный" числитель. Но это не значит, что следует идти путем наименьшего сопротивления, утешаясь, будто так было и будет всегда, а от нас, сирых да убогих, ничего не зависит. Нет! Духовная компонента не только важна, но и определяюща, как основа, как первокирпичик, как базовый код всякого движения и любого развития. Вот почему нравственное оздоровление и разумный возврат общества к старым, испытанным временем ценностям и традициям являются обязательными условиями истинного национального возрождения. Об этом размышляет наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры отец Назарий (Лавриненко).

– Ваше высокопреподобие, около двух месяцев назад страна отметила четырнадцатую годовщину знаменательных августовских событий. Срок сей, наверное, не слишком велик, но и не столь уж краток, чтобы нельзя было сделать каких-то принципиальных выводов о первых, промежуточных итогах долгожданной свободы. Как охарактеризовали бы вы пройденный этап и новые перспективы?

– Четырнадцать лет – это, вероятно, и не много, и не мало, а если использовать нынешнюю политическую терминологию и модный зарубежный инструментарий, то не мешает иносказательно сравнить их со "ста днями" – периодом, после которого не возбраняется рассуждать вслух о достоинствах и недочетах системы и руководителей. В нашем случае – буду неханжески откровенен – говорить есть о чем. Бесспорные преимущества не сжатых цензурными тисками мыслей и слов ограничены, к сожалению, слабыми реальными возможностями осуществить их на практике.

Подобная двусмысленность в полной мере затронула и церковную жизнь. С одной стороны, мы обрели гражданскую волю и внутренние полномочия, с коими едва ли сравнится любой отрезок нашей долгой и богатой истории. С другой же, мы по-прежнему обделены собственным, принадлежащим нам имуществом, без чего – несмотря на все хвалебные фимиамы – Церковь, увы, чувствует себя Золушкой на пышном балу победившей демократии. У нас нет своих соборов, богослужебной утвари, доходных домов и земельных участков. Всем этим мы не владеем, а пользуемся на правах бессрочной аренды. Лишь новые, возведенные на спонсорские деньги храмы являются нашим неотъемлемым достоянием, а вот то, что в годы атеистического разбоя было противозаконно отнято, разрушено, испорчено, переделано, остается для нас утерянным градом Китежем, о коем можно пока молиться и мечтать...

Сии противоречия негативно влияют на взаимоотношения Церкви и государства, омрачают доброе согласие духовенства и светских владык, тормозят поворот общества к Богу, религии, поискам истины. Тормозят, но не могут, разумеется, остановить положительный и необратимый ход вещей.

– И каков их главный маршрут?

– С тысячелетия великого Крещения Руси, широко отпразднованного в 1988 году, у нас начал постепенно пробуждаться не преследуемый уже сверху интерес к вере. Конечно, он зародился как некая мода на церковность: регулярное – не без щегольства перед друзьями и соседями – посещение храмов и демонстративное ношение нательных крестиков, наипаче всего молодыми дамами, стали такими же признаками хорошего тона, как раньше – вечеринки в клубах и просмотр нашумевших кинофильмов. Но около десяти лет назад эта бутафория исчезла: мужчины и женщины разных возрастов, желающие молиться и испрашивать у Неба горние, чистые советы, пошли в храмы осознанно, без тени самолюбования и гордыни. А сейчас среди воцерковленных мы видим уже юную поросль – детей тех, кто в разгар перестройки посещал воскресные школы, усваивая бесценные азы православного вероучения. Такая молодежь опирается на поддержку семьи, ощущает дух воцерковленной среды, имеет другие, в корне отличные от взглядов многих людей представления о бытии и быте.

Но даже тут зачастую наблюдается – не умолчу! – весьма странная картина. С удивлением замечаешь, что детвора учит бабушек и дедушек, мам и пап тому, как надлежит подойти к священнику, приложиться к иконе, затеплить свечу, правильно перекреститься. Именно мальчишки и девчонки вразумляют старших, а не наоборот, как, казалось бы, требует элементарный здравый смысл. Ведь детали, даже существенные, деталями, но несопоставимы, несравнимы психологические тональности двух ситуаций: той, когда взрослый наставляет ребенка, и той, когда ребенок сообщает что-то полезное взрослому...

– Может быть, скоро обстановка изменится к лучшему?

– Что значит – скоро? С момента крушения богоборческой диктатуры истекло почти полтора десятилетия. Никаких гонений и обид верующие не испытывают, а церковные службы с участием высших официальных лиц демонстрируются по телевизору. Что же мешает иным людям вспомнить о Господе, покаяться, воцерковиться, проторить дорогу к Храму? Инертность? Лень? Равнодушие? Черствость? Да все помаленьку.

Сегодня как-то неприлично оправдывать свои поступки ссылками на страшную, но давно ушедшую большевистскую эпоху. Она умерла – и над ней (с присными ее!) суд Божий, справедливейший и объективнейший. А нам довольно прикрываться чужими грехами. Да, тяжкими, да, непростительными, запредельными, но чужими. Пора внимательно посмотреть на себя, на свое поведение, на свой образ жизни. Посмотреть и отрясти прах и скверну былого.

– Но захочет ли Всевышний забыть и простить наши грехи? Нередко слышишь цитату из Книги пророка Иезекииля "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"...

– Вещее речение Иезекииля вспоминают обычно в усеченном виде, урезанно и неполно. А если открыть боговдохновенный библейский текст и неторопливо вчитаться в его сакральные строки, то мы обнаружим, что Господь как раз упрекал избранных Своих за столь легкомысленную поговорку. "Зачем, – вопрошал Он, – вы употребляете эту пословицу?.. Живу Я!.. не будут впредь говорить пословицу эту... Ибо вот все души – Мои, как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая, та умрет... Душа согрешающая, она умрет; сын же не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается". Вот вам подлинная живописная фреска, а не позднейшая мазня того или иного отрабатывающего наряд маляра!

– Ветхозаветная фраза была востребована, как ни странно, и в материалистическом, партийно-советском лексиконе – в самые памятные для всех нас времена...

– Да, на пике красных репрессий, в 30-е годы, вождь Советского государства несостоявшийся семинарист Иосиф Сталин, знаток христианской догматики, ввел в словесный оборот ставшее почти хрестоматийным изречение: сын за отца не отвечает. То есть даже ярые атеисты не могли игнорировать мудрость божественных откровений и пытались как-то приноровить их к своим земным выгодам. К прискорбию, кроткие, человеколюбивые глаголы провозглашались как плакатные призывы, но отнюдь не исполнялись как похвальные деяния. Любопытно другое: большевистский лидер озвучил их задолго до Отечественной войны, когда партия – по тонкому тактическому расчету – ощутимо смягчила свое отношение к Церкви и верующим. Ошельмованное, поруганное прошлое шло по пятам за потерявшим рассудок настоящим... Нет, неосновательны опасения, будто Бог не простит нас, порочных и слабых, если мы раскаемся и исправим пути свои. Он, суливший ради одного праведника пощадить погрязшие в мерзости Содом и Гоморру, бесконечно терпелив и милосерд. Но не надо злоупотреблять Его долготерпением, не надо самонадеянно и дерзновенно испытывать Его доброту. Нужно следовать горним заповедям и неукоснительно претворять нормы Закона. Остальное – приложится!

– Что делает Церковь для духовного окормления тех, кто с готовностью идет ей навстречу?

– По воле Божией нашу сегодняшнюю опору составляет молодая и образованная паства, твердо стоящая на ногах и весьма безбоязненно воспринимающая иронические выпады своих "секулярных" друзей и близких. Пора отбросить замшелую советскую догму, будто церкви посещают старушки в потрепанных платочках и старички, еле-еле отыскивающие знакомые буквы в газете, хотя есть и такие. Прогонять, что ли? А к нам в лавру – поверьте на слово! – все чаще приезжают на машинах хорошо одетые, образованные мужчины с сотовыми телефонами в карманах и кредитными картами в бумажниках. Приезжают и спрашивают: за кого порекомендуете голосовать, какой партии, какому союзу отдать предпочтение, а может быть, и оказать денежное содействие... Этим людям небезразлично, кто, как и ради чего будет ими править...

Клир стремится наладить и послемолитвенное общение верующих, и нам необходимы дополнительные площади, комнаты, залы. Вспомним: в прежнюю, далекую пору пасомые неплохо знали друг друга, что и создавало прочный, полноценный приход. Надо возвращаться к таким корням, к таким опробованным веками методам, надо сплачивать паству и укреплять веру, замаливая страшный грех семидесятилетнего бездуховного Вавилонского пленения – дерзкого богоотступничества и вождистского языческого человекоугодничества...

– Чувствуете ли вы поддержку государственных руководителей?

– Святая Церковь наша всегда смиренно просила Престол Божий даровать многострадальной России симфонию духовного и мирского соработничества во имя Господа, Родины и народа. С радостию велией замечаем мы, как пути земные очищаются, спрямляются и озаряются немеркнущим светом совместного труда и печалования. Но в то же время болезнуем, что жизненно важные реформы и мероприятия проводятся до крайности медленно, поверхностно и уступчиво, что законным властям, имеющим безусловный мандат народного доверия, не хватает решительности и решимости, присущих державному ваятелю новой России – императору Петру Великому. Административные чины, охотно законотворствуя и издавая бесчисленные входящие-исходящие бумаги, избегают "спускаться" на средний и нижний уровни, не проверяют качество и поспешность исполнения своих же собственных указаний. Между тем не тайна, что большая политика, особенно в такой протяженной и разноликой стране, как Россия, требует твердой и человеколюбивой руки.

– Без белых перчаток...

– Но с молитвенно сложенными перстами. Ведь Россия вернулась в семью культурных народов, заняв и подобающее место в мировом христианстве. Силы крупнейшей православной конфессии неудержимо множатся, прирастая громкими и безвестными именами двух тысяч новомучеников – страстотерпцев, принявших жестокую смерть в период тоталитарной бесовщины и канонизированных в эпоху свободы. Кровь страдальцев, пролитая попущением Божиим и неумолимой логикой российской истории, орошает семена будущего урожая – богатой и плодоносной церковной жизни.

Все духовенство приветствует и еще одно знаменательнейшее событие – недавнюю поездку президента Владимира Владимировича Путина в Афонский монастырь на земле братской Греции. Первое посещение общенациональным российским лидером древнейшей иноческой обители, которая сыграла исключительную роль в становлении мирового и русского православия. Символично: даже благочестивые венценосные самодержцы не сподобились войти во врата сии, и только руководитель сегодняшней России принес туда приветствие от пробужденного Третьего Рима. Слава Творцу, нам довелось дожить до такого дня! Ибо не было бы возрождения страны – не было бы, не могло бы быть и этого богоугодного паломничества.

19.10.2005

Источник: Вечерний Петербург

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама