ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В Татарстане может появиться исламский банк

София Сайганова :: 27 октября 2005

Возможно, в недалеком будущем в Татарстане будет создан банк, работающий в исламской традиции. Пока вероятность такого проекта, в котором предполагается участие как зарубежных инвесторов, так и местных, и из других российских регионов, только прорабатывается. Но нашим читателям наверняка интересно узнать, в чем специфика банковской системы в исламе. Об этом мы беседуем с генеральным директором "Благотворительного Фонда "Идель-Хадж" Рустэмом Роевичем ГАТАУЛЛИНЫМ.

– Исламский банк строит свою экономическую деятельность на основе следующих принципов: во-первых, не взимается ссудный процент. Но при этом взимаются сборы, которые идут на покрытие административных расходов (например, в Исламском Банке Развития – это 2-3 % от суммы кредита). А также инвестор (и/или Банк) получает оговоренную долю в доходе предпринимателя или квоту в бизнесе.

Во-вторых, набор методов финансирования весьма широкий: кредит, техническая помощь, лизинг, продажа в рассрочку, участие в капитале, линии финансирования и другие.

В-третьих, банк помогает покупателю и производителю (продавцу) заключить контракт и оплачивает его в целях производства (поставки) определенного продукта, с заданными спецификациями, по определенной цене и с фиксированной датой поставки.

И, наконец, банк работает с физическими лицами: принимает вклады, открывает текущие счета, организует всеобщую подписку на акции и векселя компаний, создает общие кассы на приобретение и продажу ценных бумаг (аналог – ПИФ).

Таким образом, исламский банк заменяет платную ссуду инвестициями в проект средств в обмен на участие в прибыли, а вкладчики банка получают свой доход также не в виде фиксированного процента, а благодаря участию в прибыли Банка.

– Имеет ли коммерция как таковая в мусульманском мире какую-то специфику?

– Главное отличие исламской экономики – неприемлемость взимания процентов с долга, отказ от ростовщичества, о чем мы уже говорили на примере банка. Но тоже относится к любым иным бизнес-структурам, а также частным лицам, предпринимателям. За этим стоит определенная идеология: по исламу, отдавать деньги в рост, под проценты – значит неуважительно относиться к человеку, делать его зависимым, а не свободным, неправедно зарабатывать деньги. Именно поэтому участники экономических отношений, построенных на принципах ислама, вместо процентов по вкладам предлагают партнеру участвовать в прибылях того предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязательном условии – вкладчик должен разделить и возможные убытки. Это так называемое долевое финансирование ("мушарака"). Любой человек, собирающийся заняться своим делом и нуждающийся для этого в денежной помощи, может рассчитывать на то, что он ее обязательно получит (если его дело обещает быть успешным и полезным). Точно так же с любым производством – если ожидается, что оно будет прибыльным, и для того, чтобы вступить в действие нуждается в инвестициях, – оно их получит. Расплачиваться с банком за предоставленный кредит предприятие будет уже не по ставке банковского ссудного процента, а по заранее оговоренной доле собственной прибыли.

Кроме того, ислам узаконил покрытие долгов другого человека. Оно происходит в том случае, когда должнику необходимо рассчитываться по взятому им долгу, но по некоторым причинам он этого сделать не может. Тогда третья сторона (по собственному согласию) берет на себя ответственность расплатиться по долгам этого мусульманина-должника.

Так, ислам запрещает людям давать и получать взятки.Ислам учит тщательному соблюдению обещаний и договоренностей, запрещает поступать вероломно в договорах. Любой мусульманин должен выполнять заключенные договоры, сдерживать обещания и быть верным данному слову – это визитная карточка праведного мусульманина во все времена.

– Есть ли в России и в Татарстане исламские банки? Кто их основал, российские или зарубежные финансисты?

– В России (Москва) в 1991 году был учрежден Банк, работающий на исламских принципах беспроцентного финансирования – Международный Коммерческий Банк "Бадр-Форте Банк". Это пока единственный в России Банк, работающий в этом сегменте рынка. МКБ "Бадр-Форте Банк" специализируется на обслуживании торгово-экономического сотрудничества между Россией и развивающимися странами Азии и Африки. В структуре акционерного капитала банка преобладают физические лица (более 85 %), среди которых гражданин одной из Ближневосточных стран с долей в УК – 22. 8 %.

– Что нужно для того, чтобы стать вкладчиками мусульманского банка? Обязательно ли для этого исповедовать ислам?

– Вкладчиками банка, работающего по исламским принципам, может стать любой человек, независимо от его вероисповедания. Нужно лишь, чтобы его устраивали предлагаемые условия.

– Есть ли уже примеры сотрудничества коммерсантов и частных лиц с мусульманскими банками?

– Для оптимизации международных расчетов и обеспечения эффективного банковского сопровождения внешнеэкономической деятельности МКБ "Бадр-Форте Банк" использует разветвленную корреспондентскую сеть, охватывающую крупнейшие банки почти в 60 странах, большинство из которых расположены в регионах Ближнего и Среднего Востока, Африки, Юго-Восточной и Южной Азии.

Приоритетными направлениями банка для инвестиционных вложений являются космические технологии, судостроение, военная промышленность, природоохранные проекты.

– Есть ли преимущества для вкладчиков по сравнению с банками европейского образца?

– Сегодня ни один Банк в России, в том числе и "Бадр-Форте Банк", не предлагает для мусульман услугу по принятию вкладов по исламским принципам. Исходя из опыта работы зарубежных банков, работающих по исламским принципам, преимущества для вкладчиков определяются конкретными банковскими продуктами, исходя из стратегии и маркетинговой политики банка. Обычно спектр таких продуктов очень разнообразен и экономически выгоден.

Замечу, что одно из направлений деятельности нашего Фонда "Идель-Хадж" (помимо развития программ благотворительности) – это анализ рынка финансовых услуг в России и разработка принципов и подходов для создания финансового центра, работающего по исламским принципам.

26.10.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама