1 марта в «Президент-отеле» по инициативе партии «Евразия» состоялась конференция «Россия 2003: Выборы и религиозные конфессии», в ходе которой обсуждались возможные формы влияния традиционных религиозных конфессий на предстоящие парламентские выборы, на расстановку политических сил. Участие в конференции приняли ведущие росcийские политики, эксперты, иерархи и представители религиозных институтов, традиционных для России.
Событие, об организационном уровне которого большинство участников осталось высокого мнения, можно охарактеризовать как очередной этап разработки общей стратегии грядущих выборов. Обсуждение, как это не часто бывает, велось в подчеркнуто интеллектуальной атмосфере, причем людьми, которые подчас стоят за принятием реальных политических решений.
От РПЦ выступил теоретик социальных проектов Церкви, протоиерей Всеволод Чаплин. От ЦДУМ – представитель верховного муфтия (Тахир-хозрат), зачитавший доклад шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, полный интересных и неожиданных политико-экономических и социологических обобщений. Интеллектуализмом на сей раз отличались и калмыцкие буддисты, представленные их главой Дорджи-ламой. Отсутствовавший по причине празднования шаббата главный раввин А.Шаевич прислал содержательное приветствие. На редкость аргументированным, с точки зрения оценки отношения христианской морали к современным политическим реалиям России, было выступление епископа лютеранской евангелической церкви Ингрии А.М.Прилуцкого. Т.е. от лица конфессий конференция была представлена цветом религиозной мысли.
Не менее представительны были и интеллектуалы от политики. – Директор «Института политических исследований» Сергей Марков по сути выражал стратегию правых (СПС), «кремлевский стратег» Павловский известен как создатель пропрезидентской «партии большинства» «Единая Россия», глава «Центра геополитических экспертиз» Александр Дугин является председателем партии «Евразия», ориентированной на Президента, но слева. Присутствие в президиуме Сергея Глазьева, интеллектуально представляющего крайне левых, наталкивает, в свою очередь, на интересные неожиданные выводы по поводу некоторых политических блоков.
В зале присутствовал внушительный набор авторитетных экспертов – от В.Третьякова (патриарха отечественной политологии – в ее практическом измерении) до Орешкина, Панченко, Малютина, Юсуповского и многих других.
Фактически, обсуждение явилось репрезентативным – интеллектуалы от религии и от политики договаривались о принятии ряда стратегических паттернов.
Если внимательно проанализировать выступления представителей духовенства, например ответственного за внешние церковные связи РПЦ Всеволода Чаплина, вступительным словом открывшего конференцию, становится ясно, что официальная позиция Русской Православной Церкви остается на надполитическом уровне: «Любая попытка политически ангажировать церковь означает попытку её расколоть» (о.Всеволод).
Сходную позицию представителя российских мусульман отражают тезисы доклада Верховного муфтия России: «будучи верующими и стремясь к возрождению религии, мы отвергаем партии левого экстремизма, проповедующие атеизм и марксизм – такие как КПРФ. Нам ближе всего евразийский подход и левый центр». В адрес КПРФ на конференции прозвучали и более жесткие высказывания. Выступающие обратили внимание на то, что у коммунистов изобилуют взаимоисключающие дискурсы, сумбурно перемешивающие атеизм, марксизм, верность историческому материализму с вульгарно трактуемой чисто лозунговой религиозностью. Уровень PR-аргументов Зюганова шокировал аудиторию:«Гагарин полетел в космос, чтобы увидеть Бога», – считает Геннадий Андреевич (с точки зрения христианской теологии сказать большую глупость трудно).
Все происходящее было многоуровневым действом: одновременно выяснением роли традиционных конфессий накануне выборов, тестированием лояльности тех или иных сил Президенту, прощупыванием выборных альянсов между нарождающейся новой левой платформой (Дугин-Глазьев), кремлевскими мыслителями (Павловский-Марков) и интеллектуалами основных российских религий. Пожалуй, это первый опыт обсуждения довольно сложных и многомерных проблем, касающихся власти, партий, блоков, выборов и конфессий, в спокойной деловой обстановке, с глубоким аналитическим комментарием, спокойным деловым настроем участников. В этом смысле конференция более, чем удалась.