I. Глобализация
Глобализация возбуждает надежды и страхи: надежды на создание объединенного мира, в котором будут преодолены политические и социальные барьеры, и человечество прекратит страдать; и страхи того, что ускорение экономических и социальных изменений, отсутствие направления или ориентация исключительно на прибыль приведут к триумфу сильных над слабыми и движению в сторону культурного однообразия. Всемирное взаимопонимание, и даже новая Пятидесятница (день, когда Апостолы начали говорить на разных языках – прим. пер.), может оказаться столь же сложным, как постройка Вавилонской башни и хаос, последовавший за этим.
Глобализация не является совершенно новым феноменом. Первая волна глобализации прокатилась уже в конце 15 и начале 16 столетий, когда европейцами был обнаружен и колонизирован мир, лежащий за пределами Европы. Строго говоря, это была скорее "Европеизация", чем глобализация, и она направлялась скорее политически, чем экономически.
Индустриальная революция 19 столетия принесла с собой вторую волну глобализации. Поиск новых рынков и источников сырья привел к распространению международной торговли и возникновению новых колоний. Приоритетом этого второго периода глобализации были экономические интересы. Вплоть до Первой Мировой войны политические интересы были полностью им подчинены.
Разрушения, оставленные тоталитарными режимами и Второй Мировой войной, привели к новой волне глобализации. В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций и многочисленные менее влиятельные организации. Все эти организации были призваны разрабатывать и гарантировать общее благосостояние всего мира. Основные действующие лица этой новой волны глобализации осознавали необходимость установления универсальных и незыблемых юридических оснований, способствующих объединению мира. Так, 10 декабря 1948 года была принята универсальная Декларация Прав Человека как "основа свободы, справедливости и мира во всем мире"1. Эта декларация, которая часто получала признание Пап Римских, начиная с Пия XII, также по праву занимает выдающееся место в Христианской социальной доктрине.
Специфические характеристики современной глобализации – экономические и технологические. Во всем мире экономическое сотрудничество перешло на новый количественный и качественный уровень. В количественных терминах, в течение более 40 лет мировая торговля росла быстрее, чем производство. В то время, как последнее росло примерно на 5 % в год, объем мировой торговли увеличивался на 6 % в год. Однако в 1990-ых годах разница между ежегодным ростом объема торговли и увеличением производства составляла более 5 %. В 2000 году объем мировой торговли увеличился примерно на 10 % и достиг общего объема в 15 триллионов немецких марок. В терминах качества, глобальное сотрудничество влияет не только на торговлю, но и на производство, движение капитала и обмен услугами. Транснациональные торговые альянсы оказывают воздействие на развитие бизнеса во всех основных отраслях промышленности. Комплектующие отдельных товаров, например, автомобилей, производятся во многих странах; фондовые рынки торгуют 24 часа в сутки во всем мире и также имеют тенденцию к слиянию; услуги инженеров, юристов, архитекторов, врачей и биологов на всемирном уровне доступны почти мгновенно.
Это приводит нас к технологическому аспекту глобализации. В начале 1990-ых годов новая технология связи, преодолевая барьеры времени, предоставила гражданам возможность глобальной взаимосвязи в таких масштабах и с такой скоростью, которые раньше были невообразимы. Интернет позволяет одновременно связаться с любым жителем Земли, с помощью необходимого оборудования и технологий, и открывает совершенно новые возможности для распространения информации, исследований и обучения. Рука об руку с преобладанием английского языка, он продолжает покорять планету.
Очевидно, последняя волна глобализации создает намного более глубокие изменения в нашей жизни, чем предшествующие. Это не только глобализация рынка, фабрик и фондовой биржи, но и уменьшение срока службы потребительских товаров. Разработка новых автомобилей, компьютеров и технических приспособлений становится все более быстрым и универсальным процессом. Это предъявляет новые требования к способностям к труду и обучению как руководства компаний, так и служащих.
II. Политические проблемы глобализации
Какую роль в глобализации последней волны играют государство и политика? Могут ли они быть ослаблены из-за глобализации экономики и средств связи? Должны ли мы говорить о "пост-суверенных государствах в глобальном мире"2?. Если глобальный бизнес может свободно выбирать самое выгодное расположение для своих инвестиций или промышленных предприятий, кажется, он может навязывать национальным правительствам собственные условия, утверждая себя инвестором или производителем и создателем рабочих мест. А если его условия не будут приняты, он может отозвать свой капитал, переместить свои фабрики в другое место и уничтожить рабочие места, по крайней мере в старом месте расположения. Кажется, будто глобализация, таким образом, вынуждает национальные правительства бороться за "отмену госконтроля" всей своей экономической и финансовой политики в целом, а также налоговой и социальной систем. Глобализация, кажется, сводит политику до роли служанки экономики, подрывая суверенитет наций. Доступ к сетям коммуникаций, кажется, становится более важным, чем правительство определенной территории3. Что касается тоталитарных систем управления, она ослабляет их монополию на информацию, что является оплотом защиты диктаторского правительства. Интернет предоставляет возможность доступа к информации, не прошедшей цензуру, а это подрывает власть диктатора.
Впечатление, что глобализация делает политику служанкой экономики, может быть обманчивым. Политика сохраняет две функции, которые она и сейчас имеет в традиционных индустриальных странах или в экономике "национальных" рынков, которых, в строгом смысле слова, никогда не существовало. Она должна гарантировать свободу и прозрачность в процессе международного обмена товарами, услугами, капиталом и трудом, а также должна гарантировать во всемирном масштабе социальные стандарты, позволяющие тем, кто не может получать выгоду из глобального рынка, по какой бы то ни было причине, вести существование, достойное человека. Таким образом, политика должна гарантировать, с помощью международных соглашений и институтов, которые включают эффективные механизмы санкционирования, свободу торговли и движения капитала во всемирном масштабе, законную защиту капиталовложений, защиту окружающей среды и защиту служащих и клиентов в случае банкротства. Она должна также стремиться воплощать в жизнь глобальную социальную политику, которая включает в себя дифференцированную систему социальных гарантий, поддержку прав рабочих на совместное управление предприятиями, преодоление бедности в развивающихся странах в сотрудничестве с неправительственными организациями, подобными CIDJAP (Catholic Institute for Development, Caritas Justic – прим. пер.), и меры для списания долгов в беднейших странах. В ходе глобализации это – единственный способ защитить не только достоинство личности, но и культурный аспект глобализированной экономики.
Проблема принятия на себя этих двух традиционных политических функций заключается в недостатке глобального политического авторитета, что ясно указывает на потребность во всемирном правительстве. Только глобальное государство могло бы регулировать глобальную экономику. Однако это требование не является неотложным, и его выполнение скорее было бы подобно строительству новой Вавилонской башни. Возможности достижения мира и справедливости во всем мире, возможно, не зависят от того факта, что сейчас в мире существует 200 национальных государств – или немного больше. Эти 200 наций могут быть организованы в региональные альянсы, подобные Европейскому Союзу, но не могут быть централизованы в глобальное государство без отрицательных последствий. Региональные ассоциации – уже сами по себе сложные образования, которые с большим трудом поддерживают равновесие между централизованной и национальной властью. Ради этой цели они основаны на принципе субсидиарности, что вынуждает их отдавать центральным органам власти только те полномочия, которые необходимы для стремления к общественному благу для всех.
Те же самые аргументы адекватны против гегемонии одиночной нации. Ее власть могла бы гарантировать порядок и защиту, но только за счет существенных ограничений свободы, экономической конкуренции и культурного многообразия, даже в стране с долгой традицией свободы. Поэтому преимущества Pax Americana не могут компенсировать его недостатков.
Кроме модели гегемонии и утопической модели глобального государства и правительства, которые требуют реформы ООН и ее Совета Безопасности, политическая наука в настоящее время предлагает две других модели будущей глобальной политической системы: мир наций и мир институтов. В модели мира наций, национальные государства остаются основными действующими лицами на международной арене, но не единственными. Они адаптируются к глобализации, сотрудничая с представителями многонационального бизнеса и представителями гражданского общества, с одной стороны, и региональными объединениями, подобными ЕС, NAFTA и MERCOSUR с другой. Однако, глобальные или региональные институты – просто инструменты национальной дипломатии.
Национальные государства есть и будут, пишет Сэмюэль Хантингтон в своей классической работе "Столкновение Цивилизаций", доминирующими субъектами мирового развития. Но после окончания холодной войны все в большей степени они определяют свои интересы в культурных понятиях. Также они объединяются в различные регионы цивилизаций4. В этих регионах цивилизаций, – Хантингтон насчитывает семь таких регионов – доминирующую роль играет религия. Возрождение религии касается не только сферы исламской цивилизации, но каждого континента5. (О важности религии в современном мире – включая и терроризм – говорил также и президент Конференции епископов Нигерии, Архиепископ Онаийекан в Синоде епископов в Риме в октябре 2001 года). Сферы цивилизаций не идентичны государствам – за исключением Японии. Нов этих сферах могут быть доминирующие государства. В Африке кандидатами на роль доминирующих государств Хантингтон называет Нигерию и Южную Африку. Из-за конфликтов между различными племенами, а также между мусульманами и христианами он считает, что, скорее всего, доминирующим государством может быть Южная Африка.
В модели мира институтов принцип существования национальных государств подчинен сети национальных, наднациональных и межнациональных институтов, которая становится все более и более плотной, и должна постепенно привести к возникновению нового глобального порядка. В среднесрочной перспективе, нации сохраняют ответственность за мировой порядок, но центральная функция связи и посредничества переходит к наднациональным институтам, как автономным агентам, которые эффективно воздействуют на поведение наций6. Примерами таких институтов могут быть Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и саммиты ООН по вопросам защиты окружающей среды, социальных проблем, населения и т.д.
Недавнее возникновение международных соглашений и институтов, включая международные органы правосудия, способные улаживать конфликты и выносить решения, кажется лучшим способом сделать глобальную экономику более цивилизованной, точнее, обеспечить ее необходимым политическим каркасом. Этот подход является более медленным и более сложным, чем подход мирового правительства, но он не только менее рискован и более реалистичен, но также больше располагает к организованным совместным действиям. То, что и этот подход не свободен от конфликтов, показала Конференция ООН, посвященная населению и развитию (Каир, 1994 год) и Конференция ООН, посвященная проблемам женщин (Пекин, 1995 год). На этих конференциях было предложено право на аборт, но оно было подчинено праву на жизнь невинных человеческих существ, как неотъемлемого элемента демократии, то есть другим интересам7. Кроме того, за разработку международных правил и соответствующих институтов несут ответственность не только государства. Скорее, гражданские организации, такие как ассоциации менеджеров и служащих, могут принимать свои собственные правила, даже если власть остается в руках правительств.
Реакция гражданского общества на политические проблемы глобализации не должна состоять в его превращении в глобальное гражданское общество8. По моему мнению, это стало бы contradictio in adiecto (логический нонсенс (лат.) – прим. пер.). Гражданское общество – это общество активных и обладающих самосознанием граждан, которые составляют экономическую, политическую и культурную сферу, сравнительно отделенную от государства. Эти граждане свободно вступают в ассоциации, политические партии и выбирают средства массовой информации; они участвуют в процессе принятия политических решений и не только толерантны к субсидиарному государству, но поддерживают и ценят его как условие общего благополучия. Социальная гражданская преданность людей подразумевает наличие общей культуры, языка и эмоциональных связей. Я считаю, что эти условия могут быть разработаны только локально и на местах. Дискурс глобализации и разбиения на регионы – Санкс говорит о "глокализации"9 – указывает на то, что люди не ищут свою идентичность в глобальном обществе или глобальной культуре, но, как раз наоборот, чем больше глобализация пропитывает их жизнь, тем больше они стремятся сохранить свои корни, локальные и эмоциональные связи. Местные традиции, фестивали, национальные музеи и история никогда не имели такой сильной поддержки, как в последние 20 лет, по крайней мере в Германии и во Франции, но также и здесь, в Нигерии.
В последние дни я читал книгу "Понимание Африки" Обиора Ике и Ндиди Нуоли Эдозиен. Ее подзаголовок – «Традиционные суждения о законности, юриспруденция и справедливость в Ибуленде (название территории, где существовала древняя цивилизация народности Ибу в Нигерии – прим. пер.) как основания культурно укорененного и устойчивого развития». Содержание книги также демонстрирует попытку сопоставления местных традиций с универсальными ценностями. Цель авторов – исследовать возможности объединения традиционной юриспруденции Ибу с современной юридической практикой.
III. Установки христианской социальной доктрины
Каковы же рекомендации христианской социальной доктрины для преодоления политических проблем глобализации? Как христианская социальная доктрина воспринимает и оценивает глобализацию? Любому этическому обсуждению и каждому моральному акту должны предшествовать правильное видение и оценка. Анализ работ по социальной этике, в отличие от церковных и догматических текстов, обнаруживает удивительные расхождения. С одной стороны, считается, что понятие "глобализация" не имеет большой содержательной ценности, но является "идеологическим изобретением или стратегическим инструментом..., который используется для разрешения конфликтов при распределении благ в пользу собственных интересов"10 или для того, чтобы скрыть существование гегемонии капитализма11. С другой, глобализация изображается как "необратимое явление", которое открывает новые перспективы для материального развития и интеллектуального прогресса и указывает на то время, когда "человечество прекратит страдать"12.
Однако, Commission Iustitia et Pax французской епископальной конференции склонна видеть в глобализации не только риск возникновения новой Вавилонской башни, но также и возможность новой Пятидесятницы13. Используя образ Вавилонской башни, Комиссия описывает глобализацию, которая служит только власти, эгоизму и тоталитарной унификации. Глобализация приравнивается к Пятидесятнице, если она служит благосостоянию и единству, в то же время уважающему различия. Однако, сравнение Интернета с чудом языков Пятидесятницы с теологической точки зрения ошибочно. Чудо языков в Иерусалиме было результатом милости Бога и Святого Духа, а не делом рук человеческих. Не принимается во внимание различие между духовным и мирским. Однако, как справедливо отмечает Комиссия, Пятидесятница показывает, что христиане не должны полностью отвергать глобализацию. Она объединяет людей друг с другом, что позитивно в принципе, но все ее аспекты должны быть проверены в соответствии с тремя критериями: является ли прогресс человечества основной темой глобализации? Влияет ли она на всех людей? Уважает ли она различия между ними?
Стоит упомянуть в этой связи особенность французского взгляда на глобализацию, который также влияет на роль Commission Iustitia et Pax: во Франции глобализация обычно идентифицируется с американизацией и воспринимается как угроза для французской культуры. Согласно стандартам глобализации и либерализации, гамбургеры Макдональдса и голливудские телесериалы угрожают французской кухне и французскому кино. Защита от этого натиска лежит не в отказе от сравненительного подхода к нациям, а в "Европе – изации", под эгидой которой должна процветать la civilisation francaise. Оплотом против американского образа жизни должен стать Европейский Союз. "Французские политики считают, что они призваны возглавить международное движение против англо-саксонской глобализации14. Текст Commission Iustitia et Pax французской епископальной конференции также содержит ясные свидетельства такого антиамериканизма. Средством предотвращения глобального распространения американского капитализма и недостатка культуры через Троянского коня ВTO должна стать глобализация, основанная на социальной демократии, и не меньше. Таким образом, Комиссия надеется, что глобализация свернет с пути, ведущего к новой Вавилонской башне, и станет новой Пятидесятницей, но не разьясняет преимуществ подобного благословения социальной демократии. Она идет еще дальше и мечтает о "новых формах социализма..., включая те, которые проистекают из идей Маркса", чтобы остановить "тоталитаризм прибыли и экономики"15. Таким образом, через десять лет после краха коммунизма, Комиссия конференции французских епископов имеет сомнительную честь быть первым сторонником возрождения Марксизма.
Антиамериканизм, содержащийся в тексте Commission Iustitia et Pax, чрезмерен. Не только потому, что Соединенные Штаты также имеют Католическую церковь с многочисленными евангелистскими свидетельствами, но потому что он объективно необоснован. Создание Соединенных Штатов неотделимо от Христианских устоев их отцов-основателей. Как выразил это Папа Римский Иоанн Павел II в речи в Соборе Св. Луки 27 января 1999 года, "Америка первой провозгласила свою независимость на основе не требующих доказательств моральных истин. Америка останется маяком свободы для всего мира до тех пор, пока она отстаивает эти моральные истины, формирующие самое ядро ее исторического опыта"16.
Какие рекомендации социальная доктрина Церкви дает нам для глобальной организации политики, экономики и культуры? Социальная доктрина Церкви основана на той предпосылке, что глобализация – это процесс, "который все более и более распространяется, вследствие увеличения во всем мире возможностей средств связи, и который фактически ведет к соединению расстояний". Согласно материалам, составленным Pontifical Commission Iustitia et Pax для социального катехизиса, изданного летом 2000 года, с этической точки зрения этот процесс может "рассматриваться как положительно, так и отрицательно". Он позитивен в том случае, если увеличивает и развивает производственную мощность, и "поддерживает единство среди людей и развитие экономических отношений между разными странами". Он считается отрицательным, "если глобализация направляется исключительно рыночными законами, которые используются для того, чтобы выгоду извлекали самые сильные"17. Следовательно, "глобализация, априорно, не хороша или плоха. Она станет тем, что сделают из нее люди"18.
Я считаю, что важными факторами в обеспечении правильного контекста глобализации и превращения ее в инструмент растущего успеха являются три принципа католической социальной доктрины: 1. Гарантия человеческого достоинства; 2. Универсальное предназначение земных вещей; 3. Глобальное единство всех людей.
1. Гарантия человеческого достоинства
Согласно Католической социальной доктрине, если люди всегда являются источником, действующей силой и адресатом любых экономических и социальных преобразований, это также применимо и к мировому экономическому порядку. Все усилия, направленные на поддержание и развитие человеческого совершенствования, целей и ресурсов, институтов и процедур, а также на обеспечение развития, достойного человечества, оправданы в том случае, если они полностью сосредоточены на человеке. То есть, если они обоснованы в антропоцентрических терминах ". Ни одна система не является целью сама по себе, и необходимо подчеркнуть, что глобализация, как и любая другая система, должна служить человечеству; она должна способствовать объединению и общему благу"19.
Бедность и голод должны быть уничтожены до основания. Это – необходимое, но не достаточное условие создания гарантий человеческого достоинства. Другие требования – гарантии прав человека, особенно политическая, экономическая и религиозная свобода, вместе с развитием систем социального обеспечения, создание стабильности демократии, включая участие в развитии политической воли и развитии личности. Для развития личности необходимо образование, ориентированное на ценности, точно так же, как и на приобретение квалификации. Для такого всестороннего образования католическая церковь всегда прилагала постоянные усилия во всем мире, где проповедовала слово Божье. Такое всестороннее образование – предпосылка стабильной занятости. А занятость придает смысл существованию, выявляет творческий потенциал и способствует сотрудничеству, в то время как безработица дегуманизирует, угнетает и отнимает у человека возможность стать более совершенным человеческим существом. В своей энциклике Populorum Progressio, Папа Римский Павел VI писал: "Развитие не может быть сведено к экономическому росту. Чтобы быть подлинным, оно должно быть всесторонним, оно должно способствовать развитию каждого человека и всего человечества..." Таким образом, гарантии человеческого достоинства также требуют в некоторых странах "реформирования... несправедливых структур и, в особенности, самих по себе политических институтов, заменяя коррумпированные, диктаторские и авторитарные режимы демократическими формами правления". В своей энциклике Sollicitudo Rei Socialis, Папа Римский Иоанн Павел II выражает надежду, что этот процесс демократизации "распространится и наберет силу. Это – необходимое условие «здоровья» политического сообщества, которое выражается в свободном и ответственном участии всех граждан в общественных делах, в верховенстве права и в уважении и защите прав человека, а также является незыблемой гарантией «целостности отдельной личности и всех людей»"20. Свобода религий – интегральный вклад в развитие и общее благо государства (Иоанн Павел II, 10.2.93, Хартум).
Однако в настоящее время угроза для человеческого достоинства исходит не столько из экономического или политического развития, сколько из развития науки, в особенности из достижений медико-биологических исследований. Как отметил Папа Римский Иоанн Павел II в речи перед членами Папской Академии социальных наук о глобализации, мы стоим перед "Невиданным увеличением власти над человеческой природой", к которому политика не готова. Мировая конкуренция в исследовании клеток эмбрионов может привести к нарушению этических принципов и угрозе для человеческого достоинства. Эмбрион имеет право на жизнь, и если он становится ресурсом для исследований, улучшения здоровья третьих лиц или удовлетворения эгоистических желаний родителей, это право на жизнь подрывается, и основы демократии разрушаются. Таким образом, Католическая церковь отрицает любой прагматический этический кодекс. "Человек всегда должен быть целью, а не средством, субъектом, а не объектом, он не может быть предметом торговли"21. Такая точка зрения базируется на основных принципах философии Эммануила Канта. Кроме того, она заставила Католическую церковь выступить против принятия права на аборт на Всемирных Конференциях ООН в Каире и Пекине.
2. Универсальное предназначение земных вещей
Католическая доктрина постоянно подчеркивает универсальное предназначение земных вещей в облегчении нужд людей и наций во многих развивающихся странах. Она всегда подчеркивала двусторонний характер своей этики собственности22. Право на частную собственность – право человечества. Но "Бог предназначил Землю и все, что она содержит, для всех людей и наций так, чтобы все сотворенные вещи были разделены справедливо среди всего человечества"23.
Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал это универсальное предназначение земных вещей в своих Энцикликах и речах, посвященных достойному человека развитию беднейших наций и той приоритетности, которую Церковная доктрина придает праву выбора для бедных24.
Другая основная предпосылка наиболее эффективного использования ресурсов и эффективного удовлетворения потребностей, как в национальном, так и во всемирном масштабе – это существование свободного рынка25. Католическая социальная доктрина также является сторонником свободной международной торговли, но подчеркивает, что она должна быть сбалансирована необходимостью социальной справедливости. Когда индустриальные страны адаптируют свои финансовые, налоговые или социальные стратегии для осуществления внутренней поддержки сельского хозяйства или различных отраслей промышленности, конкурирующих в неблагоприятных условиях, они должны также согласовать и осуществлять на практике международные меры защиты, чтобы поддержать экспорт из беднейших стран мира, даже если не существует никакого глобального политического авторитета. "Один стандарт должен быть истинным для всех. То, что относится к национальным экономикам и к высокоразвитым нациям, должно также относиться и к торговым отношениям между богатыми и бедными нациями. Конкуренция не должна быть исключена из торговых отношений. Она должна сохраняться в определенных границах, оставаться справедливой и законной, и таким образом быть действительно достойной человека. В торговых отношениях между развитыми и высокоразвитыми экономиками существует значительное неравенство в общей ситуации и в свободе действий. Ради человечности и моральности международной торговли, социальная справедливость требует, чтобы ее участникам было возвращено определенное равенство возможностей"26. Некоторым это может показаться попыткой примирить непримиримое. Однако, опыт многих индустриальных стран, включая Германию, свидетельствует о том, что рынок и конкуренция, с одной стороны, и система социального обеспечения и государственная социальная защита, с другой, могут быть совершенно совместимыми, и что для общего благосостояния их синтез является обязательным.
Католическая социальная доктрина является сторонником интеграции всех стран посредством международного разделения труда и посредством соглашений, которые способствуют свободной конкуренции, и создают благоприятные условия для развития самых слабых национальных экономик. Она порицает теорию зависимости27, особенно распространенную в освободительном богословии, объясняющую бедность Третьего мира зависимостью развивающихся стран от индустриальных, а богатство последних – эксплуатацией первых. Этот аргумент указывает на отделение развивающихся стран от мирового рынка и на изоляцию их национальных рынков. Однако в Centesimus Annus Иоанн Павел II отклоняет такой взгляд. Недавний опыт показал, что "страны, которые исключили себя, пострадали от упадка и застоя. А развивались те страны, которые успешно принимали участие в общих взаимосвязанных экономических действиях на международном уровне"28.
3. Единство всех людей
Способствовать единству всех людей – вот что Церковь рассматривает как свою специфическую миссию. Второй Совет Ватикана определил Церковь в Lumen Gentium именно как таинство единства: "Церковь во Христе имеет природу таинства, знака и инструмента, то есть объединения с Богом, и единства всей человеческой расы"29. Эта миссия побуждает Церковь заниматься проблемами развития и рассматривать достойное развитие человечества как обязательный аспект ее просветительской работы30. Процесс преодоления различий между Севером и Югом должен идти в направлении единства всех людей. А затем обе стороны, и Север и Юг, должны предпринять усилия, которые радикально отличаются от тех, что были предприняты за последние 30 лет, в течение которых пропасть между Севером и Югом еще больше расширилась. Обе стороны несут ответственность за создание цивилизации, основанной на объединении. "Взаимозависимость должна быть преобразована в объединение, основанное на том принципе, что плоды творения предназначены для всех"31.
Обязанность богатых стран – обеспечивать помощь в развитии, направленном на уничтожение бедности и бедствий, посредством программ уничтожения неграмотности, программ торговли, займов, технологического обмена и реформирования международных институтов. Частью этого обязательства является реформирование систем международной торговли, что позволит положить конец протекционизму, установить международную валютную систему, поддерживать передачу технологий и реформировать международные организации32. Обязательством индустриальных стран является также уважение к культурам и религиям развивающихся стран. Перед внедрением программ развития они должны познакомиться с этими культурами и религиями, и избегать "навязывания собственного образа жизни" тем, кто получает их помощь. Это особенно относится к проблеме рождаемости33. Однако уважение к другим культурам и религиям не означает согласия с нарушениями прав человека, например, с самопожертвованием вдов на похоронных кострах их мужей, кастовыми разделениями, телесными увечьями в качестве наказаний или женским обрезанием. Бороться против таких нарушений прав человека – обязательство, лежащее в основе цивилизации, основанной на объединении и гарантиях человеческого достоинства.
Обязательство увеличить помощь в развитии касается не только самих по себе правительств, но также и обществ индустриальных стран. Их граждане должны переосмыслить свое потребительское поведение и потребление энергии, чтобы обеспечить возможности для национальных экономик развивающихся стран. Молодых граждан необходимо поощрять отправляться в развивающиеся страны в качестве преподавателей, инженеров, рабочих или ассистентов по развитию, "чтобы помочь находящимся на стадии становления нациям приблизиться к более развитой цивилизации"34. "Будущее цивилизации зависит" от выполнения этих обязательств35. Такое будущее является решающим, если мы хотим достичь стабильного мира, в определении которого акцент сдвинулся от справедливости к развитию и солидарности. "Развитие" является новым названием мира, как повторил Папа Римский Павел VI в Populorum Progressio36, А Папа Римский Иоанн Павел II дополнил традиционное определение "Opus iustitiae Pax" (мир как плод справедливости) новым "Opus solidarietatis pax" (мир как плод солидарности)37.
Если цивилизация, основанная на солидарности, должна опираться на взаимозависимость, развивающиеся страны также имеют ряд обязательств. Католическая социальная доктрина постоянно подчеркивает, что эти нации должны нести "ответственность за основную работу"38 в своем экономическом и социальном развитии. Они – "творцы своего собственного развития", и, таким образом, они также "несут бремя этой работы и прежде всего ответственны за нее"39. Они должны развить дух предпринимательства и действовать согласно своей собственной ответственности, "не ожидая всего от более развитых стран"40. Принцип субсидиарности также остается справедливым для отношений между развивающимися и индустриальными странами41.Способность и желание развивающихся стран предпринимать собственные инициативы, бороться и получать доход – предпосылка эффективности помощи в развитии. Наконец, развивающиеся страны должны устранить границы между собой или, по крайней мере, сделать их более проницаемыми42, мирно улаживать межплеменные конфликты, практиковать взаимную солидарность и объединяться в региональные сообщества развития43.
Если и развивающиеся, и индустриальные страны выполняют свои обязательства, а международные институты не превышают своих полномочий ради собственных интересов, но разрабатывают их таким образом, чтобы это также содействовало развитию мирового экономического порядка, достойного человечества, все это будет способствовать общему глобальному благосостоянию посредством социального сотрудничества. Моделью, которую можно принять в качестве руководства в этой нелегкой работе, может стать модель социальной рыночной экономики, объединяющая свободную конкуренцию с социальной справедливостью. С точки зрения многих сторонников христианской социальной этики, эта модель также применима и к мировой экономике44. Она объединяет свободную мировую торговлю и экономическую глобализацию с защитой слабых и справедливостью в распределении благ на международном уровне. Это – оплот цивилизации, основанной на солидарности и связанной с тем экономическим порядком, который Иоанн Павел II рекомендует для стран третьего мира в Centesimus Annus45. Социальная рыночная экономика может быть описана как право выбора для бедных46.
В настоящее время, нет никаких признаков существования глобального политического авторитета, который мог бы привести к созданию такого мирового экономического порядка. Также его существование не является неотложной необходимостью. Но есть христиане, готовые преданно служить такой цивилизации, основанной на солидарности по всему миру. Христиане, призванные принять участие в экономике и политике индустриальных государств, развивающихся стран и международных институтов которые обязаны сотрудничать, не только друг с другом, но также и с христианами других конфессий и сторонниками других религий47. Они уже могут продемонстрировать цивилизацию, основанную на солидарности, мобилизуя себя во имя мирового единства, универсального предназначения земных вещей и гарантий человеческого достоинства.
Сноски:
1 Вступление к Декларации прав человека ООН, 10.12.48.
2 Lubomir Mloch, The postsovereign state in the Global World: a point of view from economic transition of the Czech Republic , unpublished manuscript, Prague 2000. [Любомир Млош, постсуверенное государство в глобальном мире: c точки зрения экономических преобразований в Чешской Республике. Неопубликованная рукопись, Прага, 2000. На английском языке.]
3 Werner Link, “Nationalstaatliche Politik unter neuen Bedingungen”, in : Klaus-Jürgen Hedrich u.a., Globalisierung und Politik, St. Augustin 1996, page 18.[Вернер Линк, "Национальная политика в новых условиях " \\\\ Клаус-Юрген Хедрих США, Глобализация и политика, Св.. Aвгустин, 1996, стр. 18. На немецком языке]
4 Samuel P. Huntington, Kampf der Kulturen, 2. Aufl., München/Wien 1997, S. 38f. [Сэмюэль П. Хантингтон, Борьба культур, 2. Мюнхен/Вена 1997, S. 38f. На немецком языке.]
5 Указ. соч. S. 144f.
6 Andreas Jacobs, “Leitbilder globaler Ordnung. Zur Rolle grenzüberschreitender Institutionen im Zeitalter der Globalisierung”, in : Auslandsinformationem, published by the Konrad Adenauer Foundation, 08/2000, pp. 4 ff. [На немецком языке.]
7 См. Michel Schooyans, La face cachee de l'ONU , Paris 2000. [На французском языке.]
8 Die vielen Gesichter der Globalisierung. Perspektiven einer menschengerechten Weltordnung, hrsg. von der Wissenschaftlichen Arbeitsgruppe fur weltkirchliche Aufgaben der Deutschen Bischofskonferenz, Bonn 1999, pp. 39 ff. [На немецком языке.]; Jacques Delcours. L'importance de la societe civile europeenne dans la construction d'une societe civile mondiale. [На франзуском языке.]
9 9 T. Howland Sanks FJ, "Globalisation and the Church Social Mission", in Theological Studies , vol. 60 (1999), page 651. [T. Хоуланд Сэнкс "Социальная глобализация и миссия церкви", Теологические исследования, том 60 (1999), стр. 651. На английском языке.]
10 Friedhelm Hengsbach SJ, "Globalisierung" aus wirtchaftlicher Sicht', in Aus Politik und Zeitgeschichte, 21/97 (16-5-1997), page 3. [На немецком языке.] См. также, тот же автор, "Globalisierung"- eine wirtschaftsethische Reflexion' in Aus Politik und Zeitgeschichte, 33-34/2000 (11-8-2000) pp. 10 ff. [На немецком языке.]
11 F. Hengsbach, Die andern in Blick. Christliche Gesellschaftsethik in den Zeiten der Globalisierung Darmstadt 2001, р. 142. [На немецком языке.]
12 Joseph Joblin SJ, "Aktualitat des Christentums im Globalisierungsprozess", in International Catholic Review, Communio, vol. 27 (2000), page 199. [На немецком языке.]
13 "Maitriser la mondialisation", Document de la commission Justice et Paix, in La documentation catholique nо. 2201 del 4.4.99, pag. 6s. [На французком языке.]
14 "Sophie Meunier, The French exception", in Foreign Affairs vol. 79, July/August 2000, page 106; [“Софи Менье. Француское исключение» \\\\ Иностранные дела, том 79, июль\\август 2000, стр. 106. Hа английском языке.] In German, titled "Auch die Kuche zahlt zur Kultur" in Rheinischer Merkur, 25/08/00. [На немецком языке.]
15 "Maitriser la mondialisation" , указ. соч., стр. 9. [На франзузском языке.]
16 John Paul II, Speech given at Evening Prayer at the Cathedral of St. Louis on 27/01/99, in Osservatore Romano (German), 05/02/99. [Иоанн Павел II, Речь во время Вечерней молитвы в соборе Св. Луки 27.01.99, Osservatore Romano, 05/02/99. На немецком языке.]
17 Pontifical Council for Justice and Peace, Die Soziale Agenda. A compilation of texts on Catholic social doctrine, Vatican City 2000, no. 357. [Папский совет справедливости и мира, Die Soziale Agenda. Собрание текстов, посвященных Католической социальной доктрине, Ватикан 2000, № 357. На английском языке.] В своем Заявлении о социальной миссии (Глава XVI.3), опубликованном 15.08.00, русская Православная церковь рассматривает глобализацию подобным же образом. Однако, в отличие от католической церкви, она требует обширного контроля над представителями многонационального бизнеса и движением капитала. Питающая чрезвычайное недоверие к глобальной экономике, Русская православная церковь требует объединенных усилий церкви, государства, гражданского общества и международных организаций ради соблюдения равных прав при культурном и информационном обмене, чтобы противостоять "опасности полной унификации".
18 John Paul II, Speech to the members of the Pontifical Academy of Social Sciences, given on 27/04/01, published in Ossevatore Romano (weekly edition in German), 11/05/01. [Иоанн Павел II, речь перед членами Папской академии социальных наук, 27.04.01 \\\\ еженедельник Ossevatore Romano, 11/05/01. На немецком языке.]
19 John Paul II, Speech of 27/04/01, op. cit. [Иоанн Павел II, речь 27.04.01, указ. соч.]
20 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 44. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 44.]
21 John Paul II, Speech of 27/04/01, op. cit. [Иоанн Павел II, речь 27.04.01, указ. соч.]
22 См. Leo XIII, Rerum Novarum 7 and Pius XI, Quadragesimo Anno 45 ff.
23 Gaudium et Spes 69 and 71.
24 John Paul II, Centesimus Annus 31. [Иоанн Павел II, Centesimus Annus 31.]
25 Указ. соч. 34. Cм. также Joseph Kardinal Hoffner, "Die Weltwirtschaft im Licht der katholischen Soziallehre", in Gerhard Fels (ed.), Kirche und Wirtschaft in der Verantwortung fur die Zukunft der Weltwirtshaft, Koln 1987, page 54. [На немецком языке.]
26 Павел VI, Populorum Progressio 59-61.
27 См. Leonardo Boff, Kirche: Charisma and Macht, Studien zu einer streitbaren Ekklesiologie, Dusseldorf 1985, pag. 240 [На немецком языке.]; Leonardo und Clodovis Boff, Wie treibt man Theologie der Befreiung?, Dusseldorf 1986, pag. 37[На немецком языке.]; Leonardo Boff, "Der Markt und die Religion der Ware", in Concilium, 28. year (1992), pp. 195 ff. [На немецком языке.]; Hugo Assmann/Franz J. Hinkelammert, Gotze Markt, Dusseldorf 1992. [На немецком языке.]
28 John Paul II, Centesimus Annus 33. See also Die beiden von der Wissenschaftlichen Arbeitsgruppe fur weltkirchliche Aufgaben der Deustchen Bischofskonferenz herausgegebenen Schriften Von der Dependenz zur Interdependenz . Anstoe und Grenzen der Dependenztheorie, Bonn 1994, and Die vielen Gesichter der Globalisierung, Perspektiven einer menschgerechten Weltordnung, Bonn 1999, page 55, and Sowie Wilhelm Korff, "Ethische Probleme einer Welwirtschaftsordnung" in Aus Politik und Zeitgeschichte B 50/92, 04/12/90, pp. 11 ff. [Все на немецком языке.]
29 2nd Vatican Council, Dogmatic Constitution on the Church (Lumen Gentium 1). [Второй Совет Ватикана, Догматические основания Церкви.] См. также Pedro Morande, "Los desafios eticos de la globalizacion", in Consejo papal para la familia, edicion Familia y Vida. A los 50 anos de la Declaracion universal de los Derechos Humanos. Actas del III Encuentro de politicos y legisladores de America, Buenos Aires 3 a 5 de agosto de 1999, Rome 2000, pp. 310 ff. [На испанском языке.]
30 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 14 and 31. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 14 и 31.]
31 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 39. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 39.]
32 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 43. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 43.]
33 John XXIII, Mater et Magistra 170; 2nd Vatican Council, Gaudium et Spes 54 and 87; John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 25 and 32, and the speech of 27/04/01, op. cit. [Иоанн XXIII, Mater et Magistra 170; Второй совет Ватикана, Gaudium и Spes 54 и 87; Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 25 и 32, и речь 27.04.01, указ. соч.]
34 Paul VI, Populorum Progressio 47 ff. [Павел VI, Populorum Progressio 47 ff.]
35 Указ. соч., 44.
36 Указ. соч., 76, 83 b 86.
37 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 39. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 39.]
38 John XXIII, Pacem in Terris 123; Die vielen Gesichter der Globalisierung op. cit., page 54. Иоанн XXIII, Pacem в Terris 123; Умрите vielen Gesichter der Globalisierung op. Cit., стр. 54.]
39 Paul VI, Populorum Progressio 77; 2nd Vatican Council, Gaudium et Spes 86. [Павел VI, Populorum Progressio 77; Второй Совет Ватикана, Gaudium и Spes 86.]
40 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 44. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 44.]
41 2nd Vatican Council, Gaudium et Spes 86. [Второй Совет Ватикана, Gaudium и Spes 86.]
42 Каждый, кто знаком, скажем, с барьерами и проблемами коммуникации между Нигерией и Бенином знает, как много развивающиеся страны могут и должны сделать самостоятельно. В начале 1990-ых было фактически невозможно отправить сообщение из Лагоса в Котону или наоборот. Связь можно было поддерживать только через европейскую страну.
43 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 45. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 45.]
44 См. J. Kardinal Hoffner, op. cit. page 54; Bernhard Sutor, Politische Ethik, Gesamtdarstellung auf der Basis der Christlichen Gesellschaftslehre, Paderborn 1991, page 324; Wolfgang Ockenfels, "Entwicklungszusammenarbeit aus der Perspektive der katholischen Soziallehre und einer sozialen Marktwirtschaft" in Ulrich Poner/Andre Habisch, (ed), Signale der Solidaritat. Wege christlicher Nord-Sud-Ethik , Paderborn 1194, pp. 81 ff.; W.Korff op. cit., page 10; "Gemeinwohl und Eigennutz. Wirtschaftliches Handeln" in Verantwortung fur die Zukunft. Eine Denkschrift der Evangelischen Kirche in Deutschland, Gutersloh 1991, page 133; Die Vielen Gesichter der Globalisierung , op. cit., page 51. [Все на немецком языке.]
45 John Paul II, Centesimus Annus 42 and 43. See also his positive appraisal of then social market economy in his speech to the German ambassador Hans-Joachim Hallier, in Osservatore Romano (weekly edition in German), 16/11/90. [Иоанн Павел II, Centesimus Annus 42 и 43.] См. также его положительную оценку социальной рыночной экономики в речи в честь посла Германии Ханса-Иоахима Халлиера, еженедельник Osservatore Romano, 16.11.90. [На немецком языке.]
46 См. Eugenio Yanez, Die soziale Marktwirschaft als option fur die Armen in Chile. Osnabruck 1995. [На немецком языке.]
47 John Paul II, Sollicitudo Rei Socialis 32 and 47. [Иоанн Павел II, Sollicitudo Rei Socialis 32 и 47.]