Городок Нанкана Сахиб на первый взгляд мало чем отличается от других городков южно-азиатского захолустья. Расположенный всего в 90 километрах от Лахора одного из самых больших городов Пакистана он теряется среди рисовых полей провинции Пенджаб. Невысокие старые дома, небогатые торговые лавки на узких улочках, вдоль которых тянутся засыпанные мусором сточные канавы.
Но раз в год этот небольшой провинциальный город просыпается, чтобы стать хозяином одного из самых старинных и пестрых религиозных праздников Южной Азии с Индостана и из-за границы сюда съезжаются сикхи, чтобы отметить день рождения своего главного учителя. В 1469 году здесь родился основатель религии сикхизм Гуру Нанак.
"Это самый пышный праздник за последние годы", радостно говорит Нараджит Сингх, паломник, прибывший из Индии.
По его словам, лишь в прошлом году после многолетнего перерыва власти Пакистана разрешили приехать индийским сикхам, в качестве жеста доброй воли между двумя странами-противниками отношения в последнее время улучшились.
Тогда в Нанкана Сахиб приехали более двух тысяч индийских сикхов. "А сейчас только из Индии прибыли пять тысяч человек, а еще есть из Британии, Америки, Франции, даже, говорят, из Восточной Европы", говорит Нараджит.
В течение нескольких дней (официально трех, но на деле не меньше недели) сикхи со всего мира отмечают свой главный праздник.
В 1947 году во время раздела Британской Индии территория Пенджаба была поделена между Индией и Пакистаном, сикхская святыня Нанкана Сахиб оказалась на пакистанской территории, тогда как большая часть сикхов на индийской. Сегодня в Индии сикхизм исповедуют около 15 миллионов человек, а в самом Пакистане их совсем не много, поэтому большинство паломников приезжие.
Ближе к центру города в глаза бросаются старинные дома с покосившимися стенами и потемневшими деревянными балконами, усыпанными жительницами города, одетыми в пестрые восточные одежды. Они ждут праздничного шествия.
Этим кварталам, как говорят местные, по 150-200 лет. Они были выстроены во времена сикхского могущества вокруг главной святыни гурдвара (храма), возведенного на месте рождения Гуру Нанака. В этом городке, который тогда назывался Талванди, молодой Нанак начал проповедовать свои идеи. В его вероучении причудливо переплелись представления индуизма и ислама, и вскоре новая вера, привлекшая выходцев из обеих религий, стала доминирующей во всем Пенджабе.
Толпа на улицах Нанкана Сахиба удивляет разнообразием. На людях надеты и характерные сикхские штаны особого покроя, и пакистанские национальные шальвар-камисы, и прекрасно сшитые европейские костюмы с галстуками. Всех объединяют только разноцветные тюрбаны.
На подходах к самой святыне появляются сикхи, опоясанные мечами. У многих на поясе кинжалы.
Сикхизм религия воинственная, и каждый молодой сикх, прошедший обряд посвящения, получает к своему имени приставку "сингх", что в переводе с санскрита значит "лев". Не случайно сикхский Пенджаб дольше многих других частей Индии сопротивлялся британским колониальным войскам англичане смогли присоединить княжество к Британской Индии лишь после двух кровопролитных англо-сикхских войн.
"Сикхи должны иметь пять отличий, объясняет один из паломников Чаттар Сингх. Это длинные волосы и борода с усами, гребень, железный браслет, штаны особого покроя и меч. Волосы аккуратно укладываются под тюрбан".
Сам Чаттар Сингх одет в серый европейский костюм, ни меча, ни кинжала при нем нет. Заметив мой взгляд, он улыбается: "Конечно, мечи и ножи носят уже далеко не все, как, впрочем, и штаны "качх" или браслет. А вот волосы укладывают в тюрбан все".
Чаттар Сингх приехал из Канады с большой группой тамошних сикхов: "Я давно живу в Канаде, работаю в крупной компании. Моя семья уже говорит по-английски, а не на языке пенджаби, но для меня приезд в Нанкана Сахиб очень важен: этот праздник символ единства сикхов, несмотря на то, что все мы здесь в разных костюмах".
Гурдвар, красивое здание в белых и розовых тонах, окружили несколько сотен людей. Они сидят, лежат, бродят вокруг в ожидании начала торжеств.
Вскоре появляется группа бородатых мужчин, вооруженных мечами. Это охранники гурдвара. Они выстраивают что-то вроде почетного караула у входа в храм. Затем из ворот на особом поддоне выносят какую-то святыню, усыпанную живыми цветами. Охранники разом вынимают мечи из ножен, и на солнце вспыхивают причудливые узоры дамасской стали.
"Это тахт сиденье, на котором проповедовали многие легендарные сикхские гуру", объясняют паломники.
Люди окружают святыню и выходят из храмового двора. Началось шествие.
Толпа, выкрикивая "Вахи Гуру!" ("О, Гуру!") и распевая сикхские гимны, двинулась по старинным улицам вокруг храмового комплекса. В толпе непрерывно звучат барабаны. Очевидно, именно так это и происходило здесь и сто, и триста лет назад.
В толпе заметны и мусульмане в большинстве своем это мальчишки и молодые люди, которые пришли сюда за бесплатным угощением, но их никто не гонит.
Здесь же показывают свое искусство и бродячие танцоры. Вот старик с мальчиком в богато украшенных костюмах собрали вокруг большую группу людей. Старик танцует, показывая руками то рыбу, то летящую птицу, все приветствуют его криками.
Вдруг в толпе образуется круг. Несколько сикхов начинают ветками мести асфальт.
"Будут показательные бои на мечах", говорит один из паломников. "Теперь бои на боевых мечах официально не разрешаются, только на деревянных", объясняет он.
Сикхи считают, что в искусстве боя на мечах им нет равных во всей Южной Азии.
В центре круга появляются двое немолодых мужчин в синих одеждах. Это ниханги меченосцы, защитники святынь, своего рода рыцарский орден внутри сикхизма. У них тяжелые деревянные мечи, видно, что ими тоже можно нанести серьезную рану.
Бой был короткий, но очень впечатляющий прыжок и удар. Но видно, что толпа вокруг прекрасно разбирается во всех тонкостях и понимает, кто вышел победителем.
После нескольких боев показательный бой провели молодые ниханги совсем мальчишки, лет десяти-двенадцати. Затем в круг впрыгнул еще один сикх, в его руках боевой настоящий клинок. Он начинает показывать искусство владения мечом, и это очень похоже на танец. Клинок все быстрее мелькает над головой. Вокруг кричит возбужденная толпа. Об этом сообщает "РИА Новости"