ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сикхи отпраздновали день рождения основателя своей религии

18 ноября 2005

Городок Нанкана Сахиб на первый взгляд мало чем отличается от других городков южно-азиатского захолустья. Расположенный всего в 90 километрах от Лахора – одного из самых больших городов Пакистана – он теряется среди рисовых полей провинции Пенджаб. Невысокие старые дома, небогатые торговые лавки на узких улочках, вдоль которых тянутся засыпанные мусором сточные канавы.

Но раз в год этот небольшой провинциальный город просыпается, чтобы стать хозяином одного из самых старинных и пестрых религиозных праздников Южной Азии – с Индостана и из-за границы сюда съезжаются сикхи, чтобы отметить день рождения своего главного учителя. В 1469 году здесь родился основатель религии сикхизм Гуру Нанак.

"Это самый пышный праздник за последние годы", – радостно говорит Нараджит Сингх, паломник, прибывший из Индии.

По его словам, лишь в прошлом году после многолетнего перерыва власти Пакистана разрешили приехать индийским сикхам, в качестве жеста доброй воли – между двумя странами-противниками отношения в последнее время улучшились.

Тогда в Нанкана Сахиб приехали более двух тысяч индийских сикхов. "А сейчас только из Индии прибыли пять тысяч человек, а еще есть из Британии, Америки, Франции, даже, говорят, из Восточной Европы", – говорит Нараджит.

В течение нескольких дней (официально трех, но на деле – не меньше недели) сикхи со всего мира отмечают свой главный праздник.

В 1947 году во время раздела Британской Индии территория Пенджаба была поделена между Индией и Пакистаном, сикхская святыня Нанкана Сахиб оказалась на пакистанской территории, тогда как большая часть сикхов – на индийской. Сегодня в Индии сикхизм исповедуют около 15 миллионов человек, а в самом Пакистане их совсем не много, поэтому большинство паломников – приезжие.

Ближе к центру города в глаза бросаются старинные дома с покосившимися стенами и потемневшими деревянными балконами, усыпанными жительницами города, одетыми в пестрые восточные одежды. Они ждут праздничного шествия.

Этим кварталам, как говорят местные, по 150-200 лет. Они были выстроены во времена сикхского могущества вокруг главной святыни – гурдвара (храма), возведенного на месте рождения Гуру Нанака. В этом городке, который тогда назывался Талванди, молодой Нанак начал проповедовать свои идеи. В его вероучении причудливо переплелись представления индуизма и ислама, и вскоре новая вера, привлекшая выходцев из обеих религий, стала доминирующей во всем Пенджабе.

Толпа на улицах Нанкана Сахиба удивляет разнообразием. На людях надеты и характерные сикхские штаны особого покроя, и пакистанские национальные шальвар-камисы, и прекрасно сшитые европейские костюмы с галстуками. Всех объединяют только разноцветные тюрбаны.

На подходах к самой святыне появляются сикхи, опоясанные мечами. У многих на поясе кинжалы.

Сикхизм – религия воинственная, и каждый молодой сикх, прошедший обряд посвящения, получает к своему имени приставку "сингх", что в переводе с санскрита значит "лев". Не случайно сикхский Пенджаб дольше многих других частей Индии сопротивлялся британским колониальным войскам – англичане смогли присоединить княжество к Британской Индии лишь после двух кровопролитных англо-сикхских войн.

"Сикхи должны иметь пять отличий, – объясняет один из паломников Чаттар Сингх. – Это длинные волосы и борода с усами, гребень, железный браслет, штаны особого покроя и меч. Волосы аккуратно укладываются под тюрбан".

Сам Чаттар Сингх одет в серый европейский костюм, ни меча, ни кинжала при нем нет. Заметив мой взгляд, он улыбается: "Конечно, мечи и ножи носят уже далеко не все, как, впрочем, и штаны "качх" или браслет. А вот волосы укладывают в тюрбан все".

Чаттар Сингх приехал из Канады с большой группой тамошних сикхов: "Я давно живу в Канаде, работаю в крупной компании. Моя семья уже говорит по-английски, а не на языке пенджаби, но для меня приезд в Нанкана Сахиб очень важен: этот праздник – символ единства сикхов, несмотря на то, что все мы здесь в разных костюмах".

Гурдвар, красивое здание в белых и розовых тонах, окружили несколько сотен людей. Они сидят, лежат, бродят вокруг в ожидании начала торжеств.

Вскоре появляется группа бородатых мужчин, вооруженных мечами. Это охранники гурдвара. Они выстраивают что-то вроде почетного караула у входа в храм. Затем из ворот на особом поддоне выносят какую-то святыню, усыпанную живыми цветами. Охранники разом вынимают мечи из ножен, и на солнце вспыхивают причудливые узоры дамасской стали.

"Это тахт – сиденье, на котором проповедовали многие легендарные сикхские гуру", – объясняют паломники.

Люди окружают святыню и выходят из храмового двора. Началось шествие.

Толпа, выкрикивая "Вахи Гуру!" ("О, Гуру!") и распевая сикхские гимны, двинулась по старинным улицам вокруг храмового комплекса. В толпе непрерывно звучат барабаны. Очевидно, именно так это и происходило здесь и сто, и триста лет назад.

В толпе заметны и мусульмане – в большинстве своем это мальчишки и молодые люди, которые пришли сюда за бесплатным угощением, но их никто не гонит.

Здесь же показывают свое искусство и бродячие танцоры. Вот старик с мальчиком в богато украшенных костюмах собрали вокруг большую группу людей. Старик танцует, показывая руками то рыбу, то летящую птицу, все приветствуют его криками.

Вдруг в толпе образуется круг. Несколько сикхов начинают ветками мести асфальт.

"Будут показательные бои на мечах", – говорит один из паломников. "Теперь бои на боевых мечах официально не разрешаются, только на деревянных", – объясняет он.

Сикхи считают, что в искусстве боя на мечах им нет равных во всей Южной Азии.

В центре круга появляются двое немолодых мужчин в синих одеждах. Это ниханги – меченосцы, защитники святынь, своего рода рыцарский орден внутри сикхизма. У них тяжелые деревянные мечи, видно, что ими тоже можно нанести серьезную рану.

Бой был короткий, но очень впечатляющий – прыжок и удар. Но видно, что толпа вокруг прекрасно разбирается во всех тонкостях и понимает, кто вышел победителем.

После нескольких боев показательный бой провели молодые ниханги – совсем мальчишки, лет десяти-двенадцати. Затем в круг впрыгнул еще один сикх, в его руках боевой настоящий клинок. Он начинает показывать искусство владения мечом, и это очень похоже на танец. Клинок все быстрее мелькает над головой. Вокруг кричит возбужденная толпа. Об этом сообщает "РИА Новости"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама