Обязательную регистрацию религиозных объединений в Казахстане следует отменить, считает уполномоченный по правам человека Болат Байкадамов. По его мнению, ущемляющая свободу вероисповедания норма никак не согласуется с международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным на днях парламентом республики.
Мы неоднократно заявляли, что принятые в Казахстане поправки по вопросам обеспечения национальной безопасности, выдвигающие требование обязательной регистрации, ущемляют свободу вероисповедания, говорит омбудсмен.
Правозащитники утверждают, что учет не может проводиться как принудительное мероприятие, а его отсутствие никак не должно служить основанием для преследований или запрета деятельности организаций. Ведь по международному пакту о гражданских и политических правах свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Регистрация религиозных объединений стала обязательной с июля этого года, когда в действие вступили поправки к законам о национальной безопасности и свободе вероисповедания. Их приняли, чтобы поставить на государственный учет все без исключения религиозные общины, которые работают на территории Казахстана. До этого правило распространялось лишь на тех "ловцов душ", кто желал получить правоспособность юридического лица.
Принципиальными противниками взаимоотношений с государством выступили евангельские христиане-баптисты. Считая, что норма обязательной регистрации нарушает принцип отделения церкви от государства, они отказались вставать на учет, даже когда правило стало носить неукоснительный характер.
Государство им ответило в своем духе: начало привлекать к ответственности непокорных верующих. К примеру, за отказ от регистрации баптистской церкви в Таразе был оштрафован ее пастор Петр Панафидин.Не смогли избежать административного наказания и его единоверцы из Уральска, Караганды и Актау. Причем, как утверждают баптисты, штрафы очень высокие и выплатить их было нелегко.
Надо сразу сказать, что речь идет о баптистах, объединившихся в международный союз. В требовании обязательной регистрации его члены видят желание госорганов установить над их деятельностью тотальный контроль. Существует также и Международный совет евангельских христиан-баптистов. И если первые регистрацию категорически отрицают, то вторые убеждены в том, что всякая власть от Бога, и с государством не спорят.
Большинство религиозных объединений согласно с мнением, что действия государства продиктованы необходимостью противостояния религиозному экстремизму. Пастор баптистской церкви в Астане Геннадий Врублевский, например, сообщил, что казахстанский филиал совета встал на учет еще 50 лет назад. Однако:
В государственную немилость как раз попали законопослушные организации, которые у всех на виду. А те, ради которых инициировали регистрацию, как были в подполье, так там и остаются, считает епископ евангелическо-лютеранской церкви Юрий Новгородов.
Существование в Казахстане радикально настроенных организаций, действующихяпод прикрытием религии, уже никто не отрицает. Но законодательных и административных инструментов противодействия таковым у государства, считают противники регистрации, достаточно.
В качестве подобных инструментов приводятся нормы отечественного Уголовного кодекса, которыми караются жертвоприношения, похищения, вербовки и причинениеявреда здоровью, в том числе под видом религиозных обрядов. Согласно этому кодексу незаконными считаются призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя Республики Казахстан. Запрещено также возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.
В административном порядке наказывается проведение мероприятий за пределами здания с нарушением установленных правил. Сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы, также могут быть признаны судом недействительными по Гражданскому кодексу. Для выявления организаций и верующих-правонарушителей у госорганов есть право проводить оперативно-розыскные мероприятия. Более того, в Казахстане уже есть закон "О противодействии экстремизму".
И примеры успешного применения законодательства в отношении религиозныхяорганизаций и верующих, нарушающих законы, в казахстанской практике есть.
За распространение листовок и призывы к антиконституционным действиям несколько раз арестовывались активисты "Хизб-ут-тахрира". Сама организация была признана экстремистской, а ее деятельность на территории страны запрещена.
В прошлом году сотрудникам КНБ удалось арестовать членов другой террористической организации, в рядах которой наряду с казахстанцами состояли граждане Узбекистана.
Примерно в то же время были задержаны четыре жительницы Южно-Казахстанской области, которых, по утверждению оперативников, готовили стать смертницами. У членов группировки изъяли спецлитературу, видео-, аудиокассеты, содержащие призывы к террору, с обращением Усамы бен Ладена, фальшивые паспорта, оборудование для подделки документов, компоненты взрывных устройств, оружие и боеприпасы.
Проблема современных государственно-конфессиональных отношений, как полагают некоторые юристы, заключается в попытке искоренить деятельность социально опасных организаций исключительно законодательными мерами.
Корни экстремизмаялежат не в несовершенном законодательстве, а в социально-экономической области, считает доцент Высшей школы права "Адилет" кандидат юридических наук Роман Подопригора. Экстремистские организации имеют успех и поддержку в странах и регионах, где государственные и правовые институтыяслабы и не вызывают доверия населения. Поэтому надежды, что можно решить проблемы исключительно законодательными мерами, неоправданны.
Уполномоченный по правам человека Болат Байкадамов считает, что после вступления в силу Международного пакта о гражданских и политических правах норму об обязательной регистрации из законодательства необходимо будет убрать. Но вряд ли это произойдет раньше, чем Генеральный секретарь ООН вручит представителю Казахстана ратификационную грамоту. Обычно эта процедура занимает около трех месяцев.
19.11.2005
Источник: Экспресс-К (Алматы)