ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Полумесячные проблемы

Они не дают покоя писательнице Чудиновой ("Мечеть Парижской Богоматери") и коммерческому издательству, которое готовит подросткам "Войны будущего"

Елена Дьякова :: 23 ноября 2005

"Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе", — гласит надпечатка на обложке.

Книга Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери" вышла в августе. "Взрыва на Востоке и на Западе" все же не вызвала.

Но в ноябре "Мечеть" начали читать при огне парижских пригородов.

"Мечеть Парижской Богоматери" — книга серийная. "ЭКСМО" и приток его "Яуза" в 2005 году запустили новую серию фэнтези.

Закон жанра ясен: это чтение для подростков. Линия называется "Войны будущего". На каждом томе — надпечатка "Максим Калашников представляет!". (Нужно расшифровывать оружейный псевдоним?)

Действие фэнтези происходит лет через двадцать-тридцать. И не у синих осьминогов. На "Мечети Парижской Богоматери" надпечатка "Поле битвы — Европа". На романе Ф. Березина "Красный рассвет" — "Поле битвы — Америка". А на книге Р. Питерса "Война 2020" — "Поле битвы — Россия".

Пышная аттестация авторов — фирменный стиль. Коллеги Чудиновой по "Войнам будущего" конгениальны ей. "Березин — это певец русского Возрождения

И кто знает, не сталкиваемся ли мы с гениальным предвиденьем?" Концепт Возрождения проще рогатки.

По роману "Красный рассвет" в 2030 году Россия разорвана на анклавы. Работать почти никто не пытается. Ученые "съехали, предав свой народ". Обязательное образование у нас — три класса (а вот в это после проекта муниципальных реформ я почти верю). Зато русские мальчики делают карьеру карателей-наемников: их нанимают отстреливать в Африке население областей, зараженное СПИДом. "С тех пор как СМИ доказали, что совести не существует", ее и не существует. Причина всех зол — Америка. Долг русского — ее ненавидеть: они разорили нас в гонке вооружений и "произвели удар по общей славянской культуре". (Историю родной революции, 1920—1930-х гг., антиселекции XX века в образовании и в управлении товарищи кондотьеры изучать не пробовали.)

А в США-2030 идет война белых и черных — в чудовищных, ярко разрисованных формах. Наши служат то тем, то этим. И еще штабу патриотов.

"Русское Возрождение" по Березину выражено в двух победах:

а) хакер Лиза раскурочила всю технику "амеров";

б) ребята нашли наконец союзника — кубинского партизана-одиночку.

Что ж еще нужно для счастья Отечеству?

На каждой странице надпечатка "Русские идут!". Знать бы — куда?

По интонации романы Березина на удивление беззлобны. Так, смесь Луи Буссенара с компьютерной стрелялкой на тысячу страниц. Но по фактуре

Г-жа Донцова и глянцевые авторессы вызывают живое сочувствие. Словно бабушки с редиской, которых сержанты гоняют от метро. Благо дело нехитрое.

А вокруг метро тем временем вербуют шут знает куда.

Кто ж читает фэнтези, кроме старшеклассников?

"Шут знает куда" у всех авторов разное. В романах Питерса (где поле битвы Россия) "амеры" нам союзники. Зато в Сибири-2020, охваченной Гражданской войной, идет бой с Японией. В романе Березина "Красные звезды" истребители "несуществующей страны СССР" бомбят американский флот. На обложке снова апология, даже в стихах: "То, как Березин навалял Америке, бен Ладену, похоже, и не снилось". Тоже красивый стратегический партнер

У мальчишки-читателя — не голова, а Реввоенсовет. Вся в кольце фронтов.

Стратеги "Войн будущего", то есть авторы "ЭКСМО", пока напоминают отряд зеленых времен Гражданской. Один стоит за Троцкого, другой — за Петлюру. Но тактические интересы велят держаться вместе. А вокруг Гуляй-поле, где ни власти, ни действующего закона нет. Каждый жив личным интересом: добыл пару "лимонок", продал прохожему — и сыт.

В нашем случае Гуляй-полем приходится признать книжный рынок.

Еще одна черта сходства: у зеленых и красных неистовее всех в отряде часто бывали женщины.

Таков и случай Елены Чудиновой с "Мечетью Парижской Богоматери".

Согласно сюжету, в 2030-х Евросоюз стал исламским государством. При смене власти ваххабиты разнесли в клочья убранство церквей и музеи. За их толпами пришел "тоталитарный фундаментализм". В самых антиутопических формах.

В 2048-м, по роману, под Триумфальной аркой при участии населения побивают камнями винодела. Парижане, не принявшие ислам, бедствуют в гетто, подвергаясь погромам "полиции благочестия". Сербия стерта с карт. А Афон спасен несомненным чудом.

В катакомбах Парижа все же теплится Сопротивление: последняя христианская община и несколько сотен подпольщиков. Командует ими седая женщина российских корней. В 2002-м девочка Соня, дочь московского бизнесмена, была заложницей в Чечне. Вся ее дальнейшая жизнь посвящена мести.

Получив разведданные о скором истреблении гетто, последние герои и мученики Европы захватывают остров Ситэ. Обороняют баррикады на его узких мостах, дабы заново освятить собор Парижской Богоматери, ставший мечетью, отслужить мессу — и взорвать Нотр-Дам.

Горсть уцелевших уйдет в леса Вандеи. У персонажей-подростков осталась одна надежда: вернуться во Францию на русских танках.

Почему же при столь оглушительном сюжете книга вызвала умеренный шум?

Уж очень плохо, агрессивно и не о том она написана.

Вот отрицательные персонажи

Столь самодовольными, подлыми и трусливыми выглядели только "попы, беляки и буржуи" в агитках 1920-х.

Жена шариатского судьи гуляет по Парижу. Останавливается развлечься: поглазеть на публичную казнь и бросить камень. Боится сломать ноготь, но азарт побеждает. Потом жадно скупает и то, и это. Автор геополитического эпоса делает чисто дамскую сноску: "По нашим меркам у Зейнаб 54-й размер".

Все они там ужасно толстые и постоянно жуют лукум. "Какая чужая

лень в каждом движении, сколько праздной скуки в каждом жесте, в каждой интонации голоса". "Да и кто

видел стройного турка старше тридцати?".

Планетарное "мочилово" Березина—Питерса пока беззлобно, как комикс. "Мечеть Парижской Богоматери" вибрирует эмоциями.

"Глаза мусульманок запомнились ему надолго — с ресницами, удлиненными тушью либо просто накладными, с обведенным контуром, с тенями металлик на веках

Скромности и целомудрия в них замечалось примерно столько же, сколько обнаружилось бы любви к закону и правопорядку в закоренелом преступнике, заточенном в одиночную камеру с начиненной (так! — Е.Д.) током колючей проволокой вокруг".

Согласно нормам русского языка, начинена может быть утка яблоками или старинная граната картечью. Никак не проволока током. Но корректура и редактура, увы, остались там же, где прочие формы адресной социальной помощи. В прошлом. Каждый автор на конвейерах больших издательств должен рассчитывать на себя. Эпизодическая героиня Чудиновой "грациозно оперлась коленом в

кожаное сиденье". Герои планируют девять баррикад на мостах Ситэ (им необходимо перекрыть доступ на остров). В следующем абзаце тех же баррикад на мостах шесть. (Считаешь по карте города — мостов десять.)

Вот положительные герои, будущие мученики — последний священник Парижа и связная маки. Отцу Лотару кажется: Жанна похожа на Шарлотту Корде.

"Шарлотта ведь была канской девчушкой. А таких, как Жанна, в Кане

многие сотни.

— Ужас. Сотни девушек с жидкими волосенками и коротковатыми ногами

— А ты согласилась бы променять сходство с Шарлоттой Корде на сходство с мисс Вселенная за 2023 год?

— Ну вы и жук, Ваше Преподобие

".

А вот дом отступников. Особняк XVIII века в сердце Парижа. Давняя респектабельность. (Условно говоря, правнуки персонажей Пруста.) В ислам перешли все, кроме бабушки Мадлен. Старая дама, оскорбленная малодушием семьи, упорно звала внучку Аннетой. А за это (натурально — при подружках) "Асет

принималась орать на бабку, привычно уворачиваясь от тумаков".

Это не парижский особняк. Это разнесчастный барак. И тяжелая злоба, там накопленная.

Бабушка Мадлен с ее тумаками — момент истины. Мученикам Ситэ, их высокообразованному кюре и "девчушке Шарлотте Корде" повезло не больше, чем оккупантам. Все попали в авторскую картину мира

А там — все по-простому.

И в этой картине мира легко решаются судьбы цивилизации и вековые вопросы: на латыни или на живых языках следует служить мессу, какую роль в близкой (по сюжету) гибели Европы сыграл Второй Ватиканский собор, "предлагаю лишить либерализм слова — он уже продул исламу грядущую Европу, просадил подчистую, как подгулявший нувориш", "что делать в отношении мусульман не-боевиков, не-террористов, не-талибов. Ответ сводится к одному простому слову — проповедь".

Если пассаж о "глазах мусульманок" — проповедь, к ним и обращенная

Там есть еще монолог о детях, которых вообще-то убивать можно, — но командир парижского подполья Софья позволяет себе каприз: щадит.

А часть упреков за "жесткость позиции" автор предлагает "переадресовать

к (так! — Е.Д.) Священному Писанию".

В сильных антиутопиях ("Процесс", "Приглашение на казнь", "1984") всегда есть убедительная внутренняя логика падения. Она продумана и выстроена автором. И читатель, аккумулируя свой опыт, понимает: это возможно. Осознание лечит умы. И помогает антиутопии (увы, не всякой) остаться на бумаге. В "Мечети Парижской Богоматери" нет внятного ответа на центральный ее вопрос: как эти вот "они" (все — самодовольные, трусливые, предельно ограниченные, живущие сластолюбием, жадностью и принципом "чин чина почитай") безраздельно покорили Европу? И как сама Европа дошла до жизни такой?

Брошены невнятные слова: "секуляризация", "гедонизм", "либералы".

Париж по сюжету (после бунта, после пятнадцати лет нищеты, казней, превращения нации во прах etc.) остается, в общем-то, чист и элегантен. (Хотя уж такого рода опыт обе столицы России прошли в XX веке с полной выкладкой.)

Нервный узел крайне серьезных проблем воплотился в манифест нерассуждающей, физиологической агрессивной неприязни к "чужим".

В послесловии Чудинова пишет: ее ход — ответный. "Как, например, объяснить, что очень крупное издательство выпускает уже третью книгу некоего литератора, в которой абсолютно открыто рекламируется исламский терроризм.

Жутко и дико

после Беслана знать, что сейчас эти книги лежат на лотках наших городов. А хуже всего то, что эти произведения проходят в жанре "фэнтези". Главный потребитель этого жанра — подросток".

Тут спора нет. Я, честно сказать, полагала, что найду упомянутый эпос в той же серии "Войны будущего". Ежели уж пошла раскрутка нового детского жанра, а кого "мочить" (японцев, США, ислам) — еще не договорились.

Нет. Безымянный автор заложил мины где-то в ином месте. И конечно, некая экспертиза должна его труды изучить (нашел же свой штат "читателей" Наркоконтроль).

Но ведь "Мечеть Парижской Богоматери" готовит столь же слепой, нерассуждающий, полный ненависти отряд — с "нашей" стороны от линии фронта.

Были, конечно, аналоги. У доброго Жюля Верна есть детская антиутопия: немцы — сущие исчадия ада, французы снова воюют с ними до последнего вздоха.

Ну так эта антиутопия и сбылась (общими мощными усилиями) в 1914-м. Исторические последствия для всех участников на 40 лет вперед — перечислить?

200 тысяч раз сказали по-русски "демократия" — и стала она, уж какая есть. Потом сказали "Версаче" — и все рынки засверкали стразами.

Теперь скажем двести тысяч раз "война миров"?

Кто из знакомых мне подростков подсел бы на "Войны будущего"?

Да никто. В гимназиях, в бесплатных школах "юного психолога-востоковеда-программиста" при МГУ, у репетиторов — все были загружены лет с пятнадцати. А со второго курса пошли работать.

Но это дети защищенные. Разумом учителей и родителей. А многие тысячи их сверстников не защищены. И это именно вокруг них разом вдруг затоптались "Наши" и лимоновцы, демонстранты 4 ноября и исламский партизан в трех томах. И Чудинова, и краснозвездные ненавистники "амеров". Точно тендер какой объявлен на эту золотую жилу. "Войны будущего" невозможны без рядовых?

Никем не озвучена только единственная спасительная программа. Что, это первые дети "тяжелых времен" в мировой истории? Сколько (хотя б в пореформенной России) было таких судеб! Суворин, Розанов, Ключевский, генерал Корнилов, генерал Деникин, Сытин, Кусевицкий — все они "сделали себя сами".

Путь этих людей описал В.В. Розанов (полусирота, выходец из проблемной и вовсе безденежной семьи): помолиться, встать рано и работать.

Сильный человек строит себя. Слабый — ищет виноватых где ни попадя.

Но это единственная "глобальная концепция", которую никто не проповедует.

Это что касается детей. Но "Мечеть Парижской Богоматери" всерьез обсуждают взрослые. И это было бы смешно

Тема будущего Европы, проблема иммиграции и ассимиляции, мультикультурности и верности корням, политкорректности и здравого смысла, внутренних опасностей "золотого века" — да разве эта тема нова?

Чудинова ссылается на единственное имя: Ориана Фаллачи. Жесткий, жестокий, неистовый — но совершенно иной по качеству осмысления! — памфлет знаменитой итальянской журналистки, написанный после 11 сентября, издан в России (Ориана Фаллачи. "Ярость и гордость". — М.: Вагриус, 2004).

В этой книге, кстати, есть важнейшие строки, обращенные к самому цивилизованному миру: "Свобода — это в том числе дисциплина и самодисциплина

Процветание — завоевание цивилизации, а не предлог, чтоб жить задарма. Я никогда не играла в эти игры. Я начала работать в шестнадцать лет".

Но отчаянный памфлет Фаллачи не стал в России темой дискуссий.

В июне 2005 года в Москву приезжал Иммануил Валлерстайн — крупнейший футуролог США. Он много писал в 1990-х о "миграционном давлении" Юга на Север, о XXI веке как "точке исторической бифуркации", где ход событий зависит и от нашей воли и разума. Но его приезд не был замечен. (Только "Эксперт" взял интервью.)

В дни парижских пожаров в статьях замелькало слово "Хантингтон" — три книги политолога о возможном "противостоянии цивилизаций" переведены на русский. У нас выходила и книга Патрика Бьюкенена "Смерть Запада" (М.: АСТ, 2003). На сайте "Полит.Ру" выложены статьи профессора Оксфорда Маргрет Саттеруэйт (ученицы Пима Фортейна) — взвешенные, глубокие статьи о масштабах миграции, степени ее необходимости, путях ассимиляции, демографических альтернативах. Эти статьи специально для "Полит.Ру" написаны профессором Саттеруэйт по-русски. Боюсь, что на написание затрачено больше энергии, чем на прочтение широкой публикой.

Все эти тексты имели тираж до пяти тысяч.

И остались в своеобразном "гетто" узких специалистов. (И про Тео Ван Гога мы знаем лишь, что его убили. Шли его фильмы один раз. В Музее кино).

Но вот вышел роман "Мечеть Парижской Богоматери", где наконец-то все объяснили по-простому

И все-таки вызвал некоторый резонанс.

И это уже наши проблемы. Они тоже зрели долго, лет пятнадцать.

Там, где из публичного поля в затвор уходят гуманитарии (историки, филологи, политологи, футурологи), картину мира начинает формировать сериал "Есенин". А за ним "Войны будущего".

Словно одна антиутопия уже сбылась. И у всей России — три класса образования.

21.11.2005

Источник: Новая Газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама