Экспозиция развернулась сразу в двух музейных зданиях на втором этаже церкви Архангела Михаила и в Настоятельском корпусе. Участвует в выставке более 10 ведущих музеев, в том числе Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, Музей личных коллекций, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, а также частные коллекционеры и крупные старообрядческие храмы.
Подобный масштаб не случаен. Сто лет назад Николай II издал указ "Об укреплении начал веротерпимости". В 1905 году с алтарей храмов Рогожской слободы центра московского старообрядчества были сняты печати, наложенные в царствование Александра II, а с самих старообрядцев прозвище "раскольники".
Недолгий период "открытого существования" с 1905 по 1917 год называют золотым веком старообрядчества. В ряде городов начинается интенсивное строительство старообрядческих храмов, многие люди заново открывают для себя древнерусскую иконопись. В новых условиях в старообрядческой среде формируется особый тип "настоящего страстного коллекционера древности и редкости". Такими почитателями древнерусской живописи и книжности стали Степан Рябушинский, Георгий Рахманов, Анна Мараева, Петр Никифоров, Егор Егоров, Михаил Чуванов и многие другие. Московские старообрядческие храмы Рогожского и Преображенского кладбищ, Никольского единоверческого монастыря, Тверской и Остоженской общин с их богатейшими собраниями древностей являлись в полном смысле слова уникальными музеями древнерусского искусства.
Первый раздел выставки, расположившийся в Архангельской церкви, включает в себя произведения, созданные еще до церковного раскола и сохранявшиеся в старообрядческих храмах и частных молельнях. Он открывается иконой XV века Богоматерь "Одигитрия", подаренной музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общиной. Отдельную стену занимают пять икон из семифигурного деисусного чина, известного как "Облачный". Предание связывает его с рублевской иконописной школой и относит к XV веку, однако большинство историков искусства считают его работой старообрядческого иконописца конца XIX начала XX века. Среди экспонатов вдохновенный образ святого Николая (Зарайского) с житием работы новгородских мастеров XVI века, сызранские старообрядческие иконы, рукописные книги.
Основная же часть экспозиции разместилась в просторном зале Настоятельского корпуса. Здесь представлены произведения не только сохраненные, но и созданные старообрядцами.
Готовя экспозицию, мы попытались мысленно облететь всю Россию, обозреть многочисленные центры старообрядчества, рассказывает куратор и автор выставки Елена Зотова. Хотелось показать все многообразие искусства старообрядческих общин Поморской, Федосеевской, Преображенской, Ветковской, Невьянской, каждой из них посвящен отдельный стенд. Посетитель начинает свой путь по выставке с Распятия Христова и постепенно, начиная с Севера, проходит всю Россию, возвращаясь к Рогожскому кладбищу и иконе Христова Воскресения. Для нас это путь веры.
Посетители выставки могут увидеть древнейшую рукопись музея "Слово о постничестве" Василия Великого 1402 года. Созданная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она сохранялась в старообрядческих скитах и долгое время считалась утраченной, пока в 1961 году не вернулась назад в монастырь из куйбышевской библиотеки. Икона Христос "Пантократор" из собрания Третьяковской галереи была написана в начале XX века для Успенского собора на Апухтинке близ Покровской заставы. Собор, построенный в 1906 1907 годах, к сожалению, не сохранился. Этот удивительный памятник современники считали храмом-музеем. Другой образ, также созданный в начале XX века, Богоматерь "Одигитрия" ныне хранится в Историческом музее. Происходит и он из Тверской старообрядческой общины Никольского храма на Бутырском Валу. Обе иконы высочайшего качества письма, ориентированы на древние образцы.
Отдельную часть экспозиции составляют произведения меднолитой пластики. Среди них особенно выделяется поморское литье.
Поморские изделия это подлинные шедевры, говорит Елена Зотова. Начиная с XVIII века во всей старообрядческой пластике ничего лучшего не было создано. Поморские мастера разработали новые иконографические схемы, которых прежде не было. А ведь еще при Петре I в 1722- 1723 годах вышли два указа, запрещающие не только производство медного литья, но и само его бытование. И именно благодаря старообрядцам этот вид материала был сохранен и поднят на новую высоту.
25.11.2005
Источник: Гудок