После событий в Нальчике Минюст России предложил ужесточить условия регистрации религиозных обществ, ввести уголовную ответственность за незаконную миссионерскую деятельность и упорядочить структуру некоторых традиционных для России конфессий. В частности, высказывалось мнение о том, что мусульмане, количество духовных центров у которых превысило все мыслимые пределы, должны взять пример с РПЦ и прийти к единоначалию. "ЮР" попытался выяснить, как к этому отнеслись представители конкурирующих мусульманских организаций на Юге России.
Утечки информации не бывают случайными. Вот и вызвавшие столько шума отрывки из доклада о поправках в религиозное законодательство, который Министерство юстиции РФ предоставило на заседание Совета безопасности, разумеется, были умышленно запущены в прессу. И хотя после того как в СМИ поднялась волна споров, представители Минюста объявили, что доклад является всего лишь рабочим документом и вряд ли дело дойдет до его реализации. Но общественное мнение возбудилось, и утечка своей цели достигла. Представители традиционных религиозных конфессий восприняли предложения Минюста скорее положительно. Но, пожалуй, наибольший интерес озвученные идеи вызвали у исламских священнослужителей.
Центральные
Например, заместитель Верховного Муфтия России, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Ростовской области Джафар Бикмаев сообщил "ЮР", что только вернулся с пленума ЦДУМ России, на котором как раз и обсуждался этот вопрос.
— Мы всегда были сторонниками ужесточения регистрации религиозных организаций, потому что старый закон дает очень много возможностей для злоупотреблений. А как иначе, если три человека могут собраться и создать религиозную организацию и министр не имеет права им отказать? Не имея ни одного культового здания, не имея связей с властями и авторитета у паствы, они тем не менее называют себя муфтиями, раввинами или митрополитами какого-то региона. Куда это годится?
Далее Джафар Зуфарович сообщил, что в декабре намечена встреча представителей их организации с российским президентом как раз для обсуждения этого вопроса:
— Когда речь заходит об ужесточении закона о свободе совести, сразу начинается крик о наступлении на демократию, однако такие поправки давно необходимо было сделать. В свое время американский сенат предъявлял Ельцину ультиматум: или мы прекращаем финансирование, или вы принимаете демократический закон. И Ельцин наложил вето. Надеюсь, что сейчас ничего подобного не произойдет...
Зато к идее единого руководящего центра для всех мусульман господин Джафаров отнесся весьма скептически, пояснив, что это совершенно нереально и может только усугубить конфликт между разными организациями до такой степени, что некоторые предпочтут напрямую подчиниться Саудовской Аравии, чем своим российским единоверцам.
Главные
Несколько иначе на проблему смотрит член одного из "конкурирующих" исламских объединений, председатель Главного духовного управления мусульман (ГДУМ) Ростовской области и председатель Совета муфтиев России в ЮФО Флюр Арсланов. По его мнению, ужесточение регистрации и установка препонов на пути миссионеров не имеют смысла. По словам муфтия Арсланова, предложенные поправки "бьют по хвостам", потому что пик регистрации новых организаций пришелся на прошлое десятилетие, а реально существующие джамааты, из-за которых поднято столько шума, вообще не нуждаются в регистрации.
— Что же касается объединения российских мусульман под одной крышей, то идея эта неплоха, но преждевременна, — считает Арсланов. — В исламе нет такой четкой иерархии, как в христианстве. Например, католики всего мира подчиняются папе, а русский патриарх контролирует православную церковь только на территории бывшего СССР. Собственно, православная иерархия держится на поддержке власти, и если российский президент будет не только свечки в православных церквях ставить, но заглянет и в мечеть, то и мы постепенно придем к единоначалию.
Координационные
Наконец, представители третьей исламской коалиции — Координационного центра мусульман Северного Кавказа — также не против дальнейшего сближения с государством для сотрудничества и совместной борьбы против нетрадиционных религий.
Председатель Координационного центра Исмаил Бердиев не устает призывать правоохранительные органы к защите местного населения от деятельности деструктивных сект, а ректор Карачаево-Черкесского исламского института Исмаил Бостанов выражает уверенность, что принцип отделения церкви от государства со временем подвергнется пересмотру.
Радикальные
Между тем пробный шар, запущенный Министерством юстиции, вызвал реакцию не только у лояльных власти ДУМов, но и у их противников, пресловутых исламских радикалов. Так исламский джамаат Дагестана обратился на днях с угрозами в адрес местного Духовного управления мусульман. В постановлении джамаата, опубликованном на сайте боевиков "Кавказ-Центр", говорится о том, что руководство ДУМД "скрыто и явно сотрудничает с органами правопорядка", в связи с чем боевики "лишают его сотрудников неприкосновенности" и объявляют их "законными военными целями".
Так что, дружба с властью — палка о двух концах.
28.11.2005
Источник: Южный репортер (Ростов-на-Дону)