На 90-летие петербургского дацана приехали монахи из Тибета, Таиланда и Шри-Ланки.
Не смогли зажечь лампаду включите лампу
В субботу вечером буддийский храм был заполнен прихожанами и гостями как никогда: здесь проходила служба, приуроченная к окончанию празднования юбилея старейшего из дацанов, расположенных на территории России.
Торжества совпали с мистерией тысячи свечей, посвященной святому Чжэ Цонкапа. Монахи позаботились о том, чтобы все желающие смогли приобрести по доступным ценам лампады, их зажигают в ходе службы, и этот ритуал символизирует освещение духовного пути, который проходит каждый человек. "Тот, кто не смог зажечь лампаду, включите простую электрическую лампу, когда вернетесь домой, она также даст свет всем, кто сейчас пребывает на пути духовных исканий", обратился к собравшимся настоятель петербургского дацана Буда Баджиевич Бадмаев.
Распевные, тягучие молитвы то и дело прерывались звуками барабанов, медных тарелок и духовых инструментов: с музыкой молитва быстрее доходит до Будды.
Наконец начался обряд, в ходе которого люди просят у Будды удачи и благополучия. Присутствующие поделились друг с другом сладостями (корреспонденту "ВП" досталась конфета, привезенная из Бурятии), после чего, держа в ладонях кушанья, надо было совершать вращательные движения руками. В это время монахи читали молитву. По окончании молитвы сладости съели удача и благополучие отныне стали неизменными спутниками всякого, кто вкусил эти дары!
О мандале, приносящей людям счастье
Завершив службу, настоятель дацана должен был спешить на званый ужин, и с прессой общаться ему было недосуг, но для "Вечёрки" сделал исключение и задержался на блиц-интервью.
- Господин Бадмаев, расскажите, как буддийская община праздновала юбилей своего храма?
- Первая торжественная служба прошла 10 августа в день освящения храма. В октябре к нам приехали тибетские монахи, которые сделали мандалу Авалокитешвары изображение дворца тибетского божества, которое собирают из песка, драгоценных камней и риса. Мандала это символ Вселенной. Три дня все желающие могли посмотреть на нее. А потом мандалу разрушили, что символизирует скоротечность и мимолетность всего сущего. Часть песка унесли с собой прихожане он хранится как святыня. Все остальное мы высыпали в реку, которая разнесет мандалу по всей Земле... А сегодня состоялась завершающая мистерия тысячи свечей. Были и светские спортивные соревнования: борьба, волейбол, армрестлинг...
- Судя по внешнему облику монахов, присутствовавших на службе, к вам приехали гости из южных стран...
- Да, с нами молились монахи из Таиланда, Тибета, Шри-Ланки. Приехали паломники из Бурятии, Монголии, Тувы, сегодня было много москвичей.
- Среди прихожан почему-то не было известного музыканта Бориса Гребенщикова. Вы знаете, что лидер группы "Аквариум" убежденный буддист?
- Конечно, знаем! Он один из сторонников древней школы буддизма, их еще называют "красными шапочками". Мы звонили Борису, приглашали, но он на гастролях, поэтому не смог поучаствовать в праздновании.
- А какова ситуация с буддийской общиной Санкт-Петербурга?
- Вы же видели сами, сколько сегодня было молодых людей, которые пришли не просто любопытства ради, а для того чтобы помолиться Будде. Наша община постоянно укрепляется, растет и... молодеет, причем не только за счет ассимилировавшихся в Петербурге бурят, калмыков, монголов и это очень радует.
- Спасибо за интервью, и удачи вам.
- Будда с вами...
Где покоятся обломки позолоченного Будды?
Одна из многочисленных тайн, которыми окутан Санкт-Петербург, связана со статуей Будды из дацана. По сведениям известного краеведа Наума Синдаловского, в 1938 году, когда буддийский храм был закрыт для богослужений, все художественные ценности, обрядовую утварь и библиотеку перевезли в Музей истории религии и атеизма, открытый в Казанском соборе. А со статуей Будды рабочие просто не справились и при демонтаже разбили. Позолоченные обломки, не разобравшись, сбросили в один из прудов Елагина острова, где они якобы покоятся и поныне. Но вот в каком из прудов лежат остатки скульптуры неизвестно.
Наша справка
Петербургский дацан Гунзэчойнэй единственный в России храм, полностью соответствующий тибетским канонам. Разрешение на постройку буддийской святыни в столице России добился бурятский лама Агван Лобсан Доржиев, благодаря которому в 1909 году было получено высочайшее согласие Николая II. Автор первоначального проекта инженер Березовский, чей замысел довел до ума талантливый зодчий Барановский. Историки считают, что над проектом работал и сам Доржиев, прекрасно знакомый с тибетской архитектурой. Стоимость постройки, по предварительной оценке, не должна была превысить 90 тысяч рублей, из которых 50 тысяч пообещал пожертвовать далай-лама Тибета, 30 тысяч сам Доржиев, а еще десять хотели собрать с бурят и калмыков. Однако согласно утвержденной строительным комитетом смете строительство оценили в 151 694 рубля, но в итоге превысили и эту сумму.
Строительство храма закончилось к 1913 году, а церемония торжественного освящения прошла 10 августа 1915 года.
В Ленинградскую блокаду в бывшем храме размещалась военная радиостанция, а в подвалах, по некоторым сведениям, делали гранаты. После войны радиостанцию в здании дацана использовали как "глушилку" для западных "голосов", вещавших на СССР. 25 ноября 1968 года здание храма взяли под охрану государства в качестве памятника местного значения и хотели передать Музею истории религии и атеизма, но этот проект реализован не был. А 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм вернули буддийской общине.
28.11.2005
Источник: Вечерний Петербург