ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Социальная деятельность как место практического экуменизма

Выступление Апостольского Нунция, Архиепископа Антонио Меннини

29 ноября 2005

Санкт Петербург, 28-29 ноября 2005 г.

Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы,

дорогие участники и гости Конференции!

Во-первых, позвольте мне поблагодарить организаторов Конференции за любезное приглашение, дающее мне счастливую возможность поделиться с вами своими мыслями на предложенную тему, а также пожелать всем собравшимся здесь плодотворного труда в атмосфере сотрудничества и братского взаимопонимания.

"Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне", говорит, пришедший во славе, Сын Человеческий тем, кто удостоился быть сопричтенным спасению на Последнем Суде, отвечая на их недоумение.

Таким образом, Господь Иисус Христос, обращаясь к нам со страниц двадцать пятой главы Евангелия по Матфею, заявляет о Своём сострадании, до самоотождествления, проблемам всех бедных, больных, обездоленных, одиноких, всех страдающих от нужды и человеческого невнимания или несправедливости. В этих словах Господь формулирует Свою волю так, что Его слова невозможно истолковать иносказательно. Единственным ответом на них может быть только жертвенное милосердное служение всем нуждающимся.

Обратим внимание на то, что Господь не упоминает о том, каким образом человек оказался в заключении или заболел. К помощи взывает сама беда, постигшая каждого из нуждающихся в милости и сострадании.

Такой взгляд проистекает из самого духа Евангелия, радостной вести о любви Божией, возвещаемой Христом и, по Его поручению, апостолами и Церковью.

Таким образом, призыв к деятельной любви, воплощающейся в конкретных делах милосердного служения обращен ко всем, исповедующим Христа своим Господом и Спасителем, превосходя границы прискорбных человеческих раздоров, терзающих Церковь до сего дня. Именно дела милосердия могут, а значит и должны были бы стать той "областью сотрудничества в бесконфликтной сфере", о которой, к счастью мы всё чаще слышим в последнее время.

Служение милосердия, как очень важный вид социального служения Церкви Христовой, представляет всем христианским общинам возможность совместно ответить на призыв Господа и таким образом найти путь к восстановлению некогда утраченного единства вопреки исторически сложившимся барьерам взаимного недоверия.

Очень важным путеводным указанием здесь могли бы быть слова святого апостола Павла, обращенные им некогда к христианам Коринфа в своём Первом Послании к ним: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит" (1 Кор 13,4-7).

Вслушаемся в прекрасные слова Апостола Народов, которые дают нам исчерпывающий перечень признаков смиренного предания себя в полноте доверия торжествующей власти Любви Воплощённой, Господа нашего Иисуса Христа. Здесь в каждом слове – океан целительных смыслов, проникаясь которыми, мы могли бы непрестанно укрепляться в своём исповедании, возрастая в истинном достоинстве Народа Божия.

Позволю себе предположить, в надежде, что не встречу возражений в среде собравшихся здесь, что именно смиренное, исполненное доверия, упование на всесилие Божественной Любви, неустанно действующей среди собравшихся во Имя Господне, даст возможность увидеть взором веры в трудящемся рядом человеке – брата или сестру во Христе.

Было бы легкомысленно считать, что такой совместный труд не встретит на своём пути трудностей, кажущихся порой непреодолимыми, но отступающих перед всесилием в Троице Единого и Славимого Бога, восполняющего силой своей любви и мудрости недостаточность человеческих усилий.

Утешитель Дух Святой неустанно созидает узы братства и солидарности там и тогда, где и когда мы не сопротивляемся Его творческой силе.

Несомненно, история христианского разделения накопила прискорбный "багаж" примеров преступлений против любви, единства и мира. Мы не властны изменить прошлое, но мы призваны учиться на его ошибках, чтобы не допускать их в день сегодняшний, где происходит наша встреча с Богом, ожидающим нашего ответа на Его призыв к обращению сердец, забвению вражды и ссор, возвращению на путь поисков истинного единства в союзе любви. Да не уподобимся жене Лотовой, остолбеневшей в своей обращённости к грехам прошлого, а не к пути, по которому ведёт нас Господь.

Думаю, что на практике мы можем смело отказаться даже от самого слова "экуменизм". По причинам, скорее понятным, на которые мы сейчас не станем отвлекаться, это слово напоминает не всегда только о том, что помогает в совместном пути. Заменим его, применительно к нашему случаю, целой чредой прекрасных русских слов – помогающих нам точно описать смысл желаемого результата нашего сотрудничества. Приведу хотя бы некоторые из них в произвольном порядке: любовь, искренность, великодушие, смирение, терпение, дружба, сотрудничество, предупредительность, доброжелательность, общение в истине, солидарность, целомудрие (в его изначальном смысле), долготерпение, радость, надежда, братство во Христе...

Каждое из этих слов прекрасно описывает расцвет того "истинного христианского гуманизма, ценного и значимого для мужчин и женщин третьего тысячелетия", о котором говорил недавно Его Святейшество Папа Бенедикт XVI (обращение Папским Академиям, 15 ноября). "Современная культура, глубоко отмечена субъективизмом, нередко превращающимся в крайний индивидуализм или в релятивизм, – продолжил Святейший Отец, – заставляет людей определить себя как единственную меру всех вещей, потеряв из виду любые цели, которые не были бы устремлены на своё "я", ставшее единственным критерием суждения и реальности и личного выбора. Таким образом, человек все больше склонен к тому, чтобы замыкаться в себе, в худосочном жизненном микрокосмосе, где уже нет места для великих идеалов, открытых к трансцендентности, к Богу. Человек же, превосходящий себя и не позволяющий себе замкнуться в узких пределах своего эгоизма, способен на настоящий взгляд к себе и к творению. Именно таким образом он осознает свое характерное свойство постоянно развивающейся твари, призванной к гармоничному возрастанию во всех своих измерениях, начиная с внутренности, чтобы достичь полного осуществления того замысла, отпечатанного Творцом в его глубинном бытие".

В вашей стране, как, к сожалению, и везде нет недостатка в людях, взывающих к милосердию самой своей беспросветной жизнью. Одинокие больные и нищие старики. Нуждающиеся в самом необходимом неполные семьи. Безнадзорные дети, юные девушки и подростки, находящиеся в постоянной смертельной опасности из-за угрозы наркомании, алкоголизма, эксплуатации... Не забудем же, что и в каждом из них живёт и взывает о помощи и сострадании Христос. В связи с этим неизбежно встаёт вопрос о необходимости совместить социальное, благотворительное служение с миссией евангелизации.

Всё сказанное мною, с глубочайшей богословской мотивировкой отражено в документах церковного Учительства, начиная от Актов Второго Ватиканского Собора и кончая Катехизисом Католической Церкви и специально посвященным социальным вопросам Окружным посланиям Папы Иоанна Павла II (как например "Год сотый"). Тема сотрудничества и взаимопонимания в совместном ответе на вызов времени мировому христианскому сообществу всё более отчётливо звучит в публичных выступлениях Его Святейшества Папы Бенедикта XVI, несмотря на сравнительно непродолжительный, на сегодняшний день, срок его понтификата. "Компендиум социального учения Католической Церкви", сегодня представлен в русском переводе, является новым шагом на этом пути размышления и углубления вечной спасительной миссии Церкви.

Мне хочется также отметить, что та же тема звучит и в официально принятом Социальном учении Русской Православной Церкви и находит отражение в выступлениях её Предстоятеля – Патриарха Алексия II, как и ряда авторитетнейших в России и за её рубежами иерархов.

Дорогие мои, мы имеем всё необходимое, чтобы своим трудом служить Богу и ближним, чтобы совместно сотрудничать с рассеянным по миру добром и противостоять натиску зла. Дерзновенно вверяя свой труд, свои надежды, свои неизбежные проблемы трудности Господу – победителю греха, разделения и смерти – мы войдём в обладание Его Пасхальной Славой и многим поможем наследовать Благословенное Царство Отца, Сына и Святого Духа в будущей жизни и радость любви и мира здесь и сейчас.

В конце этой краткой речи с радостью предлагаю и вам задачу, о которой говорил Его Святейшество, обращаясь членам Папских Академий: согласно со спецификой поля вашей деятельности, свидетельствуйте "о красоте, доброте, истине лика Христова, в который каждый человек призван узнавать свои сокровенные и первородные черты, образец для всё более совершенного подражания. В этом ваша трудная задача, ваша высокая миссия: указать на Христа, представить Его современному человеку как истинную меру человеческой зрелости и полноты".

Позвольте мне ещё раз приветствовать всех вас и пожелать вам успешного и плодотворного сотрудничества. Спасибо за внимание.

Митрополит Тадеуш Кондрусевич

Роль пастырской конституции "Gaudium et spes"

в развитии социальной доктрины Католической Церкви

Конференция по социальному учению Церкви,

приуроченная к презентации издания книги:

"Социальное учение Церкви"

на русском языке

Санкт-Петербург, 28-29 ноября 2005 г.

I. Введение

1. "Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих – это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах" (GS 1).

Этими словами начинается один из основополагающих документов II Ватиканского Собора – пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes" ("Радость и надежда"), принятая 40 лет тому назад – 7 декабря 1965 г. Эти слова, в которых ярчайшим образом выражена забота Церкви о человеке и мире, являются логическим продолжением учительства блаженного Папы Иоанна XXIII, который часто подчеркивал: хотя Церковь не от сего мира, но она живет и действует в сем мире.

Эта мысль великого реформатора Церкви созвучна принятым 5 лет тому назад Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых, в частности, утверждается: "Церковь – не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос, – не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, "смирив" Себя до его условий, – в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить" (ОСД РПЦ I.2).

Если энциклика Папы Льва XIII "Rerum novarum" – "О новых вещах" (1891 г.), посвященная прежде всего о так называемому "рабочему вопросу", по праву считается документом, который заложил основы социального учения Католической Церкви, то пастырская конституция "Gaudium et spes", в свою очередь, стала исключительным по своей важности документом, определившим основные направления этой особенной сферы учения и деятельности Церкви на многие годы вперед.

2. Церковь, как "народ, объединенный из единства Отца, Сына и Святого Духа" (LG 4), "входит в человеческую историю и вместе с тем превосходит времена и границы народов" (LG 9). Она "укрепляется силой воскресшего Господа, дабы с терпением и любовью преодолевать свои бедствия и трудности – как внутренние, так и внешние – и верно открывать в мире Его тайну, пусть еще скрытую тенью, пока она, наконец, не явится в полном свете" (LG 8). Эти слова главного документа II Ватиканского Собора – догматической конституции о Церкви "Lumen gentium" – совершенно четко определяют ее присутствие и миссию в этом мире, что, прежде всего, касается проблем отношения с обществом. Причем (и это необходимо отметить особо), согласно учению II Ватиканского Собора, отношение к этим вопросам не должно быть статичным. Наоборот, оно должно принимать динамичные формы, так как проблемы всегда существовали, существуют и будут существовать, видоизменяясь со временем. Поэтому, в соответствии со знамениями времени и его вызовами, они должна анализироваться и изучаться (ср. GS 4). Этому стремлению как раз и отвечает Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes".

3. На первый взгляд может показаться, что этот важнейший документ II Ватиканского Собора лишь подтверждает и развивает социальную доктрину Пап Льва XIII, Пия XI, Пия XII и Иоанна XXIII, в особенности его энциклик "Mater et Magistra" и "Pacem in terris". С одной стороны, это, несомненно, так. Достаточно сказать, что энциклика "Mater et Magistra" в рассматриваемом документе цитируется 16 раз, а "Pacem in terris" – 12. Цитируются также и другие энциклики и речи Пап: Льва XIII – 14, Пия XI – 16, Пия XII – 18. Однако, с другой стороны, конституция "Gaudium et spes" существенным образом отличается от этих документов прежде всего тем, что она является пастырской, поскольку направлена прежде всего на оптимизацию диалога Церкви с современным миром.

4. Следует также заметить, что конституция была принята только в предпоследний день работы Собора – 7 декабря 1965 г., хотя сам проект был представлен еще на второй Сессии, т.е. в 1963 г. Впоследствии он несколько раз переделывался, что свидетельствует о сложном процессе работы над документом и его принятием. С одной стороны, Католическая Церковь уже имела достаточно развитую социальную доктрину, с другой, у нее на то время не было достаточного разработанного сопоставления этого учения со "знамениями времени".

5. Конституция характеризуется следующими основными особенностями.

В первую очередь она касается миссии, задачи и роли Церкви в современном мире.

Далее, она является гуманистической и не только потому, что человек, его достижения и проблемы составляют основную ее тематику, но также и в связи с тем, что ее учение в первую очередь старается увидеть в каждом человеке добрую волю, оценить достижения развития мира и культуры и подчеркнуть ее значение в развитии религиозной жизни.

Конституция также касается как отдельных, так и общих проблем человечества, предлагая методы их решения, что свидетельствует об ее динамическом характере.

Документ обращается не только к христианам, но и ко всем людям доброй воли (ср. GS 2), благодаря чему она впервые в истории вступает в столь широкий диалог с миром. Согласно конституции, Церковь, подобно Христу, должна свидетельствовать об истине, спасать, а не осуждать, служить, а не требовать себе служения (ср. GS 3).

Таким образом, конституция представляет образ Церкви, исполняющей свою миссию в мире, ведущей с ним диалог и помогающей человечеству.

II. Основные положения учения конституции

6. Весь документ разделен на две части: "О Церкви и призвании человека" и "О некоторых наиболее насущных проблемах". В первой части конституция излагает учение Церкви о человеке, об окружающем его мире, а также о связи Церкви с ним. Во второй – касается некоторых наиболее актуальных проблем современного мира и предлагает способы их решения.

7. Конституция особым образом акцентирует внимание на проблеме человеческого гуманизма, так что с полным правом можно говорить о ее антропоцентризме. Документ подчеркивает: "По почти согласному мнению и верующих, и неверующих, все, что есть на земле, предназначено для человека, представляющего собою средоточие и вершину всего" (GS 12).

Правильно понятое достоинство человеческой личности – это ключ к пониманию обсуждаемых в конституции проблем. Человек, хотя и создан по образу и подобию Божиему, из-за своей греховности обеднен и внутренне раздираем противоречиями. Несмотря на это, он имеет свои, только ему присущие, достоинства, благодаря которым является центром и вершиной всего земного. Он имеет разум, совесть, врожденный инстинкт свободы. Основой его достоинства является призвание общаться с Богом и вести с ним диалог. Тайна человека может быть понята только через тайну Воплотившегося Слова, т.е тайну Христа – Нового Человека. Поэтому конституция не приемлет атеизма, хотя и признает, что все люди – верующие и неверующие – должны способствовать развитию мира (ср. GS 12, 13, 15-17, 19, 21, 22).

8. Конституция старается понять человека в свете его призвания и миссии и, поэтому особое внимание посвящает человеческому сообществу.

Человек является существом общественным, он живет в обществе и является его частью. Учение конституции о человеке исходит не только из естественных, но и сверхъестественных законов: "Бог ... пожелал, чтобы все люди составляли одну семью и по-братски относились друг к другу" (GS 24), и Ему "угодно было осуществлять и спасать людей не по отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составлять из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному" (LG 9). Т.е. человек стремится как к естественным, так и сверхъестественным целям в обществе. Все это требует уважительного отношения к человеческой личности, содействия общему благу, уважения инакомыслящих, стремления к социальной справедливости и равенству людей, преодоления индивидуалистической этики, ответственного исполнения своего долга, развития человеческой солидарности (ср. GS 23-32).

9. Человеческую активность в мире конституция рассматривает в свете спасительной миссии Христа, которая продолжается в Церкви, и ее миссии в мире. Миссия Церкви и дела мира сего взаимно переплетаются, хотя и не отождествляются. Церковь, признавая и оценивая временные цели человеческой жизни, старается передать людям Евангелие спасения и помочь в земных делах, признавая их автономию. Она способствует совершенствованию человеческой деятельности для достижения в пасхальной тайне Христа новой земли и нового неба (ср. GS 33-39).

Церковь, развивая свои отношения с миром, помогает также и в совершенствовании человеческой личности, укреплении единства между людьми и, оценивая знамения времени и его вызовы, в духе Евангелия ищет пути решения проблем и новых форм действия. На этом пути Церковь, будучи Евангельской закваской (ср. Мф 13, 33), сама не отказывается также и от помощи мира, от истории и развития человеческого рода. Таким образом, она, помогая миру и многое от него принимая, стремится "все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф 1, 10), т.е. чтобы пришло Царствие Божие и наступило спасение рода человеческого (ср. GS 40-44). Таким образом, действующая в мире Церковь "есть "всеобщее таинство спасения" (LG 48), являющее и, в то же самое время, творящее тайну любви Бога к человеку" (GS 45).

10. Во втором разделе конституции рассматриваются наиболее актуальные проблемы современного мира – семья, культура, экономика, политика и др. – и представляются принципы их решения.

11. Конституция недвусмысленно высказывается о непреходящем значении и достоинстве брака и святости института семьи. Собор учит, что призвание к материнству, которое по своей природе направлено на продолжение человеческого рода и воспитание детей, требует высокой степени благочестия. Кроме того, конституция высказывается против применения осуждаемых Церковью способов регулирования рождаемости (ср. GS 47-51).

12. Особого внимания заслуживает глава о развитии культуры. В ней наряду с характеристикой культуры и поднимаемыми проблемами, рассматриваются основные принципы ее развития, основа которых заключается в призвании человека быть во всей своей полноте человеком как творением Божиим. Собор учит, что развитие культуры требует интеллектуальной свободы, и поэтому признает автономию человеческой культуры и прежде всего – светских наук. Таким образом, в конституции проявляется уважение к культуре и забота о ее развитии. Церковь уверена, что имеется тесная связь между культурой вообще и религиозной культурой, и поэтому она может входить в общение с различными формами культуры, благодаря чему обогащается как сама Церковь, так и различные культуры.

Здесь необходимо помнить о надлежащем согласовании веры и разума во многообразных формах человеческой культуры, т.е. культуру следует соотносить с целостным совершенствованием человеческой личности, с благом общества и всего человечества. Для этого необходимо так воспитывать человека, чтобы у него было развито чувство личного суждения, религиозное, нравственное и социальное чувства. Соблюдая нравственный порядок, человек должен иметь возможность свободно искать истину. Необходимо также обращать особое внимание на сочетание человеческой цивилизации и культуры с христианской нравственностью и вероучением (ср. GS 53-62).

13. Конституция подчеркивает, что в социально-экономической области жизни следует уважать и развивать достоинство человеческой личности, ее целостное призвание и благо общества. Она призывает к тому, чтобы экономическое развитие служило для блага всех людей. Необходимо также исключить из жизни социально-экономические различия, сотрудничать в различных инициативах по организации экономики и разрешению трудовых споров. Человек должен иметь право на труд и досуг, а также на частную собственность. Земные блага должны предназначаться всем людям. От решения подобных вопросов зависит как общее развитие человеческого сообщества, так и сохранение мира. Это желание Церкви неотделимо от стремления постичь царствие Божие (ср. GS 63-72).

14. Последние два раздела второй части конституции посвящены политической жизни и проблеме сохранения мира. Церковь и политическое сообщество действуют автономно. Однако влияние Церкви в этой области как наставницы и хранительницы нравственных принципов очень велико и актуально. Конституция подчеркивает, что мир – это не просто отсутствие войны, но также и плод порядка, привитого Богом человеческому обществу. Церковь предлагает принципы сохранения мира: прекращение военных действий, отказ от гонки вооружений, запрещение и предотвращение войн. Она предлагает также и методы достижения мира: устранение раздоров между людьми, международное сотрудничество в области экономики и в отношении общего демографического роста в мире, солидарность в деле оказания помощи, действенное присутствие Церкви в международном сообществе.

Здесь также необходимо подчеркнуть, что развивающиеся страны должны стремиться к полному человеческому совершенству своих граждан, помня, что прогресс достигается прежде всего за счет труда своего народа, а не зарубежной помощи, к оказанию которой призваны развитые страны. Международное же сообщество в духе справедливого распределения средств должно устраивать и поощрять такое сотрудничество (ср.GS 73-90). 15. В заключении конституция говорит об обязанностях верующих и отдельных Церквей, а также о диалоге между людьми, подчеркивая, что представленное в документе общее учение может принести большую пользу в конкретных ситуациях после его адаптации к менталитету различных народов. Церковь в силу своей миссии – просвещать евангельской вестью мир и собирать в Святом Духе всех людей – становится знамением братства, которое делает возможным искренний диалог между людьми в духе свободы и уважения человеческого достоинства. Церковь в проведении этого диалога может быть эффективной посредницей для созидания мира на земле и достижения высшего блаженства в небесной отчизне, где сияет слава Господня (ср. GS 91-93).

III. Заключение

16. Все вышесказанное свидетельствует о том, что пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes" представляет собой не только новый и оригинальный синтез предыдущего учения Церкви, но и является принципиально новым документом, в котором впервые проведен комплексный анализ отношений "Церковь – мир" и предложены способы познания, оценки и решения современных человеческих проблем.

Таким образом, конституция является ответом Собора на одну из главных его задач – развитие диалога с окружающим миром. Именно благодаря ней, наряду с "aggiornamento" – обновлением церковной жизни применительно к современным условиям – наступило и "approfondimento" – углубление как познания самой Церкви, так и ее отношений с миром и обществом. Конституция позволяет посмотреть на мир не только через призму доктрины Церкви. В ее учении проявляется забота о человеческой личности и о наиболее актуальных мировых проблемах. Церковь, будучи всеобщим таинством спасения (ср. LG 48), в свете этой конституции еще раз открывает свой пастырский и динамический характер, т.е. показывает, как она выглядит "ad extra" – "извне", и какой ее хочет видеть Христос: светом миру и солью земли (ср. Мф 5, 13).

Документ недвусмысленно показывает, что Церковь перед лицом вызовов времени стремится исполнять свою миссию служения человеку и миру, участвуя в его прогрессе, привнося в него христианские ценности и предлагая способы решения существующих проблем согласно вечным принципам Евангелия. Причем она, будучи открытой к традиции и новым тенденциям, ставит пред собой задачу предложить новые пути в своих отношениях с миром, чтобы вести его к полноте времен.

Таким образом, пастырская конституция "Gaudium et spes" заложила новые фундаментальные основы как для строительства отношений с миром, так и дальнейшего развития социального учения Католической Церкви.

17. 40 лет, прошедшие с момента принятия этого документа, стали годами дальнейшего развития соборного учения и выработки нового пути, которым следует "sеmper renovata" – "всегда подлежащая обновлению" – Церковь, исполняя свою спасительную миссию. Достаточно вспомнить энциклики Павла VI "Populorum progressio" (1967) о развитии народов, "Humanae vitae" (1968) о регулировании рождаемости, "Octogesima Adveniens" (1971) к 80-й годовщине энциклики "Rerum novarum", Апостольское Обращение "Еvangelii nuntiandi" (1975) о евангелизации в современном мире; энциклики Иоанна Павла II "Redemptopr hominis" (1979), в которой определены главные направления его служения – христоцентричность, положение современного человека и миссия Церкви накануне третьего тысячелетия христианства, "Laborem exercens" (1981) о труде человека, "Familiaris consortio" (1981) о христианской семье в наше время, "Sollicitudo rei socialis" (1987) к 20-й годовщине "Populorum progressio", "Centesimus annus" (1991" к 100-й годовщине "Rerum novarum", "Evangelium vitae" (1995) о неприкосновенности человеческой жизни, Апостольское Обращение "Christifideles laici" (1988) о призвании и миссии мирян.

И, наконец, фундаментальный труд, коим является Компендиум социального учения Церкви, в котором пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes" цитируется 168 раз, – еще одно подтверждение преемственности и эвристичности учения Церкви.

18. Необходимо особо подчеркнуть, что принятая 40 лет тому назад и предназначенная людям своего времени конституция не утратила своей актуальности и в наше время, равно как не утратило ее и все соборное учение. Об этом говорил почивший понтифик Иоанн Павел II, подчеркивая, что "документы Собора не теряют ни своего значения, ни своего блеска. Следует, чтобы их правильно изучали, хорошо знали и принимали всем сердцем как важные и обязательные документы Учительства, которое составляет Предание Церкви" (NMI 57). Подчеркивает это и Папа Бенедикт XVI, который уже неоднократно высказывался о том, что необходимо заново изучать и воплощать в жизнь соборное учение. 30 октября 2005 г. во время молитвы "Ангел Господень" он призвал заново взять в руки документы II Ватиканского Собора для оживления соборного духа, чтобы способствовать установлению в мире всеобщего братства в соответствии с волей Бога в отношении человека, сотворенного по образу и подобию Божиему (ср. KAI, s. 20).

В связи с этим выражаю надежду, что издание Компендиума социального учения Католической Церкви будет способствовать этой благородной цели.

19. Документы социального учения Церкви свидетельствуют о том, что она, призванная действовать в мире по образу Христа, который пришел не для того, "чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Мк 10, 45), уже более века не перестает развивать социальное учение для созидания нового справедливого мира и цивилизации любви.

Слуга Божий Иоанн Павел II в Энциклике "Centessimus annus" подчеркивает, что социальная доктрина является эффективным инструментом евангелизации (ср. СА 54). Именно благодаря социальной доктрине человек и общество могут взглянуть на себя в свете Благой Вести и нравственных ценностей во всевозможных аспектах их жизни и деятельности.

В этом смысле рассматриваемый документ имеет непреходящую роль. 40 лет назад конституция дала новое направление развитию отношений "Церковь – мировое сообщество", что уже нашло свое выражение в принятых документах учительства Церкви. Эти отношения развиваются и будут развиваться дальше, ибо в Церкви "все небесное и земное" должно быть соединено во Христе (ср. Еф 1, 10) с целью преображения мира на принципах Евангелия.

В связи с этим стоит отметить позицию Русской Православной Церкви. В Основах социальной концепции РПЦ подчеркивается, что "богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, "синергии" членов и Главы церковного тела" (ОСК РПЦ I.2).

Созвучность социального учения наших Церквей еще раз призывает к совместному свидетельству перед лицом вызовов современного все более секуляризированного мира, от чего будет зависеть будущее христианства.

Используемая литература и принятые сокращения:

1. II Ватиканский Собор. Догматическая конституция о Церкви "Lumen gentium" (LG).

2. II Ватиканский Собор. Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes" (GS).

3. Лев XIII. Энциклика "Rerum novarum".

4. Павел VI. Энциклика "Mater et Magistra".

5. Павел VI. Энциклика "Pacem in terris".

6. Павел VI. Энциклика "Octogesima adveniens".

7. Павел VI. Энциклика "Populorum progressio".

8. Павел VI. Апостольское обращение "Evangelium nuntiandi".

9. Иоанн Павел II. Энциклика "Redemptor hominis".

10. Иоанн Павел II. Энциклика "Laborem exercens".

11. Иоанн Павел II. Энциклика "Sollicitudo rei socialis".

12. Иоанн Павел II. Энциклика "Centesimus annus".

13. Иоанн Павел II. Энциклика "Evangelium vitae".

14. Иоанн Павел II. Апостольское обращение "Christifideles laici".

15. Иоанн Павел II. Апостольское послание "Novo millennio ineunte" (NMI).

16. Wiadomości KAI, Nr. 44, 6 listopada 2005 (KAI).

17. ОСК РПЦ – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Москва 2001.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама