ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Суфийские выборы

Алексей Макаркин :: 30 ноября 2005

Чеченские парламентские выборы нельзя рассматривать с позиций классической демократии. Ее в республике не было, нет и не будет. Зато выборы дают возможность порассуждать о незыблемости местных обычаев вне зависимости от века или общественного строя.

Любой уважающий себя эксперт, пишущий о Чечне, знает слово "тейп". Однако тейповая (родовая) идентичность в последние годы существенно размыта, представители одного и того же тейпа оказались непримиримыми конкурентами. Вспомним, например, как снимали с предвыборной дистанции в 2003 году Малика Сайдулаева, который пытался составить конкуренцию Ахмату Кадырову. При этом оба они принадлежат к крупнейшему в республике тейпу беной. Добавим, что бенойцем является и пресловутый "террорист номер один" Шамиль Басаев.

Однако на фоне эрозии тейповой идентичности все большее значение приобретает религиозная самоидентификация чеченцев, актуальная в том числе и для состоявшихся выборов, – принадлежность к одному из направлений в традиционном для Северного Кавказа суфийском исламе или к так называемому ваххабизму, который появился в Чечне лишь в 90-е годы вместе с арабами, приехавшими на первую чеченскую войну. Положение "традиционалистов" ослабляется тем, что они расколоты на два мощных лагеря, соответствующих знаменитым суфийским орденам (тарикатам) – Накшбандия и Кадирия, которые действуют во всем исламском мире. Например, а Афганистане лидеры этих орденов сыграли значительную роль в борьбе против просоветского режима Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Вероучительных разногласий между ними нет, но обрядность разнится. Так, кадирийцы в Чечне практикуют "громкий зикр" (то есть ритуальные радения, которые россияне имели возможность лицезреть на телеэкранах во время репортажей с грозненских митингов начала 90-х годов). Накшбандийцы – приверженцы "тихого зикра", который совершается без демонстративных действий, напоминающих танец, и сводится к мысленному упоминанию Аллаха.

В свое время накшбандийцы входили в ближайшее окружение Шамиля, потом присягнули на верность царскому режиму (некоторые наибы – ближайшие соратники Шамиля – получили русские офицерские погоны), затем занимали ключевые посты в советских органах. В общем, всегда были у власти. Кадирийцы же при Шамиле призывали к компромиссу с Россией, но после падения шамилевского имамата ничего не выиграли: в глазах царских администраторов они были опасными бунтовщиками. Многие адепты ордена, в том числе и его главный духовный авторитет в Чечне середины XIX века Кунта-хаджи, были подвергнуты гонениям. В советское время они тоже были на вторых ролях.

Ситуация изменилась в 1991 году, когда кадирийцы (в их числе тогда был и мало кому известный Кадыров-старший) фактически пришли к власти, отстранив своих соперников (разумеется, внешней аудитории этот процесс преподносился вначале как борьба с партократами, а затем – как строительство независимой Ичкерии). Соответственно Кадирия была на стороне Дудаева и Масхадова, но только до того времени, пока последний не оказался в зависимости от арабского влияния и его сторонников, в первую очередь Басаева. После этого ряд влиятельных представителей ордена поддержал федералов, а политические позиции орденов несколько сблизились.

Кадыровский режим, естественно, опирается на кадирийскую традицию. Поэтому гарантированная победа "Единой России", демонстрирующая ставку федерального центра на Рамзана, выгодна кадирийцам. Кроме того, для кадыровского клана был принципиально важен успех СПС, который придавал выборам необходимую "цивильность". Плюс ко всему парламентские выборы стали оптимальным способом включения бывшего ичкерийского министра обороны Магомеда Ханбиева в состав истеблишмента Чеченской республики. Действительно, ему трудно было найти соответствующее амбициям место в силовых структурах республики, а поступление на гражданскую службу осложнялось отсутствием у него высшего образования. Вспомним, что Ханбиев был одной из ключевых фигур в борьбе кадирийцев с "ваххабитами" в 90-е годы (разумеется, на стороне первых). Участие Ханбиева в выборах устраивает и Запад, который давно настаивает на включении сепаратистских лидеров в политический процесс. А тут не просто рядовой ичкериец, а дивизионный генерал, кавалер всех возможных масхадовских наград.

Свою квоту получила и Накшбандия, хотя и не без проблем. Вначале главной "накшбандийской" партией считалась "Родина", которая привлекла в свои ряды Бислана Гантамирова. В 1991 году он, правда, был на стороне Дудаева, но быстро "одумался". Однако кандидатуру Гантамирова фактически заветировал Рамзан, после чего говорить о сколько-нибудь серьезных шансах "Родины" было бессмысленно. К тому же снялся с выборов в одномандатном округе еще один критик кадыровского клана, бывший глава шалинской районной администрации Шерип Алихаджиев, также баллотировавшийся от "Родины".

Но совсем без представительства в парламенте Накшбандия не осталась. Помог старый проверенный ресурс КПРФ, не только привычно ностальгировавшей по советским временам (когда, напомним, позиции накшбандийцев были куда сильнее), но и поставившей во главе списка молодого представителя хорошо известного в республике накшбандийского клана Арсановых. Одно это имя способно привлечь на сторону любого избирательного списка, как бы он ни назывался, значительное число сторонников. Поэтому достаточно высокий результат коммунистов, которым Рамзан не мешал (они не были для него опасными конкурентами, в отличие от имеющего неплохие связи в Москве Гантамирова), выглядит вполне закономерным.

Так что выборы в Чечне в очередной раз показали, что соотношение сил между суфийскими тарикатами остается неизменным в течение последних десяти, а то и пятнадцати лет (в последний раз накшбандийцы недолго были у власти в 1995-1996 гг., когда республикой по воле Москвы управлял Доку Завгаев). Впрочем, чеченская история свидетельствует о том, что тарикаты еще могут неоднократно поменяться местами

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама