ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

"Я чую всё, с чем свидеться пришлось…"

Павел Сиркес :: 09 февраля 2006

Чтобы восстановить зачин этой русско-израильской истории, придётся, как ни странно, вспомнить о Польше…

В 1990-м творческая группа киностудии имени Горького выехала в ПНР, чтобы снять ряд эпизодов для картины о Второй мировой войне. Картина, как и девятнадцать других, предназначалась для документального сериала "ХХ век". По замыслу авторов, он должен был подвести некий итог идущему к концу самому кровавому в анналах человечества столетию.

Из Варшавы, прихватив с собой переводчика, мы двинулись на микроавтобусе в Краков, как известно, спасённый от полного разрушения нашими солдатами. Действительно, прекрасна древняя столица польского государства! Полюбовались замком королей Пястов, зданием Старого театра Анджея Вайды (труппа гастролировала где-то за пределами страны). И снова отправились в дорогу. Нас влёк Гливице, прежде, в немецкой Силезии, — Гляйвиц.

На одном из перекрёстков толмач предложил завернуть в Освенцим, лежащий чуть в стороне и неподалёку. Наши категорически отказались: зачем лишний раз рвать душу?.. В киноархивах Третьего рейха достаточно хроники о фашистских концлагерях. Старательные палачи сами фиксировали свои злодеяния.

И вот — Гливице. Здесь сохранилась — не сгорела — та самая радиостанция с деревянной вышкой, откуда занялся вселенский пожар. В ночь на 1 сентября 1939 года гитлеровцы инсценировали нападение ближайших соседей на немецкую радиостанцию в Гляйвице, подбросили пару трупов ими же умерщвлённых арестантов, переодетых в форму вермахта, и воспользовались провокацией как предлогом для объявления войны Польше. Так началась Вторая мировая.

Мы запечатлели не только историческую реликвию, но и уцелевших свидетелей эпизода, записали их рассказы.

На обратном пути дали кругаля, чтобы увидеть национальную святыню. Ченстоховская икона Матери Божьей почитается покровительницей и защитницей Польши. В войну эта не очень большая страна понесла огромные потери — шесть миллионов убитых. Каждый второй из них был соплеменником Пречистой Девы Марии...

Храм оказался переполнен молящимися. Высоко, под сводами, на украшающих церковные стены гобеленах висели дары тех, кто считал, что ему Матка Боска Ченстоховска помогла: золотые и серебряные ювелирные изделия и монеты, драгоценные камни в дорогой оправе, жемчужные ожерелья. Поляки и после долгих лет войны и десятилетий коммунистического режима сохранили крепость своей веры.

По возвращении в Варшаву разместились в гостинице-высотке на Маршалковской. Вечер был свободен, и я решил погулять по центру. В лифте переговаривались меж собой южного типа юнцы. Похожи на греков. Прислушался — язык вроде другой.

— Вы из какой страны, мальчики? — спросил по-английски.

— Из Израиля.

— Что вас привело сюда, где почти не осталось евреев?..

— Школьная программа. Каждый израильтянин должен увидеть места Шоа, — сказал тот, который, очевидно, был за старшего.

— Я тоже еврей… из Москвы, но мне достаточно посещения Дахау.

На первом этаже у раскрытой двери лифта стоял высокий плечистый человек с седой крупной головой.

— Наш учитель, — представил его старший и добавил что-то на иврите, обращаясь к седому.

Тот улыбнулся, мы обменялись рукопожатием.

— Беньямин Нахшон, — назвался новый знакомый.

— А не выпить ли по рюмке за встречу? — предложил я.

— Согласен, — сказал Беньямин.

Хорошо сиделось за столиком в баре под лёгкую "Выборову". Язык? Смесь английского с вкраплениями усвоенных в детстве слов из идиша.

Беньямин рассказал, что его молодые родители, активисты молодёжного движения "Бейтар", тайно пробрались из Польши в Палестину ещё в двадцать седьмом, когда последняя была подмандатной территорией Британской империи и въезд евреев был ограничен строгими квотами. Через два года появился на свет их первенец Беня, то есть он уже сабра, коренной израильтянин.

В шестнадцать лет Беньямин — юный боец "Хаганы", сражается в отряде Игаля Алона, защищает поселения ишува от нападений мусульманских банд. Тогда-то ему и присвоили ивритскую фамилию Нахшон. В переводе, как я позднее узнал, это значит "первый, отважный".

Потом был исторический факультет университета, работа в журналистике. После создания государства Израиль — участие во всех войнах, начиная с первой, за независимость. Теперь он — инспектор народного образования Хайфы и возит школьников по местам Шоа, катастрофы европейского еврейства.

Беня спросил, какие дела в Польше у меня. Объяснил. И вдруг Нахшон заговорил о том, как в 39-м они с мамой приехали сюда, к её старикам. Ему было десять лет, когда он впервые увидел деда и бабушку. А тут грянула война, и пришлось бежать обратно в Палестину через нейтральную Швецию.

— Вместе со стариками? — задал я опрометчивый вопрос.

— Нет, им такое было уже не под силу…

Чтобы перевести разговор на другую тему, я стал расспрашивать об Израиле.

— Тебе самому надо его увидеть! Давай прилетай! Всё остальное беру на себя.

Расставаясь, мы обменялись адресами и номерами телефонов.

…В декабре 1990 года мне и дочке дали наконец разрешение посетить родственников в Израиле.

Советских рейсов ещё не было. Пришлось лететь с пересадкой в Варшаве польской авиакомпанией "ЛОТ" — почти тёзкой города Лод, близ которого расположен главный израильский аэропорт имени Бен-Гуриона.

Обосновались в Беер-Шеве у тётушки, приславшей приглашение. Что ни день, нас навещали родные и друзья, забирали к себе, угощали обильными местными вкусностями. Двоюродные братья и сёстры превратились в горячих патриотов исторической родины. Им хотелось как можно лучше её нам представить.

Сначала повезли в Негев, в киббуц, где поселился, уйдя на покой, первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион. Там же, в пустыне, рядом с рукотворным оазисом еврейского фаланстера, он и его жена и похоронены. Мы благоговейно постояли у их могил и, как принято у евреев, положили по камешку на скромные надгробья.

Потом мы совершили паломничество в древнюю Масаду, последнюю иудейскую крепость, так и не сдавшуюся осаждавшим её римлянам. Защитники предпочли смерть, хотя у них ещё оставались и еда и запасы воды. Пришлось долго подниматься по щербатым, тысячелетним, вырубленным в почти отвесных скалах ступеням, прежде чем нашим взорам предстали руины цитадели, которая глубоко почитаема в стране.

Более всего поражало в Израиле множество вооружённых людей — и не только в армейской униформе. Вот отец семейства в окружении нескольких детей мал мала меньше, через плечо перекинут ремень автомата "Узи", но для окружающих — это обычная картина. Никакой тревоги на лицах… А ведь уже разворачивалась операция "Буря в пустыне" и Саддам Хуссейн грозил закидать страну "скадами".

По телевизору демонстрировали, как лучше оборудовать домашнее бомбоубежище, призывали запастись минералкой, клеить крест-накрест полоски бумаги на оконные стекла, как у нас в 41-м…

Правительство предложило иностранцам во избежание опасности покинуть Израиль. Публично отказалась уехать, помнится, шведская кинозвезда Ингрид Тулин.

Тогда-то знакомые журналисты и позвали меня на радио "Рэка" и спросили, почему мы с дочкой остаёмся. Я сознавал риск, которому подвергаю единственное чадо, однако ответил:

— Не бежать же… Здесь живут наши родные и друзья. Нет, мы улетим не раньше, чем в тот день, что указан в обратных билетах.

Теперь было не до туристских развлечений, но мне ещё хотелось побывать в соседнем бедуинском поселении. Знал: номады лояльны к государству и даже служат проводниками и следопытами в армии обороны Израиля — Цахале. Каково их настроение сейчас? Сговорчивый кузен повёз меня к бедуинам.

Шейх племени пригласил приезжих в палатку. Пока варился кофе с кардамоном, шла неспешная беседа на иврите — кузену, естественно, пришлось взять на себя роль переводчика. Из беседы следовало, что обычай у бедуинов такой — сохранять преданность земле, где ставили шатры их предки.

Вскипел в медном лужёном сосуде ароматный напиток, он подавался без сахара и был невероятно горек на вкус. На вопрос, отчего так, хозяин ответил:

— Чтобы люди не забывали о горечи земной жизни.

Арабы, это чувствовалось, менялись на глазах. Зеленщик, ежедневно привозивший из близкой Газы на фургончике в наш двор овощи и фрукты, однажды разразился угрозами в адрес торговавшейся с ним тётушки:

— Скоро придёт Саддам — всё будет наше!..

Вдосталь нагостившись у своих, я позвонил наконец Беньямину. Тот с пониманием отнёсся к тому, что прервать раньше времени хлебосольство родни было невозможно, а закончил так:

— Немедленно выезжаю за вами…

Расстояние до Хайфы — каких-то двести с небольшим километров. Но как разнообразен ландшафт! По ходу движения ты будто попадаешь из одной климатической зоны в другую.

Стол к нашему прибытию был накрыт. Галя, жена Беньямина, неплохо знала русский, усвоенный от родителей — выходцев с Украины. Ужин затянулся. Обсуждали планы будущих поездок. Галя и Беньямин освободились от своих дел, чтобы целиком заниматься нами.

С утра пораньше двинулись в Галилею. Резко тормознув посреди дороги, Галя показала нам изуродованную пожаром эвкалиптовую рощу.

— Подожгли ставшие вдруг храбрыми арабы… А ведь раньше на месте этой рощи было болото — рассадник малярии, — сказала Галя. — Сколько труда загублено… Ничего, восстановим!

Через полчаса въехали в друзскую деревню. Добротные дома. Приветливые люди на улицах. Из Галиных объяснений мы узнали, что они исповедуют не ислам, как большинство, и не христианство, как немногие из арабов, а некую тайную религию, которую запрещено открывать иноверцам.

Проходим мимо лавки. Перед ней выставлены разные ремесленные поделки. Слышим зазывный голос стоящего на пороге хозяина:

— Загляните, для вас скину цену…

— Он принял вас за богатых американцев, — по-русски шепнула Галя. И, чтобы солидный друз не обольщался, добавила на иврите: — Это наши гости из России.

— Мы всем рады, — ответил тот и широким жестом пригласил нашу троицу войти.

Внутри полулежал на оттоманке старик в национальной одежде.

— Мой отец, — почтительно назвал его лавочник. — Он первый мудрец в нашей деревне, потому что дольше остальных прожил на свете.

— А не скажет ли мне мудрец, — через Галю обратился я к старцу, — почему вы, друзы, ладите с евреями, в то время как другие арабы с ними во вражде?

— Так мы же умные люди, — ответствовал тот.

…С особенным чувством Нахшон водил нас по музею Игаля Алона, показывал дорогие для него реликвии Хаганы.

Поднялись и на Голанские высоты, к самой Эль-Кунейтре, дыбящейся взорванными укреплениями. Их когда-то штурмовал наш друг и был здесь ранен.

Мы уже порядком устали. Беня предложил заехать для отдыха к своему боевому товарищу Сассону Навоту, отставному полковнику израильской армии.

— Его ферма у селения Мицпа, зовётся на английский манер "Near Tiberias" — "Близ Тивериады". С античных времён наше озеро-море носит и такое имя, — прокомментировал Беня.

Вскоре Нахшон уже сигналил у ворот фермы. Из калитки вышел крестьянского склада коренастый человек с типично славянской внешностью. Он весь лучился радостью, видимо, заранее предупреждённый о приезде гостей, знающий, кто мы и откуда.

К моему удивлению, фермер сразу же заговорил со мной на добротном идише. Я поинтересовался, как ему удалось столь хорошо освоить мамэ-лушн. Он ответил, что родился и вырос среди репатриантов из России, Польши и Румынии, а в их среде в дни его детства средством общения был именно этот язык.

Нас потчевали обедом прямо на открытом воздухе, еда была простая — из продуктов, произведённых на ферме. Сассон расспрашивал о жизни в Советском Союзе, где ему не пришлось побывать, а так хотелось бы… И затем поведал нам о своей родословной.

Предки Навота покинули волжские края в 1912 году. Были они субботники. Власти, особенно церковные, преследовали их как отступников от православия. И поднялись несколько дворов из приахтубского села Заплавны, и отправились в Землю Обетованную. В неизведанный путь пустились не все взрослые члены отважившихся на переезд семей. Гришины и Дубровины (фамилии будущих отца и матери Сассона) поделились чуть ли не поровну. А было их восемнадцать братьев и сестёр. Те, кто добрались до Палестины, какое-то время переписывались со своими, оставшимися в Заплавне. Но впоследствии весточки перестали доходить, и длится это уже не одно десятилетие. Потому Сассон, наверно, и спросил деликатно, не смогу ли я помочь в розыске хоть каких-то отпрысков утраченной родни. Ведь возможно, кто-то и доныне живёт на берегах известной ему по воспоминаниям деда и отца Ахтубы…

Пообещал, что сделаю всё, что мне доступно. Вернувшись в Москву, сочинил письмо и отправил в сельсовет Заплавны. Было это четырнадцать лет назад.

И вот совсем недавно погрузился, как обычно, в интернет. Вижу — незнакомый сайт, где упоминается моё имя. Из города Волжского. Ни разу там не бывал. Только однажды наблюдал с фарватера. Причаливать к пристани было запрещено из-за холерного карантина. Мы шли тогда из Дуная в Обь на построенном в Венгрии большом озёрном буксире и снимали фильм "Перегон" для творческого объединения "Экран" Центрального телевидения.

Что же мне открыл сайт газеты "Неделя города", издаваемой в Волжском?

"В начале 90-х годов, — сообщала газета, — председатель Заплавинского сельсовета получил письмо из Москвы от кинорежиссёра Павла Сиркеса. Сначала удивился: не так часто в село приходят послания от столичных кинематографистов. Но ещё больше его поразило содержание: через советского режиссёра в сельсовет обращался израильский подданный Сассон Навот. Он называл себя потомком русских крестьян-субботников Гришиных и Дубровиных и просил разыскать своих родственников, которые якобы жили в Заплавном".

Чем закончилась эта история, я узнал опять же из интернета, где перепечатана пространная статья "Загадочные письма". Оказывается, получив мой запрос, "работники сельсовета занялись поиском русских предков старого еврея (так в тексте. — П. С.) и, что самое удивительное, нашли их. Жительница города Ленинска Любовь Яковлевна Дейнеко рассказала, что её родная бабушка и была той самой Дубровиной, которая выехала в Святую Землю ещё до революции. А когда её первый муж умер, то она вышла замуж за потомка субботников Гришиных Сассона Навота. Так родственная связь, утерянная ещё до Великой Отечественной войны, восстановилась".

Завершали статью следующие строки: "Благодарный Сассон Навот, чьи родственники обнаружились в Ленинске, приглашал председателя заплавинского сельсовета “в маленькую, — по его выражению, — но дорогую страну” Израиль. Тот не воспользовался этой возможностью. А вот двое нашедшихся племянников Навота уехали-таки к дяде. Великий исход субботников продолжается".

Нет, не напрасны ни странствия, ни наши встречи. И не случайны. Они исполнены неизвестного нам до поры смысла. Как это у Мандельштама?

Я чую всё, с чем свидеться пришлось…

Мюнхен, Германия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /