Ваши Высокопреосвящества – председатель Папского Совета "Justitia et Pax" кардинал Ренато Рафаэль Мартино, Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, секретарь Папского Совета "Justitia et Pax" архиепископ Джанпаоло Крепальди!
Братья во священстве, монашествующие!
Глубокоуважаемые представители Русской Православной Церкви и других исповеданий!
Досточтимые представители государственной власти, мира науки и культуры!
Братья и сестры, дамы и господа!
Начало нового времени – нового века и нового тысячелетия – в России ознаменовалось разработкой и выходом в свет социальной доктрины различных исповеданий – как христианских, так и нехристианских.
Это не случайно. Особое внимание религий к социуму – знамение нашего времени, ибо мир для решения возникающих проблем и ответа на вы-зовы времени все чаще нуждается в помощи Церкви, в ее социальной док-трине. Жизнь показывает, что социальное учение становится все более и бо-лее востребованным как в Церкви, так и в современном обществе.
Читая знамения времени и стараясь ответить на его вызовы, Като-лическая Церковь уже более века, начиная со знаменитой энциклики "Rerum novarum" (1891) – "о новых вещах" и, прежде всего, о так называемом "ра-бочем вопросе" – Папы Льва XIII, развивает социальное учение. К настоя-щему моменту ей подготовлено и опубликовано большое количество энцик-лик и других документов на эту тему.
Для систематизации и упорядочения имеющихся материалов, что-бы ими стало легче и удобнее пользоваться, был подготовлен и в 2004 г. вы-шел в свет "Компендиум социального учения Церкви", представляющий наиболее полную и современную католическую социальную доктрину.
"Каритас" России и издательство "Паолине" взяли на себя труд по переводу и изданию Компендиума на русском языке.
Я сердечно благодарю всех тех, кто принимал участие в реализации этого столь необходимого проекта, особенно спонсоров в лице "Каритаса" Франции. Русский язык – шестой в мире, на котором увидел свет "Компен-диум". Это свидетельствует о больших интеллектуальных возможностях не-большой по численности Католической Церкви в России.
В последнее время мы постоянно получаем много запросов от раз-личных научных, государственных и общественных организаций относи-тельно социального учения Католической Церкви. Наконец-то теперь у нас есть Компендиум на русском языке, что позволит всем нуждающимся быстро получить консультацию по интересующим вопросам.
Кроме того, я уверен в том, что Компендиум сыграет большую роль в развитии как экуменического, так и межрелигиозного диалога. Сфера соци-ального учения может стать хорошей площадкой для развития и укрепления бесконфликтного созидательного сотрудничества. Многие сходные элементы в социальной доктрине различных вероисповеданий со всей очевидностью свидетельствуют о том, что у нас есть много общего.
Особо необходимо подчеркнуть близость позиций учения и подхо-дов к решению насущных проблем современности Католической и Право-славной Церквей. Нужны ли более наглядные аргументы для доказательства того, что значительно большее объединяет нас, нежели разделяет. Поэтому с точки зрения ответственности как перед лицом вызовов современности, так и будущим наших Церквей и христианства вообще нам просто непозволитель-но не использовать этот огромный потенциал.
Сегодня необходимо противостоять секуляризации; либерализму, принимающему агрессивные формы; отказу от христианских корней, осо-бенно в объединяющейся Европе; нравственному релятивизму; угрозе для рожденной и нерожденной жизни, связанной с нарастающей волной абортов и эвтаназии; безнравственному использованию достижений науки, особенно в области биотехнологий; распространению СПИДа, алкоголизма и наркома-нии; социальной несправедливости; проблемам экологии; растущей преступ-ности, терроризму, межэтническим конфликтам и т.п. Это серьезнейшая уг-роза человеческой цивилизации и ее будущему.
Бурное развитие социального учения различных Церквей и религий свидетельствуют как о его значении и востребованности в современном ми-ре, так и об озабоченности духовных лидеров и верующих его проблемами и вызовами. Всем нам необходимо с максимальной ответственностью стре-миться к созиданию нового, более справедливого мира, который слуга Божий Папа Иоанн Павел II назвал "цивилизацией любви" и к установлению кото-рого настоятельно призывает понтифик Бенедикт XVI.
В связи с этим считаю своевременным проведение совместной межрелигиозной конференции по социальному учению, что позволило бы лучше познать различные социальные доктрины, наметило бы пути выработ-ки единой стратегии по наиболее актуальным проблемам современного мира, а также стало бы новым шагом в развитии диалога между различными испо-веданиями и так необходимого совместного свидетельства.
Издание Компендиума социального учения Католической Церкви на русском языке, несомненно, будет способствовать как формации россий-ских католиков, особенно мирян, так как он предназначен прежде всего им, так и развитию межконфессионального и межрелигиозного диалога. Полезен он будет также и тем, кто интересуется социальным католическим учением.
Я искренне благодарен Его Высокопреосвященству кардиналу Ре-нато Рафаэле Мартино за то, что он согласился принять участие в конферен-ции по социальному учению Католической Церкви, которая состоялась в Санкт-Петербурге 28-29 ноября с.г. и презентации Компендиума в Москве. Мне как члену Папского совета "Justitia et Pax" визит "начальства" приятен вдвойне. Сердечно приветствую Вас в столице России – Москве, которую часто называют "Третьим Римом".
Выражая надежду, что сегодняшняя презентация сделает социаль-ное учение Католической Церкви более доступным и понятным, а также бу-дет способствовать развитию и укреплению связи Церкви с обществом и экуменического диалога, презентацию издания Компендиума на русском языке объявляю открытой.
По материалам источников: Информационный центр католической митрополии в России