Современный мир буквально потрясли последние события во Франции. На родине демократии иммигрантские банды устраивали погромы, поджоги, нападали на полицейских. Вероятность возникновения таких массовых беспорядков прогнозируется для Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и других стран, где значительный процент иммигрантов из африканских и азиатских государств. Европейские эксперты высказывают опасения, что бесконтрольная и массовая иммиграция в конце концов станет главным препятствием на пути европейской интеграции, ибо дальнейшее размывание культурно-исторической идентичности европейских народов подрывает сами основы интеграции.
Видимо не случайно именно Франция первой сказала нет новой европейской конституции, в которой не осталось даже упоминания о христианских истоках европейской цивилизации.
30-40 лет назад в интересах сохранения высоких темпов экономического развития, обеспечения высокого уровня жизни была сделана ставка на массовое привлечение в Европу дешевой рабочей силы из слаборазвитых стран. Европейское законодательство было предельно либерализовано.
В результате только во Франции обосновалось более 5 миллионов человек (это 8 % общей численности населения), составляющих этнические меньшинства, не считая тех, кто прибыл в страну еще ранее. В Германии, Великобритании, Испании и Нидерландах этнические меньшинства составляют соответственно 8, 6, 30 и 17 %. При этом постоянную работу имеют лишь немногим более 40 % всех иммигрантов. На их долю приходится более трети фиксируемых в странах правонарушений.
В этих странах появились все признаки столкновения культур и религий. Иммигранты, как правило, не ассимилируются, сохраняют свои традиции и обряды, ведут замкнутый, корпоративный образ жизни. Многие из них слабо или вообще не владеют языком страны пребывания. По признанию самих французов, темнокожие жители пригорода Парижа говорят на какой-то смеси французского языка и африканских наречий.
Немаловажное значение имеет и сама психология иммигрантов. Им чужды культура и традиции принимающих их стран. Они просто отказываются интегрироваться в общество, зачастую ведут себя агрессивно и нередко отстаивают свои права с позиции силы. Характерно, что лозунгом иммигрантских банд стало требование еще большего увеличения пособий и невмешательства в их жизнь. С аналогичными лозунгами еще недавно выступали сепаратисты в Чечне, соглашаясь оставаться в едином экономическом пространстве с Россией, но жить по законам адата и шариата.
По оценкам специалистов, все это стало возможным потому, что вопросы адаптации и приобщения иммигрантов к культуре и национальным традициям европейских стран в течение длительного времени не решались, а права и обязанности граждан подменялись декларациями о правах человека. Шла явная подмена понятий. Теперь это становится очевидным. Сегодня французские политики вынуждены признать, что усилия по ассимиляции некоренных жителей Франции и связанные с ними затраты оказались гораздо значительнее, чем экономический эффект, получаемый от притока дешевой рабочей силы. По признанию самих же коренных французов, деньги оказались вложенными в беспорядки и дестабилизацию общества.
В сложившейся ситуации все большее число коренных европейцев, опасаясь за будущее своих детей, начинают отдавать предпочтение политикам, выступающим с крайне правых позиций. И не случайно, что Ле-Пен появился именно во Франции. Начинающаяся поляризация политических сил вряд ли будет способствовать интеграционным процессам в Европе. Время, когда проблема могла быть решена чисто правовыми методами, по-видимому, упущено. Старый Свет оказался заложником нынешней политики, которую сам же навязывал всему миру.
Но и сегодня Европа не готова сделать правильные выводы из сложившейся ситуации. Европейские структуры, вместо того чтобы озаботиться собственными проблемами, подрывающими основы их бытия, по-прежнему заняты нагнетанием напряженности на постсоветском пространстве. Так, в частности, 7 ноября на саммите министров иностранных дел Евросоюза принимается заявление, в котором содержатся угрозы Беларуси за то, что она не следует так называемым нормам международных стандартов.
Но если Европа не готова сделать вывод из уроков Франции, то в России просто обязаны это сделать. Иначе подобные массовые беспорядки могут произойти не только в Москве, но и по всей территории России.
К сожалению, нынешнее правительство России практически копирует либеральные подходы европейских стран при формировании миграционной политики. И власти уже согласны для поддержания темпов экономического развития страны принимать в год 1, 5-2 миллиона мигрантов. По некоторым данным, в настоящее время в стране уже насчитывается более 5 миллионов нелегальных иммигрантов, не имеющих никакого статуса. Либерально-демократические круги настойчиво провозглашают требование провести амнистию и без каких-либо условий сделать их гражданами России.
Такая политика властей вызывает недовольство коренного населения России. Своеобразным индикатором этого стал марш, организованный 4 ноября "Евразийским союзом молодежи". Некоторые участники шествия шли с радикальными, по сути своей экстремистскими лозунгами: "Москва для москвичей" , "Россия для русских". Если ситуация в России будет развиваться по французскому сценарию, то следует ожидать появления российского Ле-Пена. В масштабах многонациональной России это уже опасно. Последствия либеральной миграционной политики для России могут быть гораздо более тяжелыми, чем во Франции. Эту точку зрения поддерживают многие российские политики и политологи.
Специалисты считают, что вместо того, чтобы увеличивать приток иммигрантов, необходимо принимать комплекс мер по увеличению рождаемости коренного населения России. Главный акцент в решении социально-экономических задач, по их мнению, должен быть сделан на преодолении демографического кризиса и повышении качества жизни граждан. Финансовой основой для их решения мог бы стать, в частности, стабилизационный фонд России, существенно выросший за счет резкого повышения цен на нефть. При этом важным звеном в формировании миграционной политики могла бы стать схема, стимулирующая рождаемость граждан России путем выделения квартир многодетным семьям и предоставления работы в осваиваемых регионах России, т. е. там, где есть острый дефицит рабочей силы. Исторический опыт показывает, что наибольших успехов в экономическом и государственном строительстве Россия добивалась, тогда когда создавала условия для воспроизводства коренных народов.
Положение в миграционной сфере России негативным образом влияет и на интеграцию с ней ближайших союзников. В частности, Беларусь опасается, что неуправляемый иммиграционный поток ворвется в стабильную жизнь ее граждан. Компактно проживающие африканские, китайские, азиатские и кавказские диаспоры все активнее вытесняют коренных жителей России не только из бизнеса и торговли, но и мест традиционного проживания. Они не признают законы, а живут по своим обычаям. Белорусы, украинцы и другие соседи, наблюдая за этими процессами и признавая целесообразность экономической интеграции, с опасением относятся к объединению государств.
Между тем союзное строительство дает уникальную возможность пополнить рынок России квалифицированными специалистами из Беларуси. Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер, обеспечивающих взаимную миграцию граждан Беларуси и России. К примеру, только Московская область готова привлечь до 20 тысяч белорусских специалистов. С этой целью необходимо совершенствовать правовое пространство Союзного государства. Важным шагом в этом направлении является намеченное на этот год подписание соглашений о равных правах граждан Беларуси и России в социальной сфере.
Последние события во Франции еще раз убедительно продемонстрировали, как важно правильно решать демографические проблемы. Это особенно актуально для нынешнего этапа союзного строительства.
08.12.2005
Источник: Труд-7