ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Православные граждане" и права человека

Александр Верховский :: 15 декабря 2005

На прошлой неделе в офисе Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Брюсселе, рядом с правительством Евросоюза, с докладом о правах человека выступал секретарь Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов.

Звучит как простое протокольное сообщение. А ведь еще несколько лет назад такая тема в устах активиста "православной общественности" была просто невозможна: о заговоре против России, о царе-мученике — пожалуйста, но никак не о правах человека. Да никто несколько лет назад и не допустил бы присутствия представителя подобной организации на таком собрании. Нынче же СПГ, с санкции Русской православной церкви, стал членом КЕЦ, и на данной встрече Фролов был, собственно, единственным представителем России: значит, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата доверяет ему представлять церковную линию (или — собственно союза, но не противоречащую официальной).

Фролов говорил о том, что православная церковь в России слишком долго обходила тему прав человека, но теперь готовит на эту тему развернутый программный документ. И действительно, уже не раз сообщалось, что документ готовится, но о его содержании пока можно лишь догадываться. Судя по докладу Фролова, который, в свою очередь, цитировал митрополита Кирилла, тематика этого документа будет весьма широкой. Собственно говоря, он будет развивать принятые в 2000 году "Основы социальной концепции" РПЦ по всем наиболее актуальным направлениям.

Ведь речь идет не о правах человека в том или иным узком смысле, например — о свободе слова или о праве на труд, а о позиции Церкви по практически всему комплексу общественно-политических проблем, ее понимании демократии как таковой. Церковь, конечно, не партия, и даже Союз православных граждан — не партия, но масштаб задачи вполне подходит для хорошей партийной программы. Пафос выступления Фролова — отход от социально-политической пассивности, от сдержанности в проповеди православия. Церковь должна выработать свой подход ко всем актуальным проблемам и активно, отнюдь не ограничиваясь церковной оградой, проповедовать его вместе с самим вероучением и во имя укрепления вероучения.

Конечно, немедленно вспоминаются все еще дебатирующиеся вопросы о преподавании в школах "Основ православной культуры", о "православном телеканале" ("Спас" Ивана Демидова все-таки мало кто смотрит) и т.д. Но есть и менее известные в России сюжеты, связанные, например, с коллизией свободы совести и политкорректности. Последний пример — дело шведского пастора Оке Грина, приговоренного к месяцу тюрьмы за проповедь против гомосексуализма, но в конце концов оправданного Верховным судом Швеции.

Стремясь подготовить теоретическую базу для отстаивания своих позиций, руководство РПЦ уже не раз выступало с рассуждениями о правах человека. Люди Церкви готовы опереться на общепринятую в демократических странах концепцию, но стремятся внести в нее свои поправки. Во-первых, индивидуальные права частично вытесняются правами неопределенных общностей ("русских", "православных", "мусульман" и т.д.). Во-вторых, акцентируется ограничение прав человека нормами морали, разумеется — той морали, которую, основываясь на Библии, отстаивает Церковь. В-третьих, предлагается зафиксировать иерархию религий, так как этот вопрос имеет для Церкви фундаментальный характер. В частности, речь идет о примате "господствующей" в каждой стране религии и об ограничениях для так называемых сект.

Разумеется, есть и другие темы. Наиболее известная — протест против электронных документов и иных систем контроля. Но Церковь пытается выработать свою позицию и по таким вопросам, как "чрезмерный" вес финансового сектора экономики, бюрократизация власти, культурная унификация как следствие глобализации. По всем этим темам у Церкви найдется немало — не совпадающих — союзников, включая, кстати, в ряде случаев и правозащитников. Но есть один вопрос, в котором союзников у Церкви крайне мало — это ее стремление ограничить секулярный характер государства и общества. Даже государственный аппарат, всегда готовый использовать идеи "православного патриотизма", преимущественно саботировал наиболее принципиальный для дела десекуляризации процесс — внедрение в школу "Основ православной культуры".

Таким образом, перед руководством Церкви и перед "православной общественностью", выступающей, пожалуй, даже более активно, стоят сразу две непростые задачи: разработать такую концепцию, чтобы ее было не стыдно предъявить, и при этом сформировать какую-то коалицию поддержки своих идей, так как Церковь сама по себе не обладает ресурсами для их реализации. Возможно, в этом одна из причин высокой активности РПЦ на европейской сцене. Там предлагаемая проблематика давно обсуждается, там легче найти понимание. Да и вообще, искать опору своим идеям на Западе — известная русская традиция, и православные тут не исключение.

Рабочая группа Конференции европейских церквей по правам человека, перед которой и выступал Фролов, поддержала, по его словам, предложенный доклад и будет распространять его для обсуждения в КЕЦ. Наверняка там будет еще немало споров, но можно не сомневаться, что в тех рекомендациях, с которыми КЕЦ в конце концов обратится к Европарламенту и к парламентам стран Евросоюза, найдется место и для идей будущей концепции РПЦ по правам человека.

Церкви на Западе давно стали естественным участниками дискуссий на эту тему. Похоже, дело к тому идет и в России. Конечно, пока диалог с участием представителей Церкви и правозащитников выглядит весьма затруднительным, хотя время от времени все-таки случается. Слишком много серьезных поводов для вражды (одно дело о выставке "Осторожно, религия!" чего стоит). Не менее важно, пожалуй, и то, что очень трудно разговаривать людям с совершенно разным понятийным аппаратом: представителям патриархии куда легче говорить с не менее нелюбимыми собеседниками из Ватикана, а правозащитникам проще найти общий язык с чиновниками, укорененными в КПСС. Наконец, не видно и особого желания вступать в диалог: в Церкви слишком привыкли все вопросы решать с властью, а не с обществом, а в правозащитном сообществе Московскую патриархию зачастую рассматривают всего лишь как филиал ФСБ. Но если на поле — в данном случае на поле обсуждения прав человека, демократии, социальных проблем — появляется новый игрок и если этот игрок достаточно настойчив, игнорировать его не удастся. Тем более новичку не удастся игнорировать уже имеющихся игроков. Значит, разговаривать все равно придется, как это некоторым ни неприятно. На самом деле, это даже полезно — расширить круг обсуждения.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама