Сегодня история человечества по-прежнему продолжается как история открытого и скрытого противостояния различных религий. Для нашей нации подобные противостояния, и прежде всего внутри самой нации, всегда несли с собой лишения и потери как материальные, людские, так и духовные, нравственные. Как бы то ни было, но факт остается фактом, что составляющие наибольшую часть нации азербайджанцы-мусульмане, как правило, все "немусульманское" продолжают считать чужим, не своим и считают своим долгом выступать против "засорения" азербайджанской нации историей и культурой других религий. Этим людям, далеким от знания и священной книги мусульман Корана и своей национальной истории и культуры, неведомо, что ислам это только одна из религий в ряду других, как язычество, огнепоклонничество, зороастризм (кстати, зороастризм единственная в мире дуалистическая религия, историческая эпоха которой связывает собой политеистическую историю человечества с монотеистической историей человечества в единое целое историю-генезис религиозных представлений человечества), иудаизм, христианство и т.д.; что почти все эти религии на том или ином этапе формирования, существования и развития нашей нации, той или иной ее частью, в большей или меньшей мере были приняты и исповедуемы. А если это так, то значит почти все они объективно составными частями входят в нашу историю, культуру, в конце концов, нашу кровь, составляют нашу общую национально-генетическую память. Эту объективность нельзя замалчивать или отвергать, ее надо осознать, признать и утверждать не только нашим историкам и культурологам, но в целом нашей нации. Ведь азербайджанцы в большинстве своем даже не представляют того преимущества своей истории и культуры, которое дает им исторически родная для них религия зороастризма и ее древнейший источник "Авеста", написанная на нашей древней земле, нашими предками, создавшими в те времена уникальную дуалистическую религию, перебросившуюся логический, закономерный мостик от политеизма к монотеизму. Об этом до сих пор нигде, ни здесь, ни за пределами, не пишут и не говорят. Почему? Да потому что кроме азербайджанцев это никому невыгодно, а сами азербайджанцы до осознания этого еще не доросли.
Признать и написать это значит признать ту истину, что как минимум на протяжении последних 6-7 тысячелетий самой древней нацией является именно наша нация. Кому это кроме нас самих выгодно? Да никому! И что же, будем по-прежнему спать? Я уже не говорю про иудаизм, корни которого в действительности уходят в наши земли и лишь окончательное оформление которого происходит на земле израильской (если внимательно почитать Тору, то там все об этом написано, но оказывается, что многие попросту не умеют читать и вчитываться). Что касается христианства, то надо отметить, что оно впервые проникло на территории древних племенных государств Азербайджана уже во II веке н.э. Проникло христианство сюда двумя независимыми путями: из Византии на северо-запад и из Иерусалима на северо-восток. Если первые епископы северо-западных аров, прозванных "армянами" (ар-мян с тюркского языка я-мужчина), получали рукоположение в Византии, то первые епископы северо-восточных аров, прозванных "албанами" (ал-бан с тюркского "я-чистый, светлый"; при этом: и "ар" и "ал" восходят к обозначению нашего древнейшего тотема-солнца), получали рукоположение в Иерусалиме. В начале IV века н.э. при епископе Григории христианство было объявлено государственной религией северо-западных аров. Царь северо-восточных аров Арнар (Урнайр) был крещен Григорием, и затем христианство было объявлено государственной религией северо-восточных аров, а на сан епископа Албании по просьбе царя Григорием был рукоположен его же внук Григорис. С этого момента, с одной стороны, начинается роковое обособление северо-восточных и северо-западных аров от всей нации, а с другой изначальная этническая общность северо-западных и северо-восточных аров-тюрков скрепляется религиозной общностью (при всей относительной самостоятельности церквей, связанных с самостоятельностью племенных государств), и при том не просто христианской, а именно григорианской, и именно монофизитской (т.е. исповедующей "единую" "божественную" природу Христа, а не "двойственную" не "богочеловеческую") общностью. Еще большему сплочению и взаимопроникновению северо-западных и северо-восточных аров-тюрков способствовало несогласие обеих григорианских монофизитских церквей с осуждением IV Халкидонским вселенским собором (45I г.) христианских церквей монофизитства и их отказ принять догмат "боговоплощения". Стараясь разобраться в той яростной непримиримости, установившейся на арской земле между существующей здесь христианской григорианской монофизитской и вновь зародившейся и распространившей свое влияние сюда мусульманской религиями, неизбежно приходишь к тому, что эта непримиримость является следствием непримиримости основных догматов этих религий. В отличие от христиан-несториан, исповедующих человеческую природу Христа, и в отличие от основного, общепринятого христианского направления, декларирующего богочеловеческую сущность Христа, христиане-монофизиты видят в Христе божественную сущность. Ислам же, в котором последовательно проводится идея монотеизма, отвергает какую-либо божественную или богочеловеческую данность любого пророка, в том числе и Иисуса Христа, подобно христианскому несторианству. То есть Григорианская монофизитская церковь из трех христианских церковных направлений по своему основному догмату является по отношению к исламу наиболее враждебной и непримиримой, точно так же, как и наоборот. Ислам именно к монофизитской церкви из всех трех христианских церковных направлений является наиболее враждебной и непримиримой.
История, судьба оказались к нам столь немилосердны, что ареной вражды и непримиримости именно этих двух религий, христианской монофизитской и исламской, и оказалась наша нация и национальная земля. Исповедуй ары не григорианское монофизитство, а несторианство, или же, наоборот, исповедуй ислам божественность всех пророков, быть может, все бы было по-другому. Но эта непримиримостъ, враждебность в итоге привела, с одной стороны, к отторжению от общей национально-исторической линии всего того, что связано с григорианцами-монофизитами, в том числе всю местную христианскую культуру и историю, а с другой стороны, явилось почвой для того, чтобы этой ситуацией активно воспользовались всяческие переселенцы инородцы-христиане, которые, прибрав к рукам всю христианскую историю и культуру нашей (арской) нации, не без внешнего инонационального воздействия искусственно образовали на арской земле, на арской истории и культуре, присвоив себе тюркское имя "армян" ("яр-мян"), так называемую "армянскую" нацию, которая благодаря именно нашему наследию ложно почитается сегодня во всем мире в качестве одной из древнейших наций на данной территории.
Такова история и культура азербайджанской (арской) нации, которую на протяжении веков азербайджанцы, принявшие ислам, по своим вероисповеданческим причинам, берущим и продолжающим брать в данном отношении верх над национальным самосознанием, и по своей наивности и малодушию пытались забыть, стереть из памяти, приписать другим, чем с большим удовольствием пользовались и с огромным успехом для себя продолжают пользоваться и сегодня некоторые соседние нам нации.
Но вся беда в том, что азербайджанцы-мусульмане, враждебно настроенные против всех предыдущих религий, не только плохо знают свою историю и культуру, но они плохо знают и то, что, казалось бы, должны знать хорошо, а именно основы ислама. Так, они или не ведают, или не принимают то, что написано в их священной книге Коран. А написано в Коране, в частности, то, что мусульманин должен верить в Аллаха и в то, что ниспослано Аллахом Мухаммеду, и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку (Исааку), Якубу (Иакову) и коленам (о которых говорится в Торе и в Библии), и что было даровано Мусе (Моисею), т.е. Тору, и Исе (Иисусу), т.е. Евангелие и что было даровано пророкам от Господа их, и не различать между кем-либо из них, и предаваться Аллаху (см.: 2 сура, 136 айят). То есть если исходить из Корана, то как минимум монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам как с национально-генетической, так и с историко-генетической точек зрения являются в равной степени родными для аров религиями, чьи пророки и святые книги, в равной степени должны почитаться всеми мусульманами, которым предписано не разделять людей на иудеев, христиан и т.д., а лишь на тех, кто чтит Аллаха и кто его не чтит (см.: суры 2, 3 и т.д.).
В этом заложена очень мощная философия общности и объединения, на которую, к сожалению, мусульмане не опираются и которую должным образом не используют. Для нас, азербайджанцев, исторически разобщенных в своих религиозных исповеданиях, с одной стороны, на меньшинство: зороастрийцев, иудеев и христиан; с другой стороны, на большинство-мусульман, крайне важно опираться именно на эту философию единства, общности. Сегодня и завтра азербайджанская нация должна развиваться и объединяться не по религиозному, а по геоэтническому принципу. Человеческое бытие не начиналось той или иной религиозной конфессией и ею не кончится, оно начиналось по желанию Аллаха и от Него и кончится по желанию Аллаха и от Него. И в этом смысле нация, принадлежность к нации это первичные для человека ипостаси, по сравнению с тем или иным религиозным учением и принадлежностью к той или иной религиозной конфессии. То есть нация не может быть принадлежностью той или иной религии! Если, например, сегодня внутри азербайджанской нации есть приверженцы различных религий, разве это значит, что мы должны разделиться по этому признаку на различные новые нации. Азербайджанец может быть приверженцем любого религиозного учения. Самое главное, чтобы он был азербайджанцем, чувствовал себя таковым, любил и знал свои общенациональный язык, историю, культуру, традиции, обычаи, был патриотом и стремился к сплочению, единству, прогрессу и процветанию своей нации.
Сегодня любая религия в среде арской нации должна служить прежде всего самосознанию азербайджанской нации, ибо без такого "самосознания" нам не осознать и вообще что такое человек и что такое человечество и т.д. Сегодня только через национальное мы можем прийти к истинно божественному, научиться ценить человечество, быть гуманными и цивилизованными и понимать свое место и предназначение в этом мире. А в дело окончательного формирования этого "национального" могут и должны внести свой огромный вклад все религии, существующие в Азербайджане.
14.12.2005
Источник: Эхо (Баку)