В заключение торжественных мероприятий, связанных с 500-летием со дня рождения св. Пия V, в минувший вторник, 13 декабря, в Риме состоялась конференция на тему "Христианство и ислам: вчера и сегодня".
Встреча была организована при сотрудничестве с “The World Political Forum”, основанном Нобелевским лауреатом Михаилом Горбачевым в монументальном комплексе Святого Креста Боско Маренго, на родине Папы Гизлиери.
Выступление монс. Вальтера Брандмюллера, председателя Папского комитета исторических наук, было главным образом посвящено различиям между христианством и исламом. Он особо подчеркнул, что последователи этих двух религий по-разному подходят к проблеме обращения и возможности применения насилия в этом вопросе.
"Для христиан обращение всегда было добровольным и индивидуальным, полученным прежде всего через проповедование и личный пример […]. Мусульманская же сторона, напротив, с самого начала навязывала обращение с помощью оружия", – заявил он. "Экспансия и расширение территорий влияния ислама происходили фактически с помощью войн с племенами, не принимавших обращение добровольно, и это шло наравне с подчинением исламской политической власти", – добавил он.
Кроме того, продолжил монс. Брандмюллер, "если в первые три века христианство распространялось, невзирая на преследования и мученичество, как противодействие по многим аспектам римскому владычеству, […] то ислам навязывал себя силой политического господства".
"Поэтому неудивительно, что применение насилия занимает центральное место в исламской традиции", – пояснил он.
Монс. Брандмюллер далее отметил, что "самое глубокое различие между христианством и исламом лежит в понимании того, кем является человек".
"Доказательством тому служит тот факт, что многие исламские страны не приняли Декларацию прав человека, обнародованную ООН в 1948 году, либо сделали это частично, с оговоркой исключить из нее нормы, противоречащие положениям Корана, то есть практически все", – заявил монс. Брандмюллер.
Высокий прелат напомнил, что в исламской традиции не существует понятия равенства всех людей, ни, как следствие, понятия достоинства каждой человеческой жизни: "Шариат фактически основана на троекратном неравенстве: между мужчиной и женщиной, между мусульманином и немусульманином, между свободным человеком и рабом".
Самым главным из этих неравенств остается неравенство между мужчиной и женщиной, пояснил он.
"В исламской традиции, – пояснил Брандмюллер, – мужчине дозволяется полигамия, в то время как женщина может иметь только одного мужа, она не может выйти замуж за мужчину другой веры, она может быть отвергнута мужем, и в случае развода не имеет никаких прав на детей, она ущемляется при делении наследства и, с юридической точки зрения, ее свидетельство имеет ценность в половину меньшую, чем свидетельство мужчины".
"Если эти отличительные черты ислама в будущем останутся низменными, как это происходило до сего времени, – сказал в заключение монс. Брандмюллер, – то его последователям будет трудно сосуществовать с теми, кто не принадлежит к мусульманской общине".
Другой докладчик, Халед Фуад Аллам, проф. социологии мусульманского мира и истории мусульманских стран университета Триесте и исламистики в университете Урбино подчеркнул, что образование – это единственный путь для преодоления противоречий и отсталости мусульманского мира.
Депутат парламента и министр итальянского правительства Рокко Буттильоне в своем выступлении пояснил, что тринитарная концепция христиан влечет за собой понятие связи, и что связь человека с добрым Богом является центральным моментом веры для католиков.
Диалог можно вести только с тем, кого знаешь, заявил ректор Папского латеранского университета монс. Рино Физикелла, и процитировал слова св. Фомы Аквинского: "Фома Аквинский сказал: все, что говорится истинного, кем бы это ни говорилось, исходит в каждом случае от Духа воскресшего Господа. Вот почему нужны наши дискуссии, которые исходят всегда из ясных позиций, потому что диалог может возникнуть только когда хорошо друг друга знают, а также когда он происходит в атмосфере того глубокого уважения, которое именно в Академии находит свое особое место".
В заключение конференции выступил кард. Содано, который является также почетным председателем национального комитета по празднованию 500-летия со дня рождения св. Пия V.
Государственный секретарь Святого Престола возблагодарил Провидение, всегда дающее "Своей Церкви преемников Петра, которые умеют ответить на вызовы времени".
Если мы желаем мирной жизни, то должны договориться о реальности вещей. Так кард. Содано начал свое выступление об отношениях между христианством и исламом. А реальность вещей основана на естественном законе, общей базе, из которой может исходить межрелигиозный диалог:
"Истина является одинаковой для всех. Естественный закон является одинаковым для всех. Следовательно, существует единая основа. Мы веруем, что Бог, сотворяя человека, вложил в него стремление к добру, которое мы называем естественным законом, и этот естественный закон является одинаковым для всех".
Следует служить нашему времени с любовью Христа, продолжил кард. Содано, поскольку уважение к человеческой жизни является основополагающим элементом во всех религиях: "Во всех религиях существует принцип: не убий. Этот принцип универсален. Я твердо верю, что нам следует вернуться к обсуждению этого естественного закона, как к своеобразному букварю для всех людей и культур, на основе которого мы сможем прийти к единому мнению".
"От времен Петра до наших дней, – сказал он далее, – согласно историкам, было избрано 265 Пап, 265 звеньев одной цепи, соединяющей нас со Христом, какие-то звенья из золота, какие-то – из серебра, другие – из железа, а некоторые со следами ржавчины, однако именно в этом заключается красота Церкви – в преемственности присутствия Христа в истории через продолжателей Его дела". Об этом сообщает "Agnuz"