Долгожданная экранизация книги, которую принято сравнивать с трилогией Толкиена, принесла неожиданное разочарование. Эндрю Адамсон, которому доверили перенести на экран "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, заигрался в спецэффекты, потеряв по дороге саму суть повести-притчи.
Новогодние праздники в этом году надвигаются под прикрытием всевозможных магических штучек и банальной чертовщины. В новом "Гарри Поттере" и телевизионном "Мастере и Маргарите" главные герои рассекают верхом на метлах, в "Дневном дозоре" зрителя ждут вампиры и оборотни, да и в "Хрониках Нарнии" совсем уж детской и нравоучительной сказке самым живым и привлекательным персонажем опять-таки оказывается злая ведьма. Поневоле пожалеешь детей, которым уготован такой пример для ролевых игр и дальнейшего подражания.
Впрочем, экранизация "Хроник Нарнии" сделана из расчета на тех семилетних зрителей, что способны искренне восхищаться видом говорящего бобра, не замечая мрачного обаяния, которое источает элегантная и уверенная в себе чародейка. Во всяком случае бобр еще не самый плохой вариант, поскольку быть похожим на юных героев "Хроник" нормальному ребенку совсем не захочется. Английские дети, которых подальше от немецких бомбардировок отправили из Лондона в отдаленное поместье, одинаково пухлогубы и розовощеки, подчеркнуто неуклюжи, и если им по сценарию положено затевать игру в прятки, делают это со всей старательностью домашней театральной постановки.
Оказавшись в зачарованной стране по ту сторону шкафа, в замороженном злой колдуньей королевстве благородного льва Аслана, они ведут себя как типичные советские Маша и Витя накануне встречи с Дикими Гитарами. Деланно и неохотно перетаптываясь возле растущего посреди сказочного леса фонарного столба, удивляются диковинам вроде фавна во плоти или запряженной оленями ведьминской повозке. Из книги Льюиса, и так довольно простодушной и наивно-поучительной, создатели фильма последовательно убрали даже то обаяние, которое крылось в случайных репликах или поступках героев.
Сразу становится понятно, что публику собираются брать за душу именно цифровыми диковинами. Чем дальше, тем больше на экране будет злобных волков, кентавров, циклопов и грифонов. Все они достаточно милы, тщательно нарисованы, но почему на их месте не могли бы оказаться орки с эльфами, а то и ситхи с джедаями, непонятно. Фильм катится от завязки к финалу ровно и последовательно, как колобок, и любая беседа героев служит вынужденной прелюдией к очередной погоне или сражению. Но при этом все, что относится к непосредственному действию, оказывается выхолощено (не дай Аслан, напугать маленького зрителя видом крови).
Схватка двух армий сторонников льва-мессии и подданных чародейки превращается в смазанное мельтешение копыт и рогов, и публике даже не дают толком проникнуться важностью этого игрушечного Армагеддона. Особенно переживаешь как раз за "плохих парней". В сцене, где ведьмино воинство казнит царя зверей на жертвенном камне, смысл церемонии (лев приносит себя в жертву вместо одного из мальчиков, совершившего невольное предательство) волнует режиссера меньше всего. Зато как подробно показаны всевозможные свиные рыла монстров, пришедших поиздеваться над поверженным богом! Жалко, что в решающей битве им уготовано полное уничтожение. Да и Тильда Суинтон, которой в этой сказке досталась роль самозваной Снежной королевы, выглядит гораздо убедительнее и непрофессиональных актеров-детей, и компьютерных зверушек. Лучше бы, право слово, она победила в том сражении и до скончания времен сидела в своем замке, заставляя забредших через шкаф человеческих детенышей выкладывать из кусочков льда слово "вечность".
Дружба-вражда Льюиса и Толкиена
Имена этих двух английских писателей вовсе не случайно упоминаются в одном ряду. И тот, и другой были филологами, преподавали в Оксфорде (позднее Льюис перешел в Кембриджский университет), были верующими христианами. Более того, Льюис и Толкиен были приятелями, основали кружок "Инклингов", писали мифологические романы для детей и сходство "Хроник Нарнии" и "Властелина колец" сразу бросается в глаза. При этом Льюис слыл поклонником туризма, часто совершал пешие походы Толкиен походам предпочитал прогулки, хотя и не был полным домоседом. Льюис был убежденным холостяком Толкиен являл собой образец семьянина. Льюис был протестантом, Толкиен католиком. Льюис открыто выражал религиозность в своих произведениях (достаточно вспомнить "Письма Баламута"), Толкиен сторонился прямой проповеди. Плюс к тому Толкиен был не в восторге от того, как сделаны (в литературном плане) "Хроники Нарнии", и не слишком благосклонно отнесся к браку Льюиса (в 1957 году Льюис женился на американке Джой Давидман. Она умирала в больнице от рака. После брака Джой чудесным образом выздоровела. Вместе с Льюисом они прожили три года).
Николай Александров
Плюшевая Нарния
Если "Властелин колец" был впервые экранизирован в 1977 году (правда, это был мультфильм), а потом регулярно появлялся в качестве компьютерной игры, то "Хроники Нарнии", до того как за них взялся Эндрю Адамсон, переносились на экран лишь однажды в начале 1990-х. Зато это уже было настоящее кино.
Британское телевидение экранизировало три части "Хроник": "Льва, колдунью и платяной шкаф", "Принца Каспиана" (сюда же включили и сюжет "Покорителя зари, или Плавания на край света") и "Серебряное кресло". Предназначалось все это для самых маленьких зрителей тех, кому совершенно не нужна компьютерная графика, чтобы поверить, что звери могут разговаривать, а люди летать. В результате по английским лесам бродил чудесный плюшевый Лев, ведьмы были раскрашены зеленой краской, а рыцари сражались на мечах не искуснее дворовых мальчишек.
Все это страшно напоминает сказки Александра Птушко мастера примитивных, но чудесных трюков, вклад которого в фантастическое кино (в том числе и в жанр фэнтези), кстати говоря, признан во всем мире.
Анна Федина
22.12.2005
Источник: Известия