Кого в наше время удивишь печальной статистикой умерших сел и поросших бурьяном полей? Так было и в Саргатском районе Омской области, пока за крестьянское дело не взялся настоятель Свято-Никольского храма иеромонах Серафим. Однажды батюшка пришел в местную администрацию, чтобы попросить 200 гектаров пашни для устройства монастырского подворья, а ему в ответ предложили взять 11 тысяч гектаров сельхозугодий. Также отцу Серафиму передали скотный двор, остатки техники и все брошенные дома в деревне Карманово. Батюшка дотошно изучил тонкости аграрного производства, составил бизнес-планы, понимая, что хозяйство должно быть современным и прибыльным. Но самое главное отцу Серафиму поверили люди. В результате в еще вчера, казалось, умирающей деревне появилось новое преуспевающее хозяйство.
Подвижничество отца Серафима далеко не единственный пример. В последние годы монастырские хозяйства регулярно получают госпремии за успехи в выращивании овощей и злаков, их организацию труда Глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев считает образцовой. По его словам, "монахи очень образованы, быстро начинают разбираться в технических новинках, стараются приобрести качественные семена, скот".
Хорошо известно, что у Русской православной церкви имеются давние традиции сельскохозяйственного землепользования и землевладения. В период советской власти эти традиции были прерваны. И вот сейчас, когда церковь снова начинает играть все большую роль в жизни нашего общества, многое становится на свои места. В последнее время неоднократно поднимался вопрос о возвращении церкви в частности, монастырям, сельскохозяйственных земель. Монастыри готовы брать землю как для собственного жизнеобеспечения, так и для организации более широкого производства.
По мнению многих представителей аграрного сообщества, активное занятие церкви сельским хозяйством было бы в настоящее время благом для России. У нас еще огромное количество заброшенных земель, и, главное, в значительной степени разрушен сам уклад здоровой сельской жизни. В этих условиях должно поощряться всякое желание работать на селе и инвестировать в аграрное производство. Тем более, как показывает практика, бывшие колхозы и совхозы, перешедшие под контроль РПЦ, показывают прекрасные результаты и расширяют производство. Так, в Курской области крупнейшим землевладельцем уже является монастырь города Рыльска. А в деревне Слободка Рязанской области монастырь владеет сельскохозяйственным кооперативом "Воскресение" (бывший колхоз "Восход"). Колхоз достался монахам в абсолютно разрушенном виде, был возрожден, и даже получил в 2003 году государственную Столыпинскую премию как "самый эффективный землепользователь в России".
Монахи и православные батюшки часто становятся настоящими подвижниками на селе. Возрождается монастырь, и тут же вокруг него закипает жизнь. Начинается обработка земли, восстанавливаются фермы, в поисках работы переселяются люди. В итоге на вчерашнем запустении появляется крепкое хозяйство. Как же не порадоваться такой перемене?
Но, пожалуй, не менее важным, чем экономическая эффективность, является моральная составляющая церковного землевладения. Церковь восстанавливает правильный уклад жизни, без которого село выжить не сможет. Где церковь ведет хозяйство там всегда меньше пьянства, там крепкие и многодетные семьи, а значит, там деревня живет и у нее есть будущее.
Кроме того, в условиях глобализации только опора на традиционные и коренные российские религии поможет сохранить нам свою национальную идентичность и не превратиться в "иванов, не помнящих родства" в биологический материал, удобный для эксплуатации международными транснациональными компаниями. К тому же у таких наших традиционных религий, как православие и ислам, есть уникальный опыт не просто мирного, но дружественного сосуществования. У нас, в отличие от Европы, никогда не было религиозных войн. Надо ли объяснять, как важно в сегодняшнем мире, раздираемом противоречиями, в том числе религиозными, сохранить наш уникальный опыт и традиции. Совершенно очевидно, чтобы на церковь можно было опираться, чтобы она действительно стала основным институтом, хранящим нашу национальную самобытность, она должна быть по-настоящему сильной и влиятельной. Развитие церковного землевладения является важнейшим элементом в деле укрепления церкви и усиления ее влияния на жизнь общества.
В рамках реально действующих рыночных отношений у церковного землевладения может быть еще одна важнейшая функция. Это ограничение спекуляции землей и создание определенных моральных правил в землепользовании. Ведь если церковь берет землю, то она берет ее для обработки, для занятия сельским хозяйством, а не для размещения капитала и последующей перепродажи. Церковь никогда не будет вести себя на земельном рынке, как спекулянт, для которого земля это просто некий бездушный актив.
Таким образом, церковное землевладелие это своего рода "моральный противовес" дикому рынку, и если он будет принят обществом, вполне может действовать эффективнее многих законодательных запретов.
23.12.2005
Источник: Российская аграрная газета