ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Аслан всемогущий

На экраны вышли "Хроники Нарнии" по Льюису

Валерий Кичин :: 23 декабря 2005

В преддверии Нового года и Рождества кинотеатры разразились фейерверком детских блокбастеров, делающих вид, что они – блокбастеры взрослые. На экраны одновременно выходят четвертая часть "Гарри Поттера", третья реинкарнация "Кингконга", "Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф", а затем, с некоторым разумным отставанием, вторая часть "Ночного дозора" – "Дневной дозор". Все они работают с мифологическим материалом.

Особенно показательны диснеевские "Хроники Нарнии" – надо полагать, фильм первый из очередного сенсационного киносериала. В основе – книги ирландского писателя Клайва Льюиса, поначалу стихийного атеиста, а затем ставшего убежденным христианским проповедником, облекавшим евангельские истины в формы философских сказок в стиле "Волшебника из Страны Оз". Едва выйдя на экраны США и Канады, первая часть "Хроник" за один только уикенд отбила бол ее трети своего 180-миллионного бюджета, заняв первое место по сборам и оставив позади стартовавшего почти одновременно "Гарри Поттера-4".

По форме это фэнтези, упрощенный вариант "Властелина колец", выполненный в технологиях "Бэйба" – киносказки про говорящего поросенка. По сути – еще одна версия существования рядом с нами параллельного мира, где схватка добра и зла предстает в дистиллированно чистом виде. Четверо подростков-англичан, спасаясь от бомбежек Мировой войны, оказываются в тихом сельском доме некоего профессора, где в платяном шкафу обнаруживают выход в заснеженную страну Нарнию. Там обитают козлоногие фавны, говорящие бобры, боевые кентавры и все стонут под игом Белой Колдуньи, в исполнении Тильды Свинтон смахивающей на клон Снежной королевы. Колдунья представляет собой силы Зла, ей служат гнусные волки, ее оружие – обман, коварство, умение вовремя подкинуть соблазн.

Попавших в Нарнию подростков она именует детьми Адама и дочерьми Евы. В фильме явятся и подобие Древа Познания, и Эдемский сад, и сам Создатель в облике льва Аслана, который немедленно уводит воображение от Евангелия в мир диснеевских Королей Львов.

Книги Льюиса стали предметом серьезных исследований. Их подняли на щит теоретики православия. Диакон Андрей Кураев утверждает: "В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всех имеем нужду мы, русские и православные... Эти сказки заполняют пустую нишу в храме православной культуры. Книги Льюиса действенны тем, что они не сразу выдают свою тайну: они проповедуют, не наставляя..." И это правда: назиданий в истории о Белой Колдунье не больше, чем в сказке о Снежной королеве. Но теоретикам стоит только начать: восхищаясь тем, что Льюис даже числом своих книг о Нарнии повторяет "семь дней творения", Кураев с неприязнью пишет о "нашей неискоренимой философской привычке", в силу которой "нам кажется, что объяснить – значит понять, а понять – значит принять". И тут же проговаривается: "Христианская мысль именно потому и не объясняет исток зла, чтобы было легче бороться со злом". Хотя именно здесь теоретическая база всех религиозных войн истории: бороться вслепую, не задумываясь о природе "противника", который, возможно, и не противник вовсе. Противник, по Кураеву, – свобода. "Зло – втайне свободы, – пишет Кураев. – Мы в своей свободе взрастили смерть".

Конечно, эти теории Кураева полны очевидных и, я бы сказал, инфантильных противоречий, но они органичны для религиозного сознания, почитающего человечество "детьми Божьими", нуждающимися в поводыре. Но к назиданиям нарастает аллергия. Поэтому такими близкими сердцу богослова оказались сказки Льюиса. Интересно, как теперь примет наша церковь эту голливудскую экранизацию?

Впрочем, ни фильм, ни пишущие о нем на Западе на евангельских параллелях благоразумно не настаивают. Речь идет о вечных человеческих пороках – злобе, зависти, предательстве, сластолюбии, стремлении к безраздельной власти над людьми и миром. Сугубо евангельских истин в этой истории не больше, чем в сказках Андерсена, в русском фольклоре или даже древнегреческом мифе. Христианин, мусульманин или атеист говорят в сущности об одних и тех же нравственных законах. Но каждая религия эти понятия и законы, составляющие общечеловеческую ценность, пытается приватизировать, толкуя по-своему, – отсюда конфликты, в наши дни дошедшие до фанатизма и гибельных истерик.

Назвать картину Эндрю Адамсона конгениальной первоисточнику я не рискну. Она предлагает очередное фэнтези, не слишком оригинальное и полное заимствований из новейших компьютерных анимаций, но зрелищное и верное голливудским пристрастиям к морализующим мифам. В ней нет "поттеройского" размаха, а в сравнении с необузданными фантазиями Толкиена мир Нарнии кажется скромным сколком времен Ханса Кристиана Андерсена. Все показанное в "Нарнии" мы где-то уже видели, и единственное, чем можно здесь восхититься, – это натуральные говорящие бобры, живой и своевременный укор плюшевому коту Бегемоту, который так подмочил евангельские истины нового российского сериала по "Мастеру и Маргарите".

И последнее в связи с лавиной киносказок, заполонивших кинопрокат. Средний возраст кинозрителей, как известно, неуклонно снижается. Сегодня он уже равен 19 годам, и треть кинопублики – люди от 12 до 24.На эту самую активную, по младости лет некритичную, а главное, расточительную часть общества все более ориентируются продюсеры. Поэтому если до 80-х годов XX века главными жанрами кино были мелодрама, вестерн, комедия и авантюра, то теперь на первое место вышла сказка. Тем более что технологический взрыв в киноиндустрии наиболее эффективен именно в сказке и в фэнтези, что почти то же самое.

Слом тысячелетий, таким образом, знаменует важный поворот в массовом сознании. Весь XX век через кино человечество приобщалось к своим интеллектуальным сокровищам, – занимаясь самопознанием, взрослело. Кино активно экранизировало мировую литературу от Шекспира до Чехова, Толстого и Достоевского. Оно не гнушалось сложного и звало массовую аудиторию идти за собой. Сегодня, когда счет денег в кинорулетке пошел на миллиарды, оно уже никуда не зовет и вслед за молодеющей киноаудиторией все более впадает в детство. Идет вспять в своем развитии и массовое сознание. И мы, как в детстве цивилизации, снова во власти черно-белых мифов, с их помощью пытаемся объяснить мироздание и самих себя. Три слона, черепаха и святая инквизиция уже явственно просматриваются в самой близкой перспективе.

23.12.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама