Привычный в наши дни красный костюм Санта-Клауса появился только в 1931 году благодаря художнику, который создал знаменитую рекламную картинку для "Кока-колы".
Европа опять в рождественском сиянии. Дома и целые улицы опутаны гирляндами многоцветных лампочек, елочные базары придают городам колорит хвойных перелесков
Сам вопрос: "Что же празднуется? ", звучит просто кощунственно конечно, Рождество Христово.
Между тем взглянем в историю. В 274 году римский император Аврелиан, возведя культ персидского бога света Митры в государственную религию, объявил 25 декабря, предполагаемую дату зимнего солнцеворота, "Днем рождения непобедимого солнца". Христиане категорически отвергали поклонение Митре, но, благоразумно оценив соотношение сил, в конфликт не вступили, назвав 25 декабря "Днем рождения Бога", без уточнений, о ком идет речь. Кстати, в Польше Рождество называется и поныне этим термином.
В ГУ веке новой государственной религией в Римской империи стало христианство, и в следующем столетии папа Лев I с триумфом провозгласил: "Мы празднуем 25 декабря не рождение солнца, а рождение Того, кто создал солнце". Похожий плавный переход из праздника в праздник произошел и при христианизации в X веке ряда северных народов.
По существу для праздника Рождества сам факт конкретной даты рождения Христа не играет никакой роли. Тем более согласно Библии нельзя утверждать, что Он родился зимой. В
Священном Писании слово "рождество" упоминается единственный раз. "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа святого" (Мат. 1: 18). В Евангелии от Луки (2: 8, 10-11) содержатся дополнительные сведения: "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего... И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам, в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".
Но в ту пору пастухи охраняли стада овец только весной, когда шел окот, в остальное же время они паслись свободно. И 25 декабря принято чаще всего считать символической датой рождения Иисуса, как бы возвещающего в этот момент с увеличением продолжительности светлого времени суток начало новой жизни. Все эти обстоятельства, разумеется, никак не умаляют величия Господа и притягательную силу Рождества для всех христиан. Значение именно даты 25 декабря не колеблет и тот факт, что рождественская церемония начинается, скажем, в Германии накануне в Святой вечер. По германским и еврейским обычаям день вообще исчисляется уже с наступающей ночи.
Пожалуй, ныне одна из главных традиций Рождества подарки детям, но это позаимствовано из ранее возникшего праздника Святого Николауса, который отмечается 6 декабря с меньшим, чем в старину, размахом и в настоящее время. Эта личность реальная, Николаус служил в IV веке священником в поселении Мира, что в 150 километрах западнее Анталии, но его чудеса относятся к разряду легенд. Две из них сделали священника наиболее известным в народе.
Одна легенда повествует о том, что он подарил трем бедным девушкам, которые собрались от отчаяния в бордель, три золотых яблока с тем, чтобы они могли справить себе приданое и выйти замуж. Другая легенда рассказывает о жесточайшем мяснике, который убил трех подростков, засолил их мясо и поставил на обеденный стол перед Николаусом. Священник немедленно разоблачил злодея и вернул детей к жизни. Благодаря этим мифическим чудесам Николаус вошел в историю как добряк, защищающий детей и приносящий им щедрые дары.
Поскольку в период Реформации протестанты не признавали католических святых, Николаус как бы ушел в тень. На первый план выдвинулся "Христос-младенец". С течением времени Николаус в измененной форме перекочевал из "своего дня" в Рождество и именуется теперь Санта-Клаусом.
Некоторая неурядица с "дароносителями" типична. В Голландии этим на Рождество занимается Sinterklass (вроде Николауса), в Мексике El Nino (вроде Христа-младенца), в Дании, кроме Julemand, одаривают детей и гномы. Все эти персонажи с давних веков слыли хранителями сокровищ, а потому носили островерхие колпаки белого, как и их одеяния, цвета. Привычный в наши дни красный появился только в 1931 году благодаря художнику, который создал знаменитую рекламную картинку для "Кока-колы". Цвета и оттенки меняются, нет святой привязанности на Рождество и к некогда обязательной индейке. Устраивают в Европе праздничный стол по вкусам детей и родителей, по семейному достатку, ибо Рождество остается святым семейным праздником, с благодарным преклонением перед Господом, со светом любви к ближним, к которым, по христианскому учению, относятся не только те, кто рядом с нами, но и те, которые нуждаются в нашей помощи.
Ибо заповедал Иисус Христос, имя которого в рождественские дни у всех на устах с особым благоволением: "Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен" (Пр.14: 21).
Берлин
26.12.2005
Источник: Русский курьер