ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Львиная доля

"Хроники Нарнии" на московских экранах

Станислав Ф. Ростоцкий :: 26 декабря 2005

В разгар второй мировой войны четверых ребятишек из семейства Певенси – двух братьев и двух сестер – эвакуируют в провинцию, где они находят убежище в особняке нелюдимого профессора. Во время очередной шумной игры (которые вообще-то в профессорском доме не разрешены) младшая из Певенси прячется в платяной шкаф, который на поверку оказывается не только хранилищем для шуб, но и дверью в волшебную страну Нарнию, населенную самыми невероятными созданиями и говорящими животными. Разумеется, девочка недолго скрывает свое открытие от братьев и сестер, и в конце концов им приходится поверить: вот она, Нарния, раскинулась перед ними, "от фонарного столба до замка на Восточном океане". Теперь их называют не просто Люси, Эдмунд, Питер и Сьюзен – теперь они сыновья Адама и дочери Евы, люди, что по эту сторону двери считаются существами вполне мифологическими, пришедшими в Нарнию, чтобы исполнить древнее пророчество и вместе с царственным львом Асланом одолеть злую колдунью Джедис, вот уже сто лет сковывающую волшебную страну веригами вечной зимы.

"Лев, колдунья и платяной шкаф", первая из "Хроник Нарнии", основана на классической детской книге Клайва Степлза Льюиса – английского богослова, философа и, кстати, друга Джона Рональда Руэла Толкиена. Из-под его пера вышло семь книг о волшебной стране, в этом году экранизирована дебютная, впоследствии обещают перенести на экран и все остальные. Скорее всего проблем с этим не возникнет – уже в первые недели проката фильм режиссера Эндрю Адамсона явно надолго обосновался на первых строчках всевозможных топ-десяток и уже обогнал по сборам своего главного конкурента – четвертого "Гарри Поттера".

В самом деле, "Нарния" подходит для рождественских каникул лучше, чем повзрослевшая и насупившаяся вместе с главными героями история о мальчике-маге. Глубины и скрытых смыслов искать в фильме не стоит – все-таки книга Льюиса была написана именно что для детей, и ее дидактика не предполагает сложных диалектических построений. Льюис (а за ним и Адамсон) просто рассказывают о борьбе добра и зла, о тяжести предательства и возможности покаяния, о самопожертвовании и искуплении. Книга, как и фильм, изобилует недвусмысленными евангельскими аллюзиями (во льве Аслане, добровольно отправившемся на заклание, сложно не разглядеть Спасителя), но поданы они на редкость тактично и вряд ли смогут раздражить даже самых ревностных противников "религиозной пропаганды". Ее при желании можно и вовсе не заметить за чередой опасных и увлекательных приключений, говорящих бобров и всего такого прочего. Казалось, что Адам-сон, более всего известный как постановщик двух серий препотешного "Шрека", сможет в случае с Льюисом худо-бедно справиться с помянутыми уже-говорящими бобрами. К ним и вправду нет никаких претензий. Неудивительно, пожалуй, и то, что в полном соответствии со шрековской традицией фильм оказался наполнен кинематографическими отсылками – как явными (финальная коронация братьев и сестер Певенси явно срисована с кульминации четвертого эпизода "Звездных войн"), так и бессознательными (свита Джедис неотличима временами от кукольной массовки нашего "Вия"). Удивляет, пожалуй, то, что Адамсон едва не побил Питера Джексона на его же поле – сцена решающей битвы темных и светлых сил (которая снималась в тех же местах, что и "Властелин колец"), невероятная схватка, где смешались в кучу животные, кентавры, песиголовцы, орки и великаны, выглядит, пожалуй, еще более впечатляющей и изобретательной, чем ристалища Средиземья. Но и это еще не все. С появлением Аслана фильм приобретает совершенно неожиданную глубину. Целиком и полностью созданный на компьютере лев каким-то непостижимым образом на глазах вырастает до могучего и впечатляющего символа. Когда он, побиваемый и унижаемый нечистью всех мастей, под свист и улюлюкание восходит на жертвенный камень, поневоле перестаешь думать про качество действительно безупречных спецэффектов – они никак не связаны с ощущением настоящей и скорбцой значительности происходящего, которые ощущаешь вполне физически. Такое одним только компьютером не создашь – точно также, как и фантастическую по уровню эмоций сцену Асланова воскрешения. Так что создатели "Хроник Нарнии" уже с самого начала своего масштабного проекта могут праздновать победу – ведь, как говорил Аслан, "тот, кто царил в Нарнии, , хотя бы одну минуту, остается королем навсегда".

26.12.2005

Источник: Время новостей

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама