10 октября в Москве открылась научно-практическая конференция "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", основными задачами которой, по мнению организаторов, должны быть "содействие формированию политики государства в сфере образования, обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в решении вопросов духовно-нравственного, правового и патриотического образования и воспитания. А также обобщение позитивного опыта в регионах России и вопросы введения теологического образования в высших учебных заведениях".
Открыл конференцию полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, который, обратив внимание на необходимость приобщения молодежи к духовно-нравственным ценностям, в частности, сказал: "Вопросы религиозного образования стали в России общезначимыми. И наша задача – объединить те силы, которые понимают ценность этого образования".
Полпред президента отметил, что оплотом нравственности в России стали традиционные конфессии – "православие, ислам, иудаизм и буддизм, и именно их государство должно в полной мере задействовать при воспитании у молодежи нравственных устоев и мотивации труда". Полтавченко отметил, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения в перечень школьных дисциплин такого предмета, как "Основы православной культуры", отвечающего стандартам Минобразования РФ. В ЦФО уже есть опыт введения этого предмета в школьное обучение.
При этом полпред выразил мнение, что государству нет необходимости поддерживать изучение в средних школах основ католической или какой-либо другой нетрадиционной для России религиозной культуры. "Если они для нас нетрадиционны, то, наверное, нет смысла поддерживать подобный предмет на государственном уровне. Речь не идет о запрете преподавания такого предмета вообще. Однако какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?" – сказал полпред.
В свою очередь Сергей Кириенко, полпред президента в Приволжском федеральном округе, считает сферу образования главной "зоной совместной ответственности и совместных действий российского государства и религиозных конфессий". По его словам, светское государство должно быть "равноприближенным ко всем конфессиям России, мировоззрение которых не противоречит конституционному законодательству". Из данного определения вытекает необходимость создания неких зон взаимодействия государства и конфессий. "В первую очередь, это зона образования", – подчеркнул Кириенко.
Он пояснил, что образование – это не только вопросы финансирования, наличие стен, парт и учебников. Образование – это система мировоззрения. "Причем, ценности атеистического мировоззрения, – отметил Кириенко, – заложены даже в постсоветских учебных курсах уже подспудно". А вот о мировоззренческих ценностях традиционных религиозных конфессий России в учебных пособиях ничего не говорится.
Кроме того, Сергей Кириенко отметил необходимость "в рамках стандарта "теология" говорить о конфессиональном образовании, подразумевающем подготовку священнослужителей, и о светском образовании, подразумевающем подготовку просветителей и воспитателей", которые могут и служить своей конфессии, и быть преподавателями в светских учебных заведениях.
Отвечая на вопрос корреспондента портала "Религия и СМИ", почему сегодня так мало религиозных учебных заведений могут получить государственную аккредитацию и лицензию, Сергей Кириенко отметил, что стандарт "теология" еще не доработан, что идеологический и образовательный уровень этих учреждений не всегда соответствует высшему образованию. "С одной стороны, государство не должно вмешиваться во внутриконфессиональное дело, с другой, мы понимаем, что количество вузов, которые государство может лицензировать на основании единого государственного стандарта, чтобы выдавать их выпускникам дипломы государственного образца, ничтожно мало. Надеюсь, что в итоговых документах конференции мы выработаем рекомендации, что для этого нужно сделать".
Далее по программе председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл должен был огласить обращение Патриарха Алексия II к участникам конференции, что он и сделал. Однако затем владыка неожиданно горячо стал рассказывать о том, что государственным служащим, вводящим стандарт "теология", следует учитывать, что религиозное образование относится "к вопросам нравственности, вопросам выживания нашего общества, в котором отсутствует дисциплина, способность к самоограничению и самоконтролю". Владыка также раскрыл значение понятия "светскость" как антипода всякого клерикализма и участия клерикалов в жизни общества, что в условиях Западной Европы привело к стремлению снять "власть духовенства в обществе". Таким образом, по мнению митрополита Кирилла, "светское религиозное образование будет способствовать подготовке бездуховных религиоведов. Необходимо создать такой теологический стандарт, который будет давать право на альтернативу".
Владыка также задал вопрос: "Знает ли сегодня государство, что происходит в медресе, в духовных школах или академиях?" Он отметил необходимость такого знания, поскольку священнослужитель – это духовный лидер народа. Пока неизвестно, не предложит ли глава ОВЦС МП создание некого органа, способного контролировать духовно-нравственный и образовательный уровень будущих "служителей культа".
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, выступая на конференции, подчеркнул, что основы какой-то одной религии в школах и основы теологии в вузах "не могут быть обязательными предметами", поскольку "теологи и священники не могут быть нейтральной стороной, когда говорят о своей религии как об истинной". Равиль Гайнутдин также не согласился с тезисом предыдущего докладчика о том, что основы других религий, кроме православия, нужно изучать только в местах компактного проживания их приверженцев. Однако он отметил, что Совет муфтиев положительно относится к введению стандарта "теология", "поскольку даже такое образование приближает к Истине". В то же время он считает, что государство не должно создавать приоритетных условий для какой-либо религии, делая ее таким образом государственной. Равиль Гайнутдин считает, что Министерство образования отдает предпочтение православным учебным заведениям перед исламскими.
Председатель Совета муфтиев убежден, что религиозные дисциплины могут преподаваться в различных учебных заведениях только при выполнении ряда условий.
Во-первых, преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно иметь принудительный характер. Во-вторых, должны соблюдаться конституционные нормы, то есть равноправие традиционных для России религий. И, наконец, в-третьих, курс богословия, по его словам, не должен вытеснять курса религиоведения.
Почти весело начал свое выступление главный раввин России Берл Лазар, явно углубивший свои познания в русском языке, но сохранивший легкий итальянский акцент. Поскольку, несмотря на строгий регламент, участники все равно выбились из графика, ему ничего не оставалось, как быть кратким. Что он и сделал, обратив внимание аудитории на детский досуг, в частности, в долгие летние месяцы. Именно нашим детям "не хватает морали и этики", поскольку нам не хватает времени, чтобы говорить с детьми, заниматься ими, молиться с ними и о них, считает Б. Лазар. По его мнению, единственный путь не потерять детей – это создать "настоящую идеологию".
Первый день конференции закончился работой в четырех секциях: "Государственная политика в сфере религиозного образования", Государственная политика в развитии религиозного образования в регионах РФ", "Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования", "Религиозное светское образование: теология в Высшей школе".
11 сентября конференция продолжится в Сергиевом Посаде. Предполагается выработка итоговых документов и рекомендаций. Но важно не это. Главное – как будут реализовываться сегодняшние пожелания, кто и когда их будет воплощать в жизнь.