В 1973 году, в дни, когда интеллигентская Москва пребывала в полной ажитации по поводу первого книжного издания "Мастера и Маргариты" (цена у спекулянтов зашкаливала за восемьдесят рублей), издательская буфетчица Люся захлопнула дверь перед сотрудниками в самый обеденный час. "Булгакина распределяли? Вам нужен, а я что пшено?".
Вопрос исключительно справедливый.
Честно ответить на него следовало бы так: да, Люся. Пшено.
Или как Воланд говорил Люсиному коллеге: "…из лиц, близких вам по профессии, я знался только с одной маркитанткой…".
Ты пшено, Люся, потому что не для твоего буфетчицкого удовольствия, Люся, творил гениальный художник, придавленный железной пятой сталинизма…
Но для кого же тогда?
…"Булгакина" обильно дают по телевизору бери не хочу. Премьера сериала "Мастер и Маргарита" состоялась на следующий день после Антифашистского марша, мероприятия, надо признать, яркого и полезного, великолепной ретроспективы перестроечного и ельцинского абсурда. На улицы вышли люди, большинство из которых способны без малейшей тошноты произнести "рукописи не горят" и "разруха в головах, а не в клозетах", имеют привычку в любом споре объявлять оппонента Шариковым и сопровождают любое прошение или требование присказкой "никогда ничего не просите". Активные потребители Булгакова не поколение, а сословие, со своей психологией и своей исторической правдой, и, вглядевшись в лица, я подумала, что ждать попыток "художественного исследования" от завтрашней премьеры, пожалуй, не стоит.
Фильм оправдал. Все понимают, что в обращении к советской классике не помянуть Кровавую Гебню сегодня так же неприлично, как не показать голую грудь, однако щедрость, с которой по фильму разбросаны "приметы тоталитаризма" от Бортко, все-таки восхищает. Крупноплановое сверкание гебистского сапога на фоне растоптанных книг (сцена обыска у Мастера, которой нет в романе); вместо "Канта на Соловки" немыслимое "в лагеря"; в приемных морда товарища Сталина в шесть квадратных метров; Гафт с вымученным лубянским акцентом, эта конъюнктура живее всех живых! Не будем упрекать Бортко в режиссерском произволе, скорее надо признать наличие производственной необходимости: таргет-группа не приняла бы совершенно деидеологизированную версию, тем более от создателя "Собачьего сердца".
Впрочем, дело не только в идеологии.
Если вдуматься, трагедия Мастера что называется, "пальцем сделана". Вся мощь критического цеха, все остервенение зоилов обрушивается на что? на неопубликованный роман неизвестного автора, фактически на рукопись из самотека.
Возможно ли?
Булгакову досталось за неопубликованный "Бег", но он-то уже был Булгаковым, именем, человеком литературного истеблишмента, автором кассовых спектаклей "Зойкину квартиру" снимали с репертуара в 1928 году после двухсот представлений (снимали с кровью она делала основной сбор в театре Вахтангова), "Дни Турбиных" после трехсот! А Мастер-то анонимный музейный работник чем заслужил такой расход газетной площади? И почему Булгаков достоверности для не "опубликовал" роман Мастера? на издохе нэпа печатали и покруче белых плащей с кровавым подбоем.
Ответ напрашивается: тогда появилась бы линия признания (или непризнания) романа читательской аудиторией, линия вздорная, ненужная, способная повредить сюжету. Читатель, публика, народ не инстанция, а субстанция. Как говорила украинская мамаша в анекдоте "не для тебя, быдло, деточку ростили" (привет заодно и буфетчице Люсе).
Для Булгакова народ не то чтобы враждебен он просто неважен. Народ не принимает решений, не защищает от зоилов, не выдает загранпаспортов, он персонаж гудковских фельетонов, он Клим Чугункин, он в лучшем случае горничная Наташа (в фильме облагороженная шелковой униформой, точно горничная с Рублевки), он четвертый угол в булгаковском треугольнике Творец-Цех-Власть. С 1931 года, когда писателю приходилось бороться уже не за права, но за блага, не за жизнь, но за ее неуклонно повышающийся уровень, он из этого треугольника не выходил.
Известен диалог с режиссером Пырьевым (в записи Е. С. Булгаковой): Вы бы, Михаил Афанасьевич, поехали на завод, посмотрели бы… Шумно очень на заводе, а я устал, болен. Вы меня отправьте лучше в Ниццу.
"Мастер и Маргарита" не только "палимпсест для Сталина", но и отличная внутрицеховая разборка, почти боевик. В этих боях властители советских дум знали толк. В 1928 году критик Осаф Литовский написал пьесу и вынес на суд товарищей драматургов. Эрдман сказал: "Из рук вон плохо", Булгаков выразился живописней: "Если это комедия, то крематорий это кафешантан". Литовский затаился и ответил тяжелой артиллерией с газетных страниц: "Пьеса лжива и тенденциозна в сторону симпатии к белым…" (про "Дни Турбиных"). Булгаков затаился и голая Маргарита "со жгучим наслаждением" разгромила квартиру критика Латунского… Разборки в писательском gadjushnik’е человеческое, слишком человеческое, за такие дела можно и голову трамваем, а то и метастазы от печени в мозг, в конце концов, "есть Немезида!", как восторженно писала Елена Сергеевна в 1937 году, когда головы берлиозов полетели совсем не метафорически.
Вспомним: загнанный "по правилам литературной садки в огороженном дворе" (из письма Сталину 1931 г.), "последний литературный волк", разоблаченный белогвардеец был перегружен заказами от театров, брался за все от эксцентрических комедий для мюзик-холла до либретто для Большого театра (в частности, за либретто оперы "Черное море" о героях Перекопа), впрягался в новые проекты, получал бесконечные (и невозвратные) авансы. И даже после нокаута с "Батумом" (вежливый отказ Сталина был воспринят как "смертельный приговор") жизнь не кончилась он изучает итальянский, подписывает договор на новую пьесу, ждет новой квартиры, обещанной дирекцией МХАТа, да и "Мастер и Маргарита" пишется совсем не в стол… Конвейер комфортабельной поденщины обеспечивал достаточно высокий уровень жизни, но и не более того.
В совписовскую элиту Булгакова не пустили и это было, пожалуй, самое трагическое последствие скандальных событий 1926–1929 гг. (обыск, изъятие дневников и рукописи "Собачьего сердца, исключение булгаковских пьес из репертуара, высочайшее запрещение "Бега"). Статусными отличиями писателя–олимпийца (опознание, как правило, проходило по линии квартиры в Лаврушинском, дачи в Переделкино, загранпоездок и места на трибуне) ему так и не позволили обзавестись. И это несмотря на тонкие, сложные, но, увы, непоправимо односторонние отношения с вождем (впрочем, это было общее место: вспомним, из дневника Чуковского, восторженно-обожательное, на грани едва ли не гомоэротического, любование Сталиным на трибуне Первого съезда писателей). Мутации монархических убеждений в твердые государственнические оказалось недостаточно, чтобы задушить собственный талант, но как же это было тяжело, как невыносимо! Упрашивая товарища Сталина в одном из писем оставить ему право "изображение страшных черт моего народа, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина", Булгаков говорит о страданиях сатирика, а не народа.
Режиссер Бортко народофобией вроде бы не страдает, но "Мастер и Маргарита", роман, за тридцать лет обихода блистательно эволюционировавший от элитарного до попсового, получил адекватное телевоплощение. Небрежение зрителем нельзя не заметить: привкус недоделанной голливудщины (одна Маргарита-Бэтмен чего стоит), вялость пенсионных звезд, мертвечина характеров, вульгарность массовых сцен… Самый, может быть, человечный эпизод романа разговор Маргариты с напуганным ребенком в Лаврушинском в последний момент вырезали, хронометраж не позволил, ну и правильно, ведь и книга не о людях книга о писателях.
А как же "Ты царь. Живи один. Дорогою свободной…"?
Ты царь? Я член Союза Писателей….
Источник: АПН