ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Возвращение Нового года

Псой Короленко :: 12 января 2006

С Новым годом… С Новым годом все не так просто. Каждый из нас когда-то давно удивился, впервые узнав от взрослых, что есть еще и "Старый Новый год". Что это – "старый-новый"? Смешной оксюморон. А главное – как могло так случиться, что старый идет после нового?!

"Новые годы" и их культурные коды бывают разные. Мартовский, принятый на Руси до XV века, постепенно сдвинулся в зону маргинального язычества. Этакий дионисийский Мартовский Кот. Сентябрьский, установленный в честь победы Константина над гонителями христиан, закрепился в светской культуре как начало учебного или рабочего года, сменяющее сезон отдыха. Но главнее всех – январский. Во-первых, его придумали римляне. Во-вторых, он идет в тесной связке с Рождеством – праздником воплощения Бога и днем рождения Человека, ставшего символом новой эры.

Следует учитывать и базовую мифологическую хронологию. Ветхозаветная традиция ведет летоисчисление от Сотворения Мира. "Спор шел о том, когда сотворил Бог мир, весной или осенью, – напоминает Кирилл Боголюбов, богослов и переводчик Библии, – осень также ассоциируется с вечером: и был вечер, и было утро. В какое время суток Он сотворял мир – в течение рабочего дня или вечером? Димитрий Ростовский считал правильным отмечать Новолетие в марте, а старообрядцы до сих пор празднуют его в сентябре. Январский праздник ввел Петр, он же приказал ставить ёлку и устраивать фейерверки в этот день. И мы до сих пор этот приказ выполняем".

На Западе рождественско-новогодние дни часто называют более общим термином "праздничный сезон", имея в виду также праздники других народов и конфессий: Хануку, Курбан-Байрам, буддийский Новый год и день Зимнего Солнцестояния. В оптике русской национальной идентичности в этот список можно включить и "Западное Рождество", которое в России фактически имеет статус неформального светского праздника.

Известно, что в западных культурах Christmas традиционно празднуется интенсивнее, чем Easter, в то время как Восточная Церковь в известном смысле больше фокусируется на Пасхе. Между тем в постсоветской России православная Пасха является, наряду со светским Новым годом, основным праздником для тех неверующих, которые отождествляют себя с русской культурой. Притом в последнее время она по статусу приближается к государственному празднику. День празднования Пасхи определяется Русской Православной Церковью, которая привержена юлианскому календарю. Интересный парадокс: один из двух главных общенациональных праздников отмечается по "старому стилю", а другой – по "новому".

Многих православных смущает, что Новый год совпадает с последней, наиболее строгой, неделей Рождественского Поста. Но и полный отказ от Нового года невозможен для большинства верующих, поскольку духовенство рекомендует им чтить государственные праздники. В некоторых приходах в ночь на 1 января теперь служат Всенощное бдение для желающих встретить Новый год в духе Поста. Нововведение явно связано с социальным запросом большой группы людей на "снятие" некоего культурно-идентификационного противоречия, которое можно было бы условно назвать cиндромом New Year Error – по аналогии с Y2K Error. Понятно, что большинство этих людей предпочло бы отмечать Новый год 14 января, совмещая его с днями чествования Василия Великого и Симеона Столпника, а также с праздником Обрезания Господня.

Однако, по-видимому, синдром New Year Error присутствует не только в сознании православных. Он присущ и глубокому подсознанию русской культуры, в том числе на самом светском и массовом ее уровне. На наш взгляд, это выражается в общенациональной любви к неформальному празднику со "смешным" названием "Старый Новый год". Это праздник на протяжении всего XX века был необъяснимо привлекателен для всех в России, независимо от социальной и конфессиональной идентичности.

На "Старый Новый год" повторялись все новогодние телепередачи, включая "Голубой Огонёк" и фильм "Ирония Судьбы", с годами вытеснивший свою единокровную сестру, "Карнавальную ночь". Именно 13-14 января принято снимать ёлку. В коммуналках на этой дате успокаивались, трезвели. Если кого-то не успели пригласить или поздравить в ночь на 1 января, то через две недели New Year Error можно было исправить. В этот день повторение события, возвращение праздника претворялось из детской мечты, или игры, – в реальность. Что-то было во всем этом милое, игрушечное, вроде трогательных детских подарков, но это была и есть работающая вещь.

Московскому Патриархату не раз предлагали перейти на "западное" летоисчисление. Фракция "Родина" высказалась ещё радикальнее: готов законопроект о переходе России на старый стиль. Но все "календарные" дискуссии и проекты имеют общую культурно-политическую предпосылку. Это своего рода "Битва Нового года с Рождеством" – вроде "Битвы Карнавала с Постом" Питера Брейгеля. Именно эти два праздника воспринимаются как основная оппозиция. "Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор", учрежденный Петром, не должен приходиться на Пост. Младенец Христос "не должен" рождаться после Нового года.

Однако уникальный феномен "Старого Нового года" подводит к иным соображениям. Что, если дело тут не в привычных антитезах типа "священное vs мирское" или "Восток vs Запад", а в какой-то специфической культурной интуиции, требующей отмечать два главных общенациональных праздника – Новый год и Пасху – по одному и тому же стилю? Причем, разумеется, по юлианскому, поскольку он "символизирует традицию". Вспомним, как было с Великим Октябрем, который хоть и перевел Россию на григорианский стиль, но сохранил при этом свое "юлианское" имя.

Вполне возможно, что в условиях адекватной культурной и политической рефлексии "детская завороженность" нашего сознания Старым Новым годом может постепенно эволюционировать в канонизацию его как настоящего Новолетия. Если мы привыкнем называть "Новым годом" по умолчанию 14 января, то отпадет необходимость в громоздких проектах смены церковного или, тем более, государственного, летоисчисления. В этом случае Новый год будет праздноваться, как положено, после Рождества, а детская святочная мечта о возвращении, повторении, чудесном подарке воплотится во "взрослой" культуре и социальной практике.

Наступающий Новый год – это такой подарок, какого мы не ожидали. Претворение мечты в жизнь. Обретение утраченного времени. Преодоление инерции. Рождение надежды. Исправление New Year Error. Пусть этот год будет другим. Пусть ошибка исправится. Пусть вчерашнее "новое" ветшает, а вечное "старое" становится Новым

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама