Как известно, кошерные продукты делятся на мясные, молочные и парве. С мясными и молочными все ясно их нельзя совмещать. Парве это продукты, не относящиеся к двум первым категориям и, соответственно, пригодные к употреблению и с теми, и с другими.
Посему, если вы назначаете встречу с человеком, соблюдающим кашрут, и рассчитываете на приятный и эффективный диалог, следует удостовериться, что в меню выбранного вами рестрана присутствуют эти самые блюда парве. Иначе ваш собеседник может остаться голодным, а на голодный желудок нелегко о чем-то договариваться. В израильском обществе отношения между религией и государством являются одной самых горячих тем. Гиюр, призыв и финансирование учащихся йешив, работа транспорта и торговых центров по субботам, гражданские браки... По каждому из этих вопросов идет жесткая политическая и общественная дискуссия несущая в себе, по некоторым оценкам, потенциал гражданской войны.
До войны, предположим, нам очень и очень далеко. Но перечисленные дилеммы никуда не исчезают, и зачастую совершенно неоправданно отравляют жизнь гражданам Израиля, относящимся к разным слоям общества.
"Статус-кво" достигнутый вскоре после основания нашего государства, напоминает сегодня головку добротного сыра. Не качеством, а количеством дырок.
Как светские, так и религиозные израильтяне, узрев нерешительность властей и неполноценность соответствующего законодательства, ничтоже сумняшеся поступают, как им заблагорассудится. По сути дела берут закон в свои руки.
БОльшая, умеренная часть общества, включая разумных и расположенных к диалогу лидеров, отходит на задний план, и объективы телекамер незаслуженно оккупируются радикалами. Как светскими, так и религиозными. Звучат шумные лозунги, народ предупреждается об опасности "религиозного мракобесия" или "гойского засилья".
Все эти лозунги столь же надуманны, сколь и лживы. В результате, на одних выборах ортодоксальный ШАС получает 18 мандатов, на других антиклерикальный Шинуй получает 15.
Агрессия, гордыня, расизм, радикализм очень жаль, что такими "качествами" можно привлечь столь широкие массы населения. Как часто на таких трюках возносятся до уровня небожителей люди, которые, по объективной оценке, не представляют собой ничего особенного. Так обычные и даже посредственные агитаторы.
Ошибка тех, кто поддерживает подобные радикальные движения, заключается в том, что их путь непременно заканчивается тупиком. Но они не видят этого, пока не упрутся в глухую стену.
Любой здравомыслящий израильтянин сегодня понимает, что радикальными средствами отношения религии и государства не урегулировать. Государство Торы не сможет существовать по ряду объективных экономических и политических причин. К тому же возникает вопрос: как поступить с той массой граждан, которые пожелают сохранить свой светский образ жизни во что бы то ни стало? Может быть, иранскими методами?
С другой стороны, отделение религии от государства, может, и тешит чей-то слух, но реальной основы под собой не имеет. Потому что начинать подобное "размежевание" придется с изменений нашего государственного флага, герба и гимна. Ведь наш флаг это талес, накидка молящегося иудея. На гербе Израиля менора времен Иерусалимского Храма. И в гимне, если поискать, найдутся элементы "опиума для народа". Но и это еще не все. Отрицание Торы выбивает платформу из-под ног сионизма, практически лишает нас права на собственное государство со столицей в Иерусалиме.
Обострение раскола в обществе по религиозному признаку приходится на 90-е годы прошлого века и связано с Большой алией из CCCP/СНГ. С тех пор ни одна партия власти не сумела найти выход из тупика, хотя обещали все. Чаще всего обещания не выполнялись из-за нестабильной коалиции, в которую входила одна из секторальных религиозных партий, торпедировавшая путь к консенсусу.
Намечается ли какое-то движение в сторону решения этого вопроса в ближайшем будущем? Сможет ли одна из реальных коалиций в кнессете 17-го созыва коалиция отнюдь не радикальных Кадимы и Аводы найти путь к общественному согласию в вопросе отношения к религии?
Ответить на этот вопрос в нынешних условиях невозможно. Остается только надеяться, что новая коалиция будет стабильной и дееспособной, а, значит, у нее найдутся силы хотя бы попробовать разрешить один из коренных конфликтов израильского общества.
Мнения авторов статей, публикуемых в этом разделе, могут не совпадать с мнением редакции "Курсор-Инфо".
16.01.2006
Источник: Русская Община (Нетания)