В Новом Манеже открылась выставка народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко. Самый молодой в России обладатель звания "народного художника" Василий Нестеренко тем не менее с успехом развивает традиции таких мастеров старой школы, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Зураб Церетели. Как и Глазунов, он любит религиозные и патриотические сюжеты. Отличается недюжинной работоспособностью и масштабностью творчества, как Церетели. Как и Александр Шилов, охотно пишет портреты современников. Но если Шилов в основном работает в камерном жанре, то Нестеренко предпочитает парадный портрет. Любимые его герои, такие как певец Владимир Маторин или актер Василий Лановой, представлены в полный рост, в театральном облачении, как в доспехах. Художник вообще любит и, кажется, нисколько не стесняется открытого пафоса. В этом можно углядеть еще одно его бросающееся в глаза сходство с нынешним президентом Академии художеств, который тоже ничуть не боится ни "пиршественности" деталей, ни педалирования эмоций.
Любовь к театральной позе и игре сказывается у Нестеренко, к примеру, в портрете музыкального критика Святослава Бэлзы, который изображен также в полный рост на фоне Венеции в наряде эпохи рококо с маской на отлете и с галантной улыбкой на лице. Маска выглядит элегантным дополнением к имиджу. Лицо еще одной маской, которую приличные люди надевают в обществе. Герой укрыт за имиджем, как за броней. Художник и в этом, вероятно, в первую очередь сказываются его возраст и соответственная чуткость к "установкам" времени пишет имидж. Даже в портретах детей. Современных мальчиков он рисует так, как когда-то рисовали портреты инфантов. Будущие правители позировали в бархате и парче, рядом с символами власти. Они похожи на маленьких взрослых, с рождения обреченных нести груз судьбы. Художник не боится и избыточности информации. Наоборот, похоже, делает избыточность принципом. Скажем, многофигурное эпическое полотно "Отстоим Севастополь!", представляющее собой своего рода краткую живописную энциклопедию Севастопольской обороны, сопровождается на выставке и справкой о Крымской войне, и специальным сообщением, что картина адресована современному зрителю. Фигуры на этой картине напоминают многочисленную скульптурную группу вроде тех, что любил Вучетич, а сама она композиционно выстроена как плакат. В этом смысле любопытно, что сам художник с удовольствием рассказывал на пресс-конференции, как во время прошедшей минувшим летом выставки в Севастополе по всему городу были развешаны растяжки и плакаты с названием картины и ее фрагментами. Таким образом, можно констатировать, что этот ярко выраженный академист наследует и традиции социалистического реализма, не чурающегося и задач просвещения масс по поводу текущего политического момента. Но при всем стремлении к актуальности высказывания на полотнах Нестеренко довольно трудно найти конкретные приметы современности. Кажется, единственное исключение работа "Девушка с плейером". Да еще, пожалуй, "Вид на Кремль со Старой площади", в котором среди золотых куполов можно обнаружить развевающийся на ветру триколор. Кстати, пейзаж этот 1997 года идеальное воплощение идентификации художника. Он наглядно демонстрирует и желаемый, воображаемый образ, и точку зрения, с которой этот образ кажется привлекательным. Но, как правило, для своих пейзажных зарисовок Нестеренко предпочитает выбирать заснеженные улочки маленьких деревянных городков с непременным храмом вдалеке, околицы с видом на пасущихся коров в голубой дали или виды богоугодных мест... Пейзаж художника тяготеет к идеальному патриархальному имиджу. Яркое тому свидетельство огромное полотно "О, русская земля!", встречающее посетителей при входе в Новый Манеж.
25.01.2006
Источник: Литературная газета