1. Возлюбленные во Христе братья и сестры, представители различных христианских Церквей и общин!
В отношениях между различными Церквами и общинами в последнее время становится все более очевидным, что в действительности нас объединяет гораздо большее, нежели разделяет. Осознание этого дает новый импульс экуменическому движению и межхристианскому диалогу, оно укрепляет нашу надежду.
Нас объединяют Священное Писание и Предание, тысячелетняя история неразделенного христианства, поиски общих ответов на все более угрожающие вызовы времени, необходимость совместного свидетельства, стремление к защите христианских ценностей и т.д.
Среди объединяющего и обнадеживающего многообразия главным, несомненно, является присутствие среди нас Воскресшего Господа, Который обещал своим ученикам быть с ними до конца времен (ср. Мф 28, 19). Иисус дал это обещание своим ученикам непосредственно после препоручения им миссии научать все народы, крестя их вот имя Отца, и Сына, и Святого Духа, соблюдать все, что Он повелел им (ср. Мф 28, 19). Господь знал, что Его ученики и исповедники встретятся со многими трудностями, и не хотел их оставить одинокими в их миссии (cр. Ин 14, 18). Он обещал им Свою помощь, поскольку Он – "Еммануил", "Бог с нами" (ср. Mф 1, 23).
2. Евангелия по-разному представляют присутствие Христа среди нас – в Его слове; в евхаристическом хлебе и вине; в бедных, голодных, заключенных, отверженных, ближних и т.д.
Нынешняя тема Недели молитв о единстве христиан взята из Евангелия от Матфея и призывает нас поразмышлять над словами Господа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18, 20). Это обещание Христа представлено в контексте учения относительно жизни и дисциплины церковных общин, а также заботы о том, как объединить разделившихся и не стремящихся к прощению. Апостол Матфей представляет существенные для жизни христианской общины тексты, позволяющие ей в духе Евангелия судить о наиболее важных проблемах церковной жизни и дисциплины (ср. Мф 18). Эти тексты подчеркивают заботу Бога о каждом члене общины и необходимость прощения как условия примирения с Богом и между собой.
Таким образом, первые христиане получили ясные и недвусмысленные разъяснения по поводу того, что они не могут оставаться безразличными в деле созидания церковной общины и церковного единства. Община, которая собирается вокруг личности и учения Христа, должна сделать все возможное, чтобы жить в единстве. В этом контексте Господь призывает верить в силу общей молитвы и в Свое присутствие в общине, которая собирается во имя Его.
3. Неделя молитв о единстве христиан – благодатное время для того, чтобы как можно глубже осознать, что единство является великим даром и что мы обязаны неустанно испрашивать его у Бога. В наших усилиях по развитию и укреплению единства христиан мы должны по достоинству оценить важность совместной молитвы во имя Иисуса. Христос призывает нас верить в силу молитвы, совершаемой в Его присутствии. Ведь именно Он обещал апостолам: "Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного" (Мф 18, 19).
Общинная молитва вопреки существующим в человеческом плане различиям – это тема, которая часто повторяется в Библии. Уже Ветхий Завет повествует о том, что общины собирались для религиозного культа и для прославления Господа, чтобы испросить у Него прощения и вверить себя Его милосердию и помощи. Так, например, совместное чтение псалмов укрепляло чувство взаимного доверия, единства и безопасности.
Поэтому совершенно естественно, что такая традиция продолжалась и в Церкви первых веков. Именно Иисус учил учеников молиться, подчеркивая, что если они будут единодушны в просьбе, то получат то, о чем просят (ср. Мф 18, 19). Когда христиане встречаются во взаимной любви на совместной молитве, то они могут быть уверены, что Христос присутствует среди них (ср. Мф 18, 19-20). Деяния Апостолов призывают нас неустанно просить Святого Духа, вновь снизойти на нас и вести нас, несмотря на наши различия, к единству (ср. Деян 1, 12-14).
Необходимо заметить, что в общей молитве главное не в том, что наши слова и голоса умножаются, но то, что они объединяются друг с другом и со Христом. Папа Иоанн Павел II подчеркивает, что в молитвенной общине присутствует Христос, Который молится "в нас", "с нами" и "за нас", т.е. молитва является душой экуменического движения и занимает в нем первое место (ср. UUS 21-22).
Сегодня, по прошествии двадцати веков, мы должны спросить себя, насколько у нас, христиан, распространена общая молитва. Если мы вместе молимся во имя Иисуса, мы также соединяемся друг с другом в намерениях молитвы. Именно поэтому совместная молитва ведет нас к единству. Это можно назвать "экуменизмом молитвы".
4. Обещание Иисуса остаться с нами не ограничивается только религиозным культом. С момента, когда любовь Триединого Бога воплотилась в Иисусе Христе, благодаря Ему мы способны жить общиной жизнью, укорененной в Святой Троице. Действием Святого Духа Воскресший Христос остается с нами, разделяет наши тяготы и лишения, является нашим попутчиком, пребывает в наших домах и на рабочих местах, оживляет радостью Своего присутствия и т.д. Христос желает, чтобы мы чувствовали близость Бога, Его силу и любовь, и желает быть рядом с нами, чтобы через нас свидетельствовать о Своей любви.
5. Присутствие Христа там, где двое или трое собраны во имя Его, строго связано с любовью, которую они питают друг к другу. Собираться во имя Иисуса – значит разделять Его любовь, которая не сводится только к филантропии, сочувствию или жалости. Она сильнее чувств. Она щедра, она дарит себя и страдает. Это любовь, которая "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор 13, 7), как отмечает св. Апостол Павел. Она требует благоразумия и терпения для распознавания присутствия Господа и путей, которыми Он нас ведет.
Все, что сделано во имя любви, имеет непреходящее значение. Каждый поступок, продиктованный любовью, свидетельство или действие, совершенные во имя Христа, особенно ценны, когда они отвечают на призыв Господа о единстве. Они выражают наше желание любить друг друга той мерой, которой Христос возлюбил нас, и быть свидетелями этой любви в мире, который часто живет так, как будто Бога нет.
6. Радея о единстве христиан, мы должны помнить и о том, как много было сделано в последнее время в этой области, и за все благодарить Бога. Католическая Церковь здесь имеет в виду, прежде всего II Ватиканский Собор, назвавший христиан других конфессий "братьями" (ср. UR 3) и давший новый импульс развитию экуменического движения. Мы вспоминаем великих Понтификов: Иоанна XXIII, определившего проблему единства христиан, как одну из целей Собора (ср. Susirinkimo dokumentai, III, p. 30-34, 224-225); Павла VI, назвавшего диалог с миром и другими христианами, диалогом спасения (cp. ES 72-77); Иоанна Павла II, посвятившего делу единства христиан исключительно много сил и впервые в истории Католической Церкви предложившего другим христианским Церквам и общинам совместно исследовать проблему служения преемника Петра (ср. UUS 95-96); и наконец – Бенедикта XVI, который уже в первой своей речи провозгласил стремление к видимому единству христиан первоочередной задачей своего служения (ср. OR, 21.04.05, р. 8/9).
Многое было сделано и другими конфессиями отдельно или в сотрудничестве. Здесь необходимо вспомнить о Совместном заявлении по вопросу учения об оправдании, принятого Лютеранской Всемирной Федерацией и Папским Советом по содействию единству христиан в 1999 г. (см: http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/chrstuni/documents/rc_pc _chrstuni_doc_31101999_cath-luth-joint-declaration_it.html); Экуменической хартии по развитию сотрудничества, принятой Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы в 2001 г.; решении о возобновлении богословского диалога между Католической и Православными Церквами в 2005 г., а также инициативу председателя Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера о создании в 2004 г. в России совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, последнее заседание которой состоялось совсем недавно – в конце декабря 2005 г. Есть и ряд других инициатив, свидетельствующих о возможности плодотворного и полезного для всего общества сотрудничества христиан.
Действительно, благодаря усилиям наших Церквей и общин Христос предстает перед нами в силе Святого Духа, испрашивая вместе с нами у небесного Отца дар единства.
7. Проблема развития экуменического диалога побуждает нас задуматься и о том, что в истории "от имени Христа" было совершено много несовместимого с Его учением и примером жизни, что дает нам серьезные основания для покаяния. Примером для нас стал Папа Иоанн Павел II, который во время Юбилейного 2000 Года принес публичное покаяние за грехи чад Католической Церкви. И мы также должны посмотреть на свою жизнь в свете учения Христа: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин 15, 12) и "по тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13, 35). Здесь уместно говорить о "диалоге обращения", который служит фундаментом экуменического диалога, как говорил Папа Иоанн Павел II (ср. UUS 82).
Мир и примирение в свете неугасающей надежды на будущее видимое единство требуют очищения памяти о прошлом, часто болезненном и печальном, ознаменованном несправедливостью по отношению к другим. Христианское учение обязывает нас искать способы уврачевания ран прошлого и новые формы свидетельства, чтобы найти путь к примирению.
8. Осознание присутствия Господа среди нас нуждается в "жизненном экуменизме", требует взаимного изучения и приятия духовных традиций, опыта и перспектив, а также совместных усилий в деле созидания Царства Божия на земле. Все это позволяет в жизни различных разделенных церковных общин находить общие элементы, служащие единству. Понимание того, что объединяет, позволяет более эффективно противостоять тому, что разделяет. "Жизненный экуменизм" влечет за собой общую молитву, свидетельство и миссию, что, в свою очередь, помогает узнать друг в друге братьев и сестер во Христе.
Уже наступило время от "экуменизма слов" переходить к "экуменизму дел". К совместному свидетельству, к творческому соработничеству, к сотрудничеству в тех сферах, в которых мы едины, к общему служению российскому обществу.
Вера без дел мертва – и экуменизм без дел, без воплощения в жизнь может остаться лишь красивым словом, которое мы вспоминаем раз году. А между тем завет Христа: "Да будут все едино" (Ин 17, 21) – это нравственный императив для всех Его последователей. И вопрос о том, что я сделал сегодня для содействия христианскому единству, должен стать обязательным вопросом нашего ежедневного испытания совести.
Постоянное стремление совершать конкретные дела во имя единства христиан не позволит суете жизни оттеснить экуменизм на периферию нашего сознания, нашей совести.
Давайте же будет размышлять и молиться об этом не только сегодня, не только завтра, не только в течение Недели молитв о христианском единстве, но и каждый день, отодвигая второстепенные мысли и дела, чтобы сконцентрироваться на главном.
9. Помолимся вместе в этих намерениях.
Боже, Отче Всемогущий, научи нас молиться, как Иисус научил молиться Своих учеников.
Объедини наши сердца подобно сердцам апостолов, чтобы мы стали едино в вере, любви и служении.
Приведи нас к истинному обращению сердец – необходимому условию для достижения столь желаемого единства.
Помоги нам в сердечной доброте уважать и принимать богатство многообразного исполнения миссии Христа.
Ниспошли нам дар единства, чтобы эта встреча во имя Господне преобразила нас так, дабы, глядя на нас, мир мог уверовать и исповедовать тебя Единственным Спасителем, живущим и царствующим во веки веков. Аминь.
Использованная литература и принятые сокращения:
1. II Ватиканский Собор. Декрет об экуменизме "Unitatis redintegratio" (UR). 2.
Павел VI, Энциклика "Ecclesiam suam" (ES). 3.
Иоанн Павел II, Энциклика "Ut unum sint" (UUS). 4.
V. Balčiunas ir. kt. (red.), II Vatikano Susirinkimo dokumentai, III, Popiežių kalbos ir raštai, Boston 1969 (Susirinkimo dokumrentai, III). 5.
http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/chrstuni/documents/rc_pc_chrstuni_doc_31101999_cath-luth-joint-declaration_it.html. 6.
Charta Oecumenica. Руководство по развитию сотрудничества Церквей Европы // "Свет Евангелия", № 19(321) от 6 мая 2001 г., стр. 4-5. 7.
Osservatore Romano, 21 aprile 2005 (OR.21.04.05).