ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Власть Церкви

Александр Кырлежев :: 26 января 2006

В последнее время обнадеживающим знаком в жизни РПЦ (под РПЦ я имею в виду в данном случае официальные церковные структуры, возглавляемые священноначалием) является возрождение "богословской заинтересованности" и, соответственно, активизация богословской работы. Десятилетиями – по объективным и субъективным причинам – такая работа была "в загоне". Как правило, о богословии вспоминали лишь тогда, когда нужно было вести богословские диалоги с инославными, то есть выходить на "международную арену".

В позднесоветское время всплеск научно-богословской активности имел место накануне важной даты, оказавшейся судьбоносной для РПЦ, – 1000-летия Крещения Руси. Тогда, на подъеме "перестройки", власти решили отпраздновать столь круглый юбилей на "международном общественно-политическом уровне". И состоялись три богословские конференции...

И в этом году – опять юбилей, но, кажется, можно надеяться на то, что его "богословские последствия" будут ощутимее. Так, уже прошла общецерковная богословская конференция в феврале, одной из целей которой было выявить и обозначить основные, животрепещущие богословские проблемы, а результаты доложить юбилейному Архиерейскому Собору – для принятия соответствующих тактических и стратегических решений по поощрению и развитию научно-богословской работы.

Если смена эпох, которая происходит у нас на глазах, будет иметь и богословское выражение, значит, не все потеряно.

Десять лет назад, как помнится, неожиданно открывшаяся идеологическая и религиозная свобода, с одной стороны, вызвала к жизни растущее множество инициатив "снизу" и "сбоку" – издания, журналы, переводы, учебные заведения, семинары и конференции... А с другой – обнаружила замешательство и неготовность именно "церковных структур" (в том числе отвечающих за богословие, просвещение и т.п.) реализовать эту свободу...

Теперь, по прошествии значительного периода (в том числе и политического, и идеологического), судя по всему, "страсти улеглись". Из тех, первых, инициатив остались только наиболее крепкие и идеологически определенные. Так, на зимней конференции участвовали как представители Тихоновского института, так и ББИ... И сам факт соединения в одном пространстве различных по "направлению" и статусу православных учреждений говорит о многом: официальная Церковь приняла тех, кто выжил (опираясь на некоторую церковно-общественную потребность), и готова работать со всеми, отрицающими или не допускающими "антицерковный экстремизм"...

Есть, однако, проблемы и вопросы определенного свойства. Насколько богословие, поощряемое и развиваемое "официальными структурами", может быть интеллектуально и духовно эффективным? Здесь невольно приходит на ум бердяевская ирония по поводу термина "духовенство": однокоренное со словом "дух", что значит – свобода, "ветер", свободное дыхание ("Дух дышит, идеже хощет"), оно исторически обозначает клерикальное сословие со всеми его сугубо земными ("социальными") интересами...

Слово "богословие" в своем древнем церковном значении – это то, что относится к триадологии (учению о Боге-Троице). Сегодня "богословие" охватывает весь спектр проблем человека – его индивидуального, социального и космического существования...

То, что можно назвать нашим нынешним богословием, существует в поле, которое задается двумя "приоритетами". С одной стороны, это древние патристические темы, кульминацией которых является максималистский образ "обожения" человека и мира. С другой стороны – это попытка (скорее ситуативно-дипломатическая, поскольку – концептуально жалкая) богословски рассуждать о "цивилизациях" и "жизненных стандартах".

В то же время, парадоксальным образом, тема обожения и тема цивилизации – совпадают на последней глубине возможного для человека смысла. Обожение – это кульминация отношений человека и Бога. Цивилизация – способ людей относиться друг к другу.

Бог – действительно максималист: Он предлагает не временные и промежуточные (на пути к смерти) способы жизни, но предельные – равные смерти по интенсивности переживания и проживания. Бог действительно требует всего человека – как требует всего человека любовь. Но Бог не только требует, предписывает и заповедует – Бог и снисходит к человеческой обыденности.

Евангельский парадокс можно описать этой оппозицией: Бог – против обыденности, обычая, обывательщины, но Он же – Сам входит в эту приземленность бытования в мире сем, Сам разделяет суету человеческой жизни, оставаясь в то же время вне существа здешней "суеты сует".

И, наверное, именно максимализм Бога – "максимализм" Его нетварного бытия и соответствующий максимализм Его требования к человеку – и есть источник Его максимального снисхождения к посюсторонности человеческого бытия. Только большая любовь способна на жертву (жертву собой) – она жертвенна по определению. И только большая любовь имеет подлинную власть – потому что это власть отдавать себя во имя (как это ни банально звучит) общего блага.

Цивилизация есть способность реализовывать стремление к общему благу. В возможной мере. Цивилизация прагматична, но одновременно предельно идеалистична: это действительное осуществление жертвенности, уступки другому, готовности бандиту отвечать не по-бандитски. Цивилизация существовала и до Христа, но после Христова пришествия в мир она стала христианской. Не потому, что Христос принес в мир цивилизации что-то существенно новое, но потому, что Он выявил, подчеркнул и утвердил то, что является человеческим в человеке. Санкционировал это со Своей, максималистической, "точки зрения". Санкционировал не обычную земную власть, не силу насилия, но силу такого идеала, который – с Божией помощью – может быть реализован в человеческом существовании. С помощью "обожения" – синергии человека и Бога, "синергии" человека перстного, обыденного и земного с тем же человеком "по образу Божию".

Христианство не вписывается в мир, потому что христианство "учредил" в мире Сам Бог. И это знает мир, который через христианство и посредством христианства борется с Богом – по образу ветхозаветного Иакова-Израиля. Сколько раз мир пытался превратить христианство в Религию, чтобы самоутвердиться с Богом без Бога. Сколько раз мир пытался обмануть и себя, и Бога – и устроиться в обыденности своего временного существования. Привязать Бога к своей исторической эпохе, к своей культуре. Уладить отношения между сословиями и установить – с помощью христианства – желанное "общественное согласие". Привести в гармонию имущественные отношения: богатые остаются богатыми, но подкармливают бедных (благотворят им).

Мир, вынужденный принять христианство, которое победило его верою отдельных людей, поклонился Христу, признал свое поражение – и предложил Ему себя полностью, целиком. Мир предложил Христу самое свое существо – свою власть, чтобы этой земной властью покорять все и вся Богу. Мир хотел отдать Богу самое важной и дорогое – но по-мирскому: он нарек Христа Пантократором – вседержителем и всевластителем. Но мир в мирском смысле слова – как "суета сует", как суета здешней власти – это то, чем не осквернился Христос, придя в мир. Этот мир (а согласно святоотеческому пониманию, мир – это то, что в человеке, его греховные страсти, его духовное тление) есть враг и противник Христов: "В мире скорбны будете, но Я победил мир".

Самая главная богословская тема сегодня – это тема власти. Эта тема объединяет в одно смысловое целое и тему обожения, и тему цивилизации.

Как властвует Бог? Как властвовать в этом мире от лица Бога? Каково христианское, евангельское понимание власти и, соответственно, как относиться христианам к феномену и факту обычной человеческой власти – власти одних людей над другими?

И вторая, оборотная, сторона темы власти – свобода. Что такое свобода в христианском понимании: свобода от греха или свобода осуществлять любовь, жертвуя собой и своим? Свобода моего пребывания в Истине или готовность и способность уважать другого, воздерживаться от физического и духовного насилия над ним?

Тема власти является центральной, ключевой для христианского богословия не только по существу, но и потому, что это сегодня главная "цивилизационная" и общественная тема. Сегодня мы являемся свидетелями рождения новых форм власти, причем этот процесс опережает способность ученых и философов осмыслить и описать его в фундаментальных трудах. Все старые европейские схемы о власти и свободе рушатся на глазах. Власть наступает на нас с новыми средствами, с новой энергией, с новым антихристианским пафосом. Старый европейский гуманизм, который, отвергнув Христа, тем не менее питался именно христианством, сегодня превратился в дряхлого старика, сентенции которого воспринимаются как старческое слабоумие. Идеологии давно не работают.

Для христианства, для Церкви это – кайрос, время благоприятное и время решений. Время новой миссии – не религиозной, не "конфессиональной", но человеческой и цивилизационной. Даже апостат и безбожник Хайдеггер говорил: "Только Бог еще может нас спасти".

Церковь (имею в виду эмпирическую, здешнюю, "эту" церковь) рискует провалиться между патристическими штудиями и новыми попытками уцепиться за мирскую власть. Между темой обожения и темой цивилизации. Церковному сознанию угрожает полная победа шизофрении – раздвоение на индивидуальную аскезу и политическое псевдовлияние. Предотвратить это раздвоение может только богословие власти и, соответственно, свободы.

Было бы наивным призывать к тому, чтобы наконец-то в церкви утвердилась "власть любви" (хотя богословски это выражение о. Николая Афанасьева абсолютно точно). Но можно "быть реалистами и требовать невозможного" – требовать, чтобы церковная власть поставила в повестку своей богословской работы тему о власти, и в том числе о собственной власти в церкви. Это экклезиологическая, а значит, и богословская тема. И тогда естественно, законно возникнет и тема свободы – не "пафосно", не "модернистски", а логично, поскольку власть – это то, что подавляет свободу. А Бог – дает свободу, требует свободы, учит свободе. Тема свободы "органически" связана с темой власти, иначе она порождает только "спекуляции".

Папа Римский совершает обряд омовения ног. Наши архиереи в Прощеное воскресенье совершают земной поклон перед прихожанами. Но это – не более чем знаки смирения. В обычное время церковные владыки осуществляют власть, а их паства ищет власти над собой. Власть нужна и начальствующим, и подчиненным. Все жаждут власти. Власть – универсальный "ключ к жизни". И так же люди понимают Бога и Христа Его. Но Бог не властвует в здешнем, земном смысле.

Бог открывает возможность приобщиться к Истине без власти. К Истине, в которой свобода – не коррелят власти, не ее соперница, но состояние освобожденного естества – стояние в истине.

В Боге нет ни власти, ни свободы в нашем, посюстороннем, греховном смысле. Но на пути к Богу мы сталкиваемся с этими "экзистенциалами" нашего существования. И Бог призывает нас видеть их с точки зрения Царства Бога – с точки зрения их устранения и преодоления. И поэтому задача Церкви в том, чтобы этот ракурс, этот взгляд присутствовал в человеческой жизни. Чтобы помимо жизни, построенной на власти, и помимо власти, властно подчиняющей себе жизнь, человек мог видеть и чувствовать возможность иного способа бытия, иного устроения, когда властвует и побеждает Распятый Богочеловек, Христос, по Божеству Своему – Творец неба и земли.

Богословская проблема власти является ключевой еще и потому, что только осознав ее, церковь как сообщество христиан становится Церковью – продолжением слова и дела Христа, Его "телом" в этом мире. Христос предлагает иную власть, иную свободу, иную политику, иную цивилизацию – по сравнению с традиционными. Но то, что Он предлагает, не может быть осуществлено в этом эоне – в условиях тления и смерти. Христово Царство может быть осуществлено только в личном и межличностном опыте, в тех условиях, где нет и не может быть того самого "экзистенциального" отчуждения. И "местом", где этот опыт становится реальностью, является Церковь.

По материалам источников: Газета "НГ–Религии", № 15, 9 августа 2000 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама