Череда скандалов, захлестнувших столицу, вызывает вялый абстрактный интерес в провинции. Здесь разгораются местные дебоши, реальные, как боль в разбитом лице.
11 января перед зданием Черновицкой обладминистрации собрались тысячи верующих Украинской православной церкви МП. Они требовали встречи с губернатором Мыколою Ткачом. Ему было передано обращение с просьбой остановить репрессии со стороны местных властей и защитить конституционное право на свободу вероисповедания и использование церковных помещений. "С начала 2005 года и до теперешнего времени, подчеркивалось в документе, в Черновицкой области при попустительстве местных властей всех уровней, а иногда и при откровенном их вмешательстве, УПЦ КП грубо и цинично, с откровенным попранием всех норм украинского и международного права, с применением рукоприкладства и брани, нарушает права верующих Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Гонения и насильственные действия представителей УПЦ КП против наших прихожан проявляются, в частности, в попытках незаконно захватывать наши православные храмы в селах (Свято-Михайловская церковь в селе Костинцы Сторожинецкого района, Свято-Георгиевская церковь в селе Шубранец Заставнивского района, Свято-Духовская церковь в селе Витиливка Кицманского района)".
Прихожане УПЦ МП в своем обращении просили пресекать любые попытки несанкционированного захвата храмов религиозными общинами, которые не имеют на это законных оснований, и не допускать силовых методов решения межконфессиональных конфликтов. В случае если эти требования будут проигнорированы властями, прихожане предупреждали, что оставляют за собой право бороться всеми доступными им законными методами, вплоть до обращения в Европейский суд. Они готовы отстаивать свои религиозные права и законные интересы, защищать свои святыни и своих духовных пастырей. Под обращением подписалось более двух с половиной тысяч православных верующих. Местная пресса его текст не опубликовала.
Поводом для митинга (но не причиной) стал факт одновременно тривиальный и невероятный. Председатель сельсовета И. Сорохан, должность которого вроде бы не предполагает никакого отношения к культовым сооружениям, опечатал Свято-Духовскую церковь в селе Витиливка, где молились прихожане Московского патриархата. 5 января, накануне Рождества, верующие, пришедшие на службу, увидели перед собой закрытые двери храма, наряды милиции и кем-то вызванных телевизионщиков. Люди начали молиться прямо в снегу во дворе храма, между тем к зданию пришли и верующие Киевского патриархата, которые добиваются разрешения отправлять здесь службу. Межконфессиональные отношения начали выясняться сразу, на выходе с церковной территории и грозили перейти в схватку. И ее, вероятно, не удалось бы избежать, если бы тележурналисты не упросили милицию, которая до этого просто наблюдала за происходящим, вмешаться в конфликт.
Конфликт вокруг храма с. Витиливка возник в ходе разбора притязаний УПЦ КП на право пользования этим культовым сооружением. Решением обладминистрации храм был передан в ведение сельсовета. Этот орган власти, вероятно, и должен был решить проблему использования храма Киевским патриархатом. Во всяком случае сельсовет собирал подписи в поддержку передачи храма Киевскому патриархату.
Небольшой комментарий ситуации дал Буковинский Митрополит Данило (КП):
В свое время мы встречались с представителями Московского патриархата и решили не поднимать конфликтных вопросов по некоторым селам. Это будоражило людей, отвращало их от веры. Прошло несколько лет. И теперь, мне кажется, община села Витиливка созрела, определилась с выбором. Большинство жителей села поддерживают нас. Поэтому решение сельсовета передать церковь нашей общине кажется мне вполне логичным и справедливым.
Юридическую справку дает адвокат Светлана Коваль, которая защищает интересы УПЦ (МП) по делу о Свято-Духовской церкви с. Витиливка:
Законодательство Украины оговаривает, что культовое сооружение может быть передано лишь от одной религиозной общины другой. Передача храма сельсовету законом не предусмотрена. Следовательно, и все последующие решения неправомочны.
Это не единичный и не случайный конфликт. Череда подобных ситуаций, как видно из обращения, примета минувшего года на Буковине. Все это и подтолкнуло людей к выступлению.
Насколько же обоснованны обвинения верующих в адрес действующей власти? Мнение на этот счет можно сформировать, проглядывая прессу, которая представляет политику Президента. Таковой является в регионе газета "Час". Ее основатель и редактор советник действующего губернатора, бывший во время выборов доверенным лицом Виктора Ющенко.
В этой газете постоянной стала рубрика "Геть московського попа!". Она подробно освещает межконфессиональные конфликты. Насколько объективно, можно судить уже по самой рубрике. А вот и цитата: "Любов до Москви i Росii, жадоба до наживи (попам платили за проповiдi про Януковича) затуманили очi душпастирям, якi на територii Украiни виконували шпигунську мiсiю на користь чужоi держави".
Кстати, статья о митинге православных МП в этой же рубрике называется "Нащадки чорносотенцiв" и начинается экскурсом в историю: "Большевики на Буковину привезли своє попiвство, завбачливо перед тим знищивши украiнських священикiв, украiнську церкву i загнавши у глибоке пiдпiлля оплот украiнського духу Украiнську Греко-Католицьку церкву".
По моей просьбе позицию прессы комментирует Митрополит Буковинский Данило:
"Статьи "Нащадки чорносотенцiв" не читал. Но прессу просматривал, смотрел телерепортажи. По-моему, пресса заняла слишком отстраненную позицию. Хотелось бы, чтобы журналисты разобрались в ситуации. И своим авторитетом поддержали нас".
Шеф-редактор газеты "Час" Петро Кобевко был лаконичен: "Я высказал свою точку зрения. И как журналист имею на это право. От своих слов отказываться не собираюсь".
Трудно надеяться на то, что газета добавит взаимопонимания верующим. Вряд ли статьи эти не благословлены свыше (отнюдь не религиозными деятелями). Технология же передачи храмов в ведение сельсоветов, а потом уже верующим Киевского патриархата попахивает целенаправленной государственной политикой. Жаловались православные и на ближайших соратников губернатора, которые приложили руку к раздуванию конфликта.
"Мы ошибались", сказал митингующим верующим губернатор Мыкола Ткач. И отменил решение о передаче церкви сельской территориальной общине. Конфликт заглажен, вернее заморожен. Но ошибались ли?
В традиционно религиозной Буковине, где УПЦ МП это сотни приходов, десятки, а то и сотни тысяч верующих, проводить подобную политику все равно что курить на бензоколонке. Шалят господа.
Компромисс нынче в Украине непопулярен, хотя демократическое общество это в первую очередь общество диалога и компромисса. Увы, слова "ганьба", "геть" кажутся многим привлекательными, яркими, убедительными. Жаль только, что ничего хорошего из этого не выходит.
25.01.2006
Источник: Киевские ведомости (Киев)