ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Уроки Холокоста

Берл Лазар :: 27 января 2006

Год назад, в 60-ю годовщину освобождения концлагеря Аушвиц, 50 лидеров ведущих стран мира, в том числе президент России, собрались на территории этого самого большого нацистского лагеря уничтожения, чтобы почтить память жертв Холокоста. Мировое сообщество приняло решение объявить 27 января днем памяти жертв самого страшного акта геноцида XX столетия. Мне была предоставлена честь выступить перед этим высоким собранием, и я сказал, среди прочего, что терроризм – это нацизм XXI века. В правоте этого определения я полностью убежден и по сей день.

Казалось бы, не стоит даже сравнивать эти два явления. Нацизм, каким мы его помним, – это государство, это многомиллионная армия убийц, это мировая война, в которой погибло более 50 миллионов человек. А что такое терроризм? На сегодняшний день это в основном действия одиночек или небольших маргинальных групп. Да, они опасны, они полны ненависти, они готовы на все, они сеют ужас на земле... Но разве можно приравнивать ущерб от действий террористов к той катастрофе, которую навлекла на человечество нацистская идеология?

Но ведь и нацизм начинал не со строительства концлагерей и газовых камер. Первоначально нацисты были такой же маргинальной группой, как какая-нибудь "Аль-Каида". Даже когда они пришли к власти в одной из крупнейших стран Европы, им понадобились годы, чтобы накопить силы, создать мощную армию, обзавестись самым современным на то время оружием. Только через 20 лет после создания нацистского движения эта человеконенавистническая идеология воочию показала всему миру, на какие преступления она способна.

А вот идеология у нацистов и террористов действительно одинаковая. Это ненависть к любому инакомыслию, это разделение людей на "высших" (по нации или по религии) и "низших", это, наконец, "право высших" навязывать свои взгляды и модели поведения любыми средствами. Поэтому одинакова и тактика достижения целей: если другой человек с ними не согласен, они считают себя "вправе" его убить. И убивают при первой же возможности.

Почему так важно понять идейные корни нацизма, терроризма и других разновидностей экстремизма? Прежде всего потому, что наш долг – лечить эту болезнь, пока она не превратилась в пандемию, пока не обрушила на человечество катастрофу, даже большую по масштабам, чем вторая мировая война.

Лечить можно по-разному. Кто-то считает, что достаточно дать таблетку анальгина или аспирина, сбить температуру, купировать приступ боли – и все будет в порядке. Но даже наш личный опыт показывает, что в подобных случаях ничего не бывает "в порядке" – болезнь развивается и поражает все новые органы. То же самое происходит с органами общества и государства. Хотелось бы напомнить, что в Германии в 1932 году, когда до прихода нацистов к власти оставались считанные месяцы, по опросам, лишь незначительное меньшинство населения разделяло их требования о лишении прав и изгнании "инородцев". Через семь лет после этого вся нация была поставлена под ружье и начала захватывать соседние страны, истреблять целые народы. Вот как быстро может распространяться болезнь экстремизма в обществе.

Для сравнения: по данным опроса, опубликованного в связи с Международным днем мигрантов в декабре 2005 года, у нас в стране националистические взгляды в той или иной степени поддерживает каждый пятый. Так что "аспирин" не поможет: пришло время принимать антибиотики. То есть те лекарства, которые уничтожают болезнетворные микробы. Сегодня мы видим, что не только не учли уроков войны с нацизмом и Холокоста – в определенном аспекте ситуация стала даже хуже. В обществе, ориентированном на потребление, распространились модные теории, отрывающие права человека от его обязанностей. Людям внушают, что у них есть право творить все, что они сами считают правильным, не задумываясь об обязанностях перед Создателем и уж тем более не принимая в расчет тот ущерб, который такие действия могут нанести другим.

Конечно, самый лучший вид лечения – это профилактика, недопущение того, чтобы человек заразился. Перед духовными лидерами общества, перед его интеллектуальной элитой эта задача стоит особенно остро. Реально задача профилактики экстремизма и задача радикального лечения уже зараженных участков неотделимы одна от другой. Зараза – это идеология ненависти. Соответственно, распространение такой идеологии в любых формах должно быть запрещено. Это нельзя рассматривать как нарушение свободы слова или, тем более, свободы политической и общественной деятельности. Закон для тех, кто отравляет души других людей ядом идеологии ненависти, национального или религиозного экстремизма, должен быть таким же, как и для отравителей колодцев или организаторов террористических актов. Полностью поддерживаю высказанную недавно Президентом страны мысль, что проповедники экстремистских взглядов должны быть безжалостно отсечены от политической и общественной жизни.

Те, кто сейчас агитирует за то, чтобы "понять" террористов, чтобы добиваться с ними каких-то "компромиссов", утверждают, что это люди верующие, готовые на все ради своих убеждений. Очень сильно подозреваю, что проповедники такого рода теорий сами крайне далеки от веры в Б-га, потому что они не понимают самых основ любой религии. Для истинно верующего человека не подлежит сомнению та непреложная истина, что Б-г создал всех людей разными. Нет двух абсолютно похожих, тем более нет двух одинаково думающих. И точно так же всякий верующий человек знает, что Б-г все делает с определенной целью. Если он создал людей разными, значит, Он хочет, чтобы люди были разными. Для подлинно верующего человека в этом разнообразии сокрыт великий урок: Б-г велел мне возлюбить ближнего, даже если тот совершенно не похож на меня. И самый минимум, которому обязан следовать любой верующий – это толерантность, терпимость к непохожему на него "другому": "Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе".

Это единственный возможный подход для человека, верующего в Б-га. Те, кто выступают с призывами "понять" террористов, кто предлагает разного рода "оправдывающие объяснения" их действиям, не только далеки от веры в Б-га. Они бесконечно далеки также и от того, чтобы понять и усвоить уроки, преподанные человечеству второй мировой войной и Холокостом. Не следует забывать, что Суд народов в Нюрнберге не ограничился тем, что покарал конкретных преступников, главарей нацизма. Он объявил преступлением саму их идеологию и объявил ее вне закона. К сожалению, реки крови были пролиты прежде, чем народы поняли, что за идеи ненависти надо карать не менее сурово, чем за действия, совершенные на основе этих идей. И если сегодня мы не будем бескомпромиссно бороться за законодательный запрет самих идей ультранационализма и религиозного экстремизма, за объявление уголовным преступлением распространения этих идей в любой форме – в книгах, газетах, в электронных СМИ и в Интернете, – мы не сможем сказать, что выполнили свой долг перед нашими предками, павшими в войне с нацизмом, и перед нашими потомками, которым угрожает кровавая тень терроризма.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама