Год назад, в 60-ю годовщину освобождения концлагеря Аушвиц, 50 лидеров ведущих стран мира, в том числе президент России, собрались на территории этого самого большого нацистского лагеря уничтожения, чтобы почтить память жертв Холокоста. Мировое сообщество приняло решение объявить 27 января днем памяти жертв самого страшного акта геноцида XX столетия. Мне была предоставлена честь выступить перед этим высоким собранием, и я сказал, среди прочего, что терроризм это нацизм XXI века. В правоте этого определения я полностью убежден и по сей день.
Казалось бы, не стоит даже сравнивать эти два явления. Нацизм, каким мы его помним, это государство, это многомиллионная армия убийц, это мировая война, в которой погибло более 50 миллионов человек. А что такое терроризм? На сегодняшний день это в основном действия одиночек или небольших маргинальных групп. Да, они опасны, они полны ненависти, они готовы на все, они сеют ужас на земле... Но разве можно приравнивать ущерб от действий террористов к той катастрофе, которую навлекла на человечество нацистская идеология?
Но ведь и нацизм начинал не со строительства концлагерей и газовых камер. Первоначально нацисты были такой же маргинальной группой, как какая-нибудь "Аль-Каида". Даже когда они пришли к власти в одной из крупнейших стран Европы, им понадобились годы, чтобы накопить силы, создать мощную армию, обзавестись самым современным на то время оружием. Только через 20 лет после создания нацистского движения эта человеконенавистническая идеология воочию показала всему миру, на какие преступления она способна.
А вот идеология у нацистов и террористов действительно одинаковая. Это ненависть к любому инакомыслию, это разделение людей на "высших" (по нации или по религии) и "низших", это, наконец, "право высших" навязывать свои взгляды и модели поведения любыми средствами. Поэтому одинакова и тактика достижения целей: если другой человек с ними не согласен, они считают себя "вправе" его убить. И убивают при первой же возможности.
Почему так важно понять идейные корни нацизма, терроризма и других разновидностей экстремизма? Прежде всего потому, что наш долг лечить эту болезнь, пока она не превратилась в пандемию, пока не обрушила на человечество катастрофу, даже большую по масштабам, чем вторая мировая война.
Лечить можно по-разному. Кто-то считает, что достаточно дать таблетку анальгина или аспирина, сбить температуру, купировать приступ боли и все будет в порядке. Но даже наш личный опыт показывает, что в подобных случаях ничего не бывает "в порядке" болезнь развивается и поражает все новые органы. То же самое происходит с органами общества и государства. Хотелось бы напомнить, что в Германии в 1932 году, когда до прихода нацистов к власти оставались считанные месяцы, по опросам, лишь незначительное меньшинство населения разделяло их требования о лишении прав и изгнании "инородцев". Через семь лет после этого вся нация была поставлена под ружье и начала захватывать соседние страны, истреблять целые народы. Вот как быстро может распространяться болезнь экстремизма в обществе.
Для сравнения: по данным опроса, опубликованного в связи с Международным днем мигрантов в декабре 2005 года, у нас в стране националистические взгляды в той или иной степени поддерживает каждый пятый. Так что "аспирин" не поможет: пришло время принимать антибиотики. То есть те лекарства, которые уничтожают болезнетворные микробы. Сегодня мы видим, что не только не учли уроков войны с нацизмом и Холокоста в определенном аспекте ситуация стала даже хуже. В обществе, ориентированном на потребление, распространились модные теории, отрывающие права человека от его обязанностей. Людям внушают, что у них есть право творить все, что они сами считают правильным, не задумываясь об обязанностях перед Создателем и уж тем более не принимая в расчет тот ущерб, который такие действия могут нанести другим.
Конечно, самый лучший вид лечения это профилактика, недопущение того, чтобы человек заразился. Перед духовными лидерами общества, перед его интеллектуальной элитой эта задача стоит особенно остро. Реально задача профилактики экстремизма и задача радикального лечения уже зараженных участков неотделимы одна от другой. Зараза это идеология ненависти. Соответственно, распространение такой идеологии в любых формах должно быть запрещено. Это нельзя рассматривать как нарушение свободы слова или, тем более, свободы политической и общественной деятельности. Закон для тех, кто отравляет души других людей ядом идеологии ненависти, национального или религиозного экстремизма, должен быть таким же, как и для отравителей колодцев или организаторов террористических актов. Полностью поддерживаю высказанную недавно Президентом страны мысль, что проповедники экстремистских взглядов должны быть безжалостно отсечены от политической и общественной жизни.
Те, кто сейчас агитирует за то, чтобы "понять" террористов, чтобы добиваться с ними каких-то "компромиссов", утверждают, что это люди верующие, готовые на все ради своих убеждений. Очень сильно подозреваю, что проповедники такого рода теорий сами крайне далеки от веры в Б-га, потому что они не понимают самых основ любой религии. Для истинно верующего человека не подлежит сомнению та непреложная истина, что Б-г создал всех людей разными. Нет двух абсолютно похожих, тем более нет двух одинаково думающих. И точно так же всякий верующий человек знает, что Б-г все делает с определенной целью. Если он создал людей разными, значит, Он хочет, чтобы люди были разными. Для подлинно верующего человека в этом разнообразии сокрыт великий урок: Б-г велел мне возлюбить ближнего, даже если тот совершенно не похож на меня. И самый минимум, которому обязан следовать любой верующий это толерантность, терпимость к непохожему на него "другому": "Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе".
Это единственный возможный подход для человека, верующего в Б-га. Те, кто выступают с призывами "понять" террористов, кто предлагает разного рода "оправдывающие объяснения" их действиям, не только далеки от веры в Б-га. Они бесконечно далеки также и от того, чтобы понять и усвоить уроки, преподанные человечеству второй мировой войной и Холокостом. Не следует забывать, что Суд народов в Нюрнберге не ограничился тем, что покарал конкретных преступников, главарей нацизма. Он объявил преступлением саму их идеологию и объявил ее вне закона. К сожалению, реки крови были пролиты прежде, чем народы поняли, что за идеи ненависти надо карать не менее сурово, чем за действия, совершенные на основе этих идей. И если сегодня мы не будем бескомпромиссно бороться за законодательный запрет самих идей ультранационализма и религиозного экстремизма, за объявление уголовным преступлением распространения этих идей в любой форме в книгах, газетах, в электронных СМИ и в Интернете, мы не сможем сказать, что выполнили свой долг перед нашими предками, павшими в войне с нацизмом, и перед нашими потомками, которым угрожает кровавая тень терроризма.
Источник: Интерфакс-Религия