Девиз нынешних образовательных чтений "Школа и Церковь – традиции и реформы образования" наводит на размышления. Размышления и радостные, и грустные.
Нельзя не радоваться уже тому, что чтения состоялись, что они уже четырнадцатые, и им примерно столько же лет, сколько постсоветской России. Правда, и в последние перестроечные годы отношение государства – Советского Союза – к религии и церкви было уже иным, не враждебным. Но еще сильно было наследие прежних времен, преобладала атеистическая идеология, невозможно было представить себе, чтобы высшие должностные лица государства открыто поддерживали церковные праздники или тем более публично в них участвовали, исполняя обряды и ритуалы. Для каждого православного человека важно и то, что праздник Рождества Христова теперь – государственный праздник в России. Получив недавно поздравление от Президента страны В.В.Путина, я порадовался не только тому, что это поздравление от высшего должностного лица, к которому я испытываю глубочайшее уважение, но и тому, что это было поздравление с Рождеством. Нельзя не радоваться тому, что все больше восстанавливается и открывается храмов, что все меньше храмов выглядят сейчас как печальные памятники атеистических обычаев, когда не позорно было превращать храм в склад или что-либо подобное.
Вместе с тем не все так радужно. Президент страны не раз говорил о том, какой серьезной проблемой является у нас бедность, о том, что за годы реформ мы потеряли почти половину нашего производственного потенциала. Для нас, собравшихся здесь, конечно, важно то, что в Священном Писании широко понимается как хлеб насущный. Но мы помним и о том, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4,4). Иначе говоря, здесь мы имеем дело с серьезнейшей педагогической и – шире социальной проблемой, проблемой воспитания и социализации.
Проблема эта многогранна. Уже не раз говорилось о том, что видят дети на общедоступных телевизионных каналах, что они слышат по радио. Вспомним некоторые относительно недавние "шедевры" этого творчества. Вот Дед Мороз сбежал из колонии строгого режима. В другом так называемом "рождественском" сюжете Дед Мороз женится на Снегурочке. Естественным последствием этого не естественного брака были роды Снегурочки, показанные с известной долей натуралистичности еще в одном предновогоднем ролике. Родился при этом новый 2006 год. В некоей радиопередаче поется песня "В лесу родилась елочка" в таком варианте, который не только здесь, но и вообще в пристойном обществе нельзя произнести. Многие видели в рекламе толпу беснующихся Дедов Морозов – они в диком восторге от нового телефонного тарифа. Вот передача КВН из предновогоднего времени – группа молодежи представляет пиратов, они обсуждают пытки, которые "прописывает" в качестве рецепта некий врач, ранее дававший клятву Бормана. Надо видеть и слышать, как жизнерадостно аудитория в зале смеется над описаниями этих пыток. В Мариинском театре из балета "Золушка" на замечательную музыку С.С.Прокофьева зритель узнает, что Золушка была из семьи потомственных алкоголиков, а принца пытались увлечь не только девушки, но и юноши.
Я беру только то немногое, что прямо связано с рождественскими или сказочными персонажами и предрождественским репертуаром последних лет. О том, что увидит и услышит, чему научится ребенок и подросток из бесчисленных реалити-шоу, фильмов с насилием и вынесением на публику различных интимных подробностей нашей жизни, я уже не говорю. И каждый из здесь присутствующих может дополнить эти немногие примеры своими собственными наблюдениями.
Разумеется, любой из этих примеров, взятый в отдельности, можно было бы назвать просто мелкой пакостью (это слово я все же позволю себе произнести и в этот день, и с этой высокой трибуны, и в этой аудитории). Но все вместе, бесспорно, они составляют уже некоторую сложившуюся в последние годы систему социализации. И эта система социализации, т.е. воспитание самой жизнью, ее традициями, стилем и ее уроками, к сожалению, не помогает школе, которой и так непросто сейчас сеять разумное, доброе, вечное. Более того, она, эта система социализации с такими мощными инструментами как средства массовой информации, во многом противоположна урокам школы. И я не удивлюсь, если вдруг насмотревшийся таких передач малыш в том нежном возрасте, который даже и в наш так называемый просвещенный век еще может верить в Деда Мороза, на вопрос о том, кто же такой этот Дед Мороз, ответит – да бандит какой-то. Что уж он скажет про Снегурочку, увидев ее в некоторых так называемых предрождественских передачах, предположить не берусь. В данном случае, может быть, ему в какой-то степени поможет лишь незнание некоторых слов.
Будем справедливы. На телеэкранах и по радио, в таких многочисленных теперь журналах и газетах можно увидеть, услышать и прочитать не только это. Можно увидеть рождественскую службу с участием Его Святейшества Патриарха, можно купить в магазине компакт-диски, на которых известные актеры читают русскую классику, можно посмотреть хорошие фильмы и спектакли. Издается и русская, и зарубежная классика, хотя несравненно меньшими тиражами, чем криминально-развлекательное чтиво. В прошлом году издана Библия для малышей (Библия для малышей. Для самых маленьких. – М.: Омега-Пресс, 2005. – 288 с.). Но ведь все это хорошее надо выбирать, выбирать по крупицам и, если хотите, со знанием дела, зная, где что искать. В типичном случае, включив телевизор в любое время и на любом канале, с большой вероятностью мы увидим то, что никому, а уж тем более молодежи и детям, смотреть не полезно. Кроме того, и это, наверное, самое главное, надо иметь желание искать и смотреть образцы высокой культуры, даже просто развлекательные передачи, которые, конечно, тоже нужны людям. А для этого требуется соответствующее воспитание и, самое главное, система социализации, система жизненных ценностей и примеров, которая ориентирует на такой выбор.
Обо всем этом уже немало говорилось. Сдвиги, однако, оставляют желать лучшего. И причины понятны. Наивно было бы ожидать, что какой-то системой логических убеждений мы сможем изменить содержание основного блока передач средств массовой информации. Помните, как когда-то со ссылкой на В.И.Ленина цитировали очень правильное и остроумное высказывание великого математика Гаусса: если бы аксиомы геометрии противоречили интересам людей, они были бы тут же опровергнуты. Так вот убеждать владельцев телеканалов изменить их репертуар в сторону меньшей дозы боевиков, триллеров, насилия, бесконечных реалити-шоу и кое-чего еще похуже, это все равно что пытаться убедить их отказаться от существенной части своей прибыли. Результаты такого убеждения легко предсказуемы. По сути мы имеем дело с проблемой всей страны, проблемой общегосударственной, требующей вмешательства самых высоких уровней власти.
Мы много говорим о свободе, с гордостью вспоминаем, что согласно статье 29 российской Конституции цензура запрещается. Таким образом, желающие бесконтрольно заполнять экраны всяческим непотребством хорошо защищены юридически на самом высоком уровне, ибо Конституция есть высший закон. Но защищены ли так же хорошо дети и молодежь, на которых прежде всего и оказывает свое отнюдь не благое влияние эта информация? Вопрос риторический – конечно, нет. Хотя есть и другая, 55-я, статья, согласно которой "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом ... в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". С тех пор как была принята наша Конституция, и в Европейском Союзе, и в США после террористического акта 11 сентября 2001 года были приняты различные законы и установления, фактически вводящие цензуру даже по мотивам безопасности, т.е. по политическим мотивам. Цензура по мотивам нравственности в Европейском Союзе введена еще раньше. Введены и разного рода ограничения свободы, введены телефоны доверия с призывами доносить о подозреваемых. Так, после террористических атак в Англии в июле 2005 года там можно было увидеть такой лозунг: If you suspect it. report it. т.е. "Если подозреваешь – донеси". В США вообще, а после сентября 2001 в особенности порядок во многом держится на жестком полицейском насилии. Когда оно по каким-то причинам ослабляется, проступает истинная картина. Это хорошо было видно в сентябре 2005 года после урагана "Катрин", который затопил Новый Орлеан. Там было массовое – именно массовое! – мародерство, и полиции был отдан приказ стрелять без предупреждения на поражение (shoot to kill).
Но для нас важна прежде всего безопасность нравственная. Понятно, что изменения Конституции – дело очень ответственное. С другой стороны, мы хорошо знаем и то, что, когда приняты общие политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам. Так, например, было с законодательством о монетизации льгот, об образовании, о некоторых других аспектах нашего права.
Думаю, если речь идет о безопасности, о здоровье, об интересах детей, т.е. о будущем нашего Отечества, мы, участники Рождественских образовательных чтений, могли бы обратиться к самым высоким представителям власти. Мы с вами знаем, что и в Думе, и в Совете Федерации, и в Администрации Президента страны есть наши единомышленники в этом вопросе. Со своей стороны могу заверить, что в Российской академии образования проведены исследования, которые вполне обоснованно, со ссылкой на факты и примеры, показывают серьезность ситуации, и этот материал мы готовы предоставить (Социология образования / Под ред. В.С.Собкина. – Т.9. – Вып.15. – М.: Центр социологии обр-ния РАО, 2004. – 444 с.; Образование и информационная культура: социологические аспекты / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. 462 с. и др.).
Я уверен, что вместе мы в конечном счете добьемся успеха. Уверен также и в том, что быстрого решения например, принятием хорошего закона – здесь нет. Еще раз вспомним, какие серьезные, в том числе финансовые интересы задействованы в противоположном направлении. В российском учебнике по средствам массовой информации проводится мысль, хотя и со ссылкой на зарубежный опыт, что они подчинены двум основным движущим силам – получение прибыли и достижение власти, и что они берут на себя роль производителей общественного мнения (Средства массовой информации постсоветской России: Уч. пособие / Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 303 с.). Потребуется наша общая, кропотливая и, возможно, длительная работа. Работа, в которой должны участвовать и школа, и Церковь, и семья, и, хотелось бы думать, формирующиеся институты гражданского общества, включая Общественную палату.
А Церковь является для нас достойным примером последовательности и настойчивости в отстаивании благих духовно-нравственных целей, например, цели патриотического воспитания народа. Вспомним, как пострадавшая от репрессий и преследований атеистической власти Церковь выступала в поддержку народа, армии и власти в годы Великой Отечественной войны. Высшей патриотической целью была для Церкви – цель защита Отечества, все остальное, кроме, понятно, собственно духовного служения, отходило на второй план. В июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий, будущий Патриарх Алексий I, обратился к верующим с посланием "Церковь зовет к защите Родины". В своем Слове митрополит говорил: "Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы" (Мысли, с.345). А на три столетия раньше Патриарх Гермоген принял мученическую смерть, не пожелав стать предателем интересов Святой Руси в борьбе с захватчиками. Слова его послания к пастве потрясающи по силе убеждения и мужеству: "Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!" (Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М.: Сретенский монастырь, 1999. С.39).
В большинстве школьных учебников истории эти факты не освещаются или лишь бегло упоминаются. А ведь это не только факты истории Русской Православной Церкви, это факты истории нашего народа, которые могут и должны воспитывать молодых в интересах служения Отечеству. Сейчас, мне думается, Министерство образования и науки приняло хорошую практику оценки учебников, которые должны входить в федеральный комплект. Содержательную оценку учебников дает Российская академия наук, их педагогическую сторону оценивает Российская академия образования. И только положительно оцениваемые учебники должны допускаться в школу, т.е. быть реальной основой воспитания всего подрастающего поколения. Конечно, можно сказать, что это есть некоторое ограничение свободы. Полагаю, ограничение позволительное. Оно не даст под предлогом свободы, толерантности, плюрализма и так далее попасть в школу материалам, в которых, например, забыта воспитательно-патриотическая составляющая.
Мы в Российской академии образования стараемся принимать и другие меры по укреплению патриотической составляющей образования. Только что одним из наших институтов в содружестве с Волгоградским университетом подготовлена книга "Патриотически-ориентированное образование" (М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторское перо, 2005. – 400 с.). Здесь уже во Введении говорится о роли и традициях Русской православной церкви в патриотическом воспитании народа, в собирании русских земель, в защите Отечества. И даже беглый взгляд на обложку книги, где изображены памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и храм Василия Блаженного, показывает реальную воспитательную направленность издания, понимание авторами важности сотрудничества светской власти и Церкви в вопросах воспитания.
Есть, к сожалению, примеры последнего времени, которые ориентируют молодежь на совсем другие идеи: на безответственность перед страной, на то, что никаких своих разумных традиций у России нет, что нужно вечно ходить в подмастерьях у других народов и стран. Так, незадолго до Нового года в телепередаче "К барьеру!" одна околополитическая дама (В.И.Новодворская) говорила буквально следующее: "Мы пойдем через Литву, Латвию, Эстонию, Польшу и дальше на Запад... А Америка скоро будет здесь!". Надо, конечно, уважать путь других народов, надо и учиться у них всему разумному, но общий смысл приведенных высказываний совершенно разрушительный. Вспоминаются слова Иисуса, которые он произнес о тех, кто забывает о хорошем в своей стране: "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф.13, 57).
Если взять времена более близкие к нам, хочу напомнить, как определенно высказались в канун тысячелетия христианства православные патриархи в Вифлееме. В документе, под которым стоит подпись и его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, после очень важных слов о диалоге культур, о сотрудничестве церквей и стран, по этому поводу сказано: этот диалог не предполагает "поглощения специфических особенностей культур в котле уравнительной и монополистической глобализации" (Православный церковный календарь – 2001. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. – С.5). А о высказываниях околополитической дамы можно было бы и вообще не говорить. Но ведь это звучит с телевизионного экрана и к тому же отражает понимание некоторых достаточно влиятельных и богатых людей. Проводимые сейчас опросы общественного мнения показывают, что постепенно уменьшается процент школьников, которые хотели бы уехать на Запад или вообще не родиться в России. Хорошо и то, что принятые сейчас на ведомственном и на общегосударственном уровне документы, в том числе Концепция молодежной политики и Государственная программа патриотического воспитания граждан России имеют иную направленность. Но многое в воспитании молодежи мы уже потеряли в 90-х годах, хотелось бы думать, не безвозвратно. И еще раз обращаясь к разрушительным идеям о том, что "Америка скоро будет здесь", стоит вспомнить, что опасность эту хорошо более полустолетия назад чувствовал наш православный философ И.А.Ильин. Я цитирую: "...расчленители России попытаются провести свой враждебный и нелепый опыт даже в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество "свободы", "демократии" и "федерализма": российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на "процветание", врагам России на торжество" (Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – Т.2. М., 1992. – С.334). А еще раньше, в годы первой мировой войны министр просвещения граф П.Н.Игнатьев на заседании Государственной Думы говорил, что такое положение вещей (он имел в виду, в частности, наши поражения тогда на фронтах – Н.Н.) проистекает из "того отрицательного отношения ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения... Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебежительное отношение к русскому языку, русской природе, русской культуре... и недостаточно развитом чувстве патриотизма" (Цит. по: Образование: идеалы и ценности. М., 1995, с.174).
Еще раз порадуемся тому, что сейчас патриотическому воспитанию народа уделяется внимание, что программа патриотического воспитания – уже вторая, а принятие первой стало возможным после избрания президентом страны В.В.Путина. Но успокаиваться на этом нельзя. Уж если учиться у Запада, то вспомним, что после теракта 11 сентября 2001 года американские законодатели, обычно работающие очень медленно, поразительно быстро приняли Закон, который получил краткое название "Патриот США". Да и до этого Закона в США невозможна была ситуация, когда в разных учебниках истории события, чувствительные для гражданского общества в стране (например, история рабства, война за независимость, роль США во второй мировой войне) получали бы существенно разную, в том числе непатриотическую интерпретацию, как это случается в наших учебниках.
Если же брать собственно духовно-нравственную сферу, то здесь уроки Запада нам вряд ли помогут. Церкви там практически пусты. И, как недавно напомнил в своем поздравлении читателям "Известий" Святейший Патриарх, праздник Рождества Христова превратился на Западе "в выгодное коммерческое предприятие, да и само его название вытесняется из обихода" (Известия. – 30.12.2005). Небезуспешные попытки коммерциализировать великий праздник Рождества делаются, к сожалению, и у нас, но все же ситуация в России в этом смысле лучше. В частности, по опросам общественного мнения Церковь пользуется у нас значительно большим доверием, чем многие другие общественные институты. Так что не будем спешить на Запад за уроками духовности. Может быть, стоит обратить внимание на некоторые складывающиеся у нас традиции и порадоваться им.
Так, десять лет назад на курской земле, пожалуй, впервые в России стал складываться курс основ православной культуры. Потом с многими трудностями, о которых приходилось говорить и здесь, в этом зале, движение за преподавание Основ православной культуры стало распространяться по всей России. И вот совсем недавно, 22 декабря прошлого (2005) года Курская областная Дума утвердила Программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы. Мне представляется это знаковым событием. Законодательной орган светской власти принял воспитательную программу, существенной частью которой являются идеи христианского православного учения. Уверен, законодатели размышляли о том, как могут отнестись к этой программе представители других конфессий и исторических религий. И они приняли, на мой взгляд, правильное и вместе с тем смелое решение. По своим нравственным посылам, как было уже не раз показано, традиционные религии близки. Показано было также, что в условиях добровольности и за пределами обязательной школьной программы здесь нет речи о нарушении светскости государства и образования. А смелое это решение все же потому, что совершенно не исключено – найдутся желающие, как это было в случае курса Основ православной культуры, использовать все средства, чтобы помешать реализации Программы. Мы же, участники Рождественских чтений, по моему, не можем не радоваться благому делу, которое в канун Нового года и Рождества совершено на курской земле.
Еще раз вернемся к девизу наших чтений. Речь идет о традициях и реформах образования. Соотношение традиций и инноваций – всегда непростая проблема. Еще историк В.О.Ключевский говорил, как важно для реформатора уважение к традициям. Вместе с тем мы должны понимать, что изменения в образовании необходимы. Можно сколько угодно раз повторять, что в Советском Союзе было высококачественное образование, но это было образование для совсем другой страны, и по разным причинам часть этого качества мы утратили. Вместе с тем, соглашаясь с необходимостью изменений, можно и нужно в духе сотрудничества обсуждать реальное содержание и темпы реформ, и современная православная Церковь, а также само христианское учение – активные и заинтересованные соработники в этом диалоге. Учитывать традиции наших реформ – я не оговорился: именно традиции реформ, а не только наши традиции вообще – тем более важно, что реформ образования у нас было много. Были они и планировались накануне революций 1917 года, и в книге, опубликованной в последнем предреволюционном (1916) году, профессор Московского университета А.П.Павлов писад: "Да, терпелив русский народ. Претерпел он реформу 1871 года, претерпит еще и другие "опыты", которые таятся в том ящике Пандоры, каким являются наши бесконечные школьные реформы" (Павлов А.П. Мысли, чаяния и опасения по поводу предстоящей реформы средняго образования в России. М., 1916. С.26). Напомню, что в греческой мифологии Пандора открыла ящичек, в котором были заперты все человеческие беды и неприятности, выпустив их наружу на горе людям. Уже никто, кроме специалистов, не помнит, что же это были за реформы 1871 года, которые были еще свежи для профессора Павлова. Но уроки неосторожных реформ надо помнить.
Что же нам непременно нужно помнить?
Так, например, русские дореволюционные и тем более советские традиции должны бы нас предостеречь от такого быстрого, как сейчас, расширения платного сектора высшего образования, более того, образования вообще. То, что сейчас студентов в России больше, чем когда-то во всем Советском Союзе, конечно, хорошо, и это – достижение России. Но вместе с тем быстрые темпы роста платного образования могут привести к потере важной его задачи – задачи социального лифта, уменьшению социального расслоения. Ведь то, что такое расслоение есть и оно усиливается, говорилось не раз. Но чаще всего не говорится, что это расслоение – не естественный процесс, как влияние воды и ветра на рельеф в природе, он создан людьми, и при желании и политической воле в какой-то мере регулируем. Не обсуждая обширную социально-политическую проблематику, отмечу лишь, что при беспредельном расширении платного сектора высшего, а тем более школьного образования мы движемся в сторону, противоположную развитию не только нашего образования в последние многие десятилетия, но и образования в развитых странах Европы. Напомню, высшие руководители Русской православной церкви не раз выражали беспокойство по поводу социального расслоения, а не просто спокойно констатировали этот факт.
Прислушаемся к ним! И, самое главное, призовем к ним прислушаться богатых и влиятельных людей в России. Ведь современная Церковь не выступает против богатства как такового, но призывает богатых помнить и о тех кому трудно, кто живет бедно, о традициях русского благотворения, о благотворителях. Ведь в России 88 тысяч долларовых миллионеров, мы по этому показателю уже вышли на восьмое место в мире. Но вот посмотрим на своего рода учебник о том, как стать богатым и как богатым жить (А.Г.Свияш. Хочешь быть богатым? Будь им! – М.: Центрполиграф, 2003. – 282 с.). Автор "разбивает" (как ему кажется) все мысли, которые приходят в голову человеку, еще не совсем принявшему его идеологию (например, такие мысли как "деньги в жизни не главное", "я бедный, но гордый", "я получаю только "чистые" деньги" и т.д.). Соответственно, вторая глава так и названа – "Меняем свое мировоззрение" (с.93). Сочувственно цитируются слова М.Амстердама "Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию". Дается четкий ответ о том, надо ли думать о других (это – прежде всего к вопросу о благотворительности, но не только о ней; я бы сказал, к вопросу об уровне человечности). Цитирую: "Ответ на этот вопрос очень прост: не тревожьтесь обо всех, подумайте о себе. Если благ на всех действительно не хватит, пусть хватит хотя бы вам" (с.6). Дается такой, например, практический совет: "Каждое утро начинай с чтения списка самых богатых людей. Если тебя там нет, берись за работу" (с.13). Автор также согласен с тем, что "Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, это кошелек" (с.29). Подход автора к благотворительности хорошо виден из названий некоторых параграфов: "Поменьше идеалов!" (с.181) и "Где взять денег "святым" (с.268). (Слово "святым" при этом поставлено в кавычки). Чтобы еще больше полюбить деньги, дается также практический совет писать оды в честь денег, даются и невероятные по своей не только идейной, но и поэтической примитивности примеры таких од.
"Ах, вы деньги, деньги, баксы, рублики,
Слаще меда вы, вкусней, чем бублики,
Всегда вас жду, желаю и хочу,
Как пожелаю, непременно получу.
Когда вы есть, спокойней и теплей,
И чем вас больше, тем на душе светлей.
Подумать даже страшно, что будет, если все возьмут себе
за образец нравственности и поведения эти, с позволения сказать, ценные советы? Будет та самая война всех против всех (Bellum omnium contra omnes), о которой предупреждал английский философ ХVII века Т.Гоббс. Только он имел в виду первобытное человечество до образования общества и государства, а книги, подобные только что цитированной, призывают нас вернуться в дикость.
Мир непрост, во многом жесток. В одном из последних номеров "Учительской газеты" (от 10 января 2006 года) об этой жесткости и жестокости мира к детям хорошо сказано под соответствующей фотографией "Волчьи законы улицы". Но ведь понятно, что не сама улица виновата как часть городского пейзажа. Свои требования к людям, их нравственному облику предъявляют всеобщая конкуренция и глобализация. Уже не раз приходилось говорить о том, что христианская нравственность помогает смягчить эти суровые законы, созданные человеком. Вспомним эпизод новозаветной истории, который кратко называют "изгнание торгующих из храма". Может быть, сегодня его стоит расширительно, а, по сути, правильно понимать как призыв к тому, чтобы рыночная экономика не превращалась во всеобщую и единственную рыночную идеологию, определяющую все стороны нашей жизни? И здесь еще одно поле для сотрудничества школы и церкви.
Только все вместе мы сможем победить и экстремизм, который, увы, является сейчас частью нашей жизни. Речь идет, как мы помним по недавним примерам, и об экстремизме по национальному и религиозному признаку. Здесь сотрудничество светской власти, школы и Церкви является обязательным условием. Основы для этого есть. Так, в Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" отмечается "особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", но одновременно подчеркивается уважение к христианству вообще, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Но много, много раньше апостол Павел в Послании к Колоссянам говорил о воспитании нового человека, в котором нет ни эллина, ни иудея, но все и во всем Христос. Он призывал к взаимной любви и терпимости. Программы толерантности у нас есть, терпимости же, уважения и любви между людьми не хватает. И начало всему должно быть положено в семье и школе при поддерживающей роли государства и облагораживающем влиянии Церкви. Такое влияние тем более возможно. – да оно и чувствуется! что по опросам общественного мнения от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75% православные, 16% мусульмане, 4% протестанты, 2% буддисты, 1% иудаисты, 1% язычники, нетрадиционные религии все вместе – менее 1 %, католики – менее 1% (Галицкая И. А, Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001. – С.10). Что касается религиозного экстремизма, то его недавние проявления у нас недвусмысленно осудили представители всех традиционных религий нашей страны.
А те, кто разными способами работает совсем в другом, противоположном, развращающем молодежь направлении... Что же, ими в какой-то мере занимаются правоохранительные органы, это – одна из их важных задач, хотя наше законодательство в этой части имеет немало прорех, и это затрудняет практическую работу милиции. Мы же в рамках этого обсуждения давайте вспомним слова Иисуса Христа: "... кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской" (Мф. 18, 6). Конечно, будем понимать это в духовном смысле как осуждение тех вольных и невольных, особенно, конечно же, вольных, сознательных, примеров разработки и пропаганды развращающей молодежь информации, которых, увы, немало.
И речь не идет о том, чтобы вообще отказываться от мирских благ, зажиточной жизни, развлечений и прочего. Такой отказ – удел немногих избранных. Но все мы вместе, я уверен, сможем способствовать уверенному, пусть не такому быстрому, как бы хотелось, движению в сторону более высокой нравственности, мира и любви между людьми. Иисус Христос сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Нас здесь больше, нас много собралось в этом зале, и даже малую часть наших единомышленников этот большой зал не вместил бы. Это вселяет надежды на успех, которого хотелось бы мне пожелать всем присутствующим, успех в великом деле духовного возрождения нашего Отечества.
По материалам источников: Prokimen.ru