ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Le Figaro": Мир с исламистами невозможен

Тьерри Вольтон :: 01 февраля 2006

Победа "Хамаса" на палестинских выборов "гальванизировала" исламистов во всем мире, и это сделало еще более бессмысленными предложения Усамы бен Ладена о перемирии, если к ним вообще можно было относиться всерьез.

В самом деле, представим себе, что американцы уходят из Афганистана, Ирака и Саудовской Аравии, допустим даже, что появляется суверенное палестинское государство, как того требуют исламисты. Удовлетворит ли их это настолько, что война с ними закончится? Конечно, нет.

Айман аз-Завахири, человек номер два в "Аль-Каиде", сказал, что земли ислама должны простираться от Восточного Туркестана до Андалусии. В представлении этого идеолога, возрождение уммы – сообщества мусульман – состоится на развалинах сорока ныне существующих государств, в том числе Израиля, ликвидации которого открыто требует "Хамас". Однако эти требования не могут быть предметом переговоров. Поскольку компромисс невозможен, западному миру придется и дальше жить в состоянии практически перманентной войны с не вполне понятным, постоянно меняющимся и агрессивным противником.

Тем не менее, удары, нанесенные террористам после 11 сентября, показали их уязвимость. Хотя трудно надеяться на то, что угрозу с их стороны удастся устранить окончательно, ее можно как минимум серьезно уменьшить. Чтобы достичь этой цели, упор следует сделать не только на военную победу, но и на изменение тех условий, которые сделали возможным расцвет исламизма. Иначе говоря, модернизация мусульманских стран, проведенная под влиянием западной глобализации, позволила бы преградить дорогу террористам. Но только возможно ли это?

Современность всегда является синонимом норм, ценностей и образа жизни, навязываемых господствующей цивилизацией другим цивилизациям. В свое время именно это делали Греция, Рим, ислам, а в другой части мира – Индия и Китай.

В наши дни современная западная цивилизация охватывает всю планету благодаря существующим средствам коммуникации. Исламисты сражаются против этой глобализации из-за неприятия двух ценностей западного наследия, несовместимых с их верой – представления о роли религии в обществе и уважения прав человека. В отношении этих двух этических вопросов исламисты, как и представители классического, неполитизированного ислама, едва ли могут пойти на уступки. Такие уступки поставили бы под вопрос основы их веры и вытекающий из них образ жизни – в мусульманском мире эти два начала находятся в неразрывной связи. Отсюда и накал конфликта.

Христианство и ислам имеют разные представления о роли религии, о ее месте в обществе, о ее статусе по отношению к государству. Христианство распространялось как вера гонимых людей до того момента, когда римский император Константин, будучи кесарем, принял в 313 году христианство, начав процесс, который впоследствии охватил его империю. Мухаммед, основатель ислама, был "сам себе" Константином, поскольку создал государство и империю еще при жизни. Если христианам долго приходилось делать выбор между Богом и кесарем, эта дилемма никогда не занимала ислам, поскольку в едином исламском государстве нет кесаря – есть один только Бог. Отсюда проистекает и иное отношение к религии.

И все же лишь после Французской революции в христианских странах произошло реальное разделение Церкви и государства, что сделало возможным общество, в котором каждый человек вправе свободно жить согласно своей собственной религиозной и духовной доктрине. Такая перспектива невыносима для поборников исламизма, цепляющихся за священные тексты. Эти ценности, принесенные западной глобализацией, грозят уничтожить этот религиозный тоталитаризм, а вместе с ним и авторитет его доктринеров. Поэтому исламисты боятся.

Но существует нечто, еще более важное для них. В соответствии с шариатом и традицией, существуют три категории лиц, не пользующихся равными юридическими и религиозными правами с мусульманами: это неверующие, рабы и женщины. Последние всегда оставались самыми обделенными. Раб мог стать свободным, неверующий – принять веру, но женщина не могла и не может до сих пор изменить свой статус. Она обречена оставаться тем, кем она есть, как гласит слово Божье в Коране.

Даже в тех мусульманских странах, где шариат не является источником законодательства, женщины остаются в приниженном положении по причине полигамии и репудиации (развода по воле и в интересах одной стороны. – Прим. ред.), которая бьет по тем из них, кто не соответствует требованиям супруга. В глазах исламистов эмансипация женщин – это поощрение аморальности, разврата. Она воспринимается как смертельный удар по семье, этому фундаменту исламского общества. Возможно, эта главная причина той ярости, с какой исламисты борются против Запада и его ценностей.

Сохранение патриархата лежит в основе кризиса ислама, и исламисты используют этот кризис в своих интересах. Между патриархатом и современным государством существует антиномия. Патриархат соединяет естественный (семейный) порядок с порядком политическим (племенным), увековечивая в обоих приоритет власти мужчин.

Современное государство разделяет эти два порядка. Более того, оно отменяет их, разграничивая общественную сферу, зарезервированную за государством, и сферу частную, семейную – так же, как в случае с отделением Церкви. Это целостность мусульманского мира, в котором общественная, частная и семейная сферы должны быть поставлены под единый и единственный закон Бога. Поэтому исламисты так настойчиво пытаются восстановить семейный и социальный порядок в отношениях между мужчинами и женщинами. Битва за ношение хиджаба иммигрантками – ярчайшее тому свидетельство. Предлагая иную роль женщины, нарушая равновесие между полами, современность ставит эту мужскую власть под удар. Для исламизма вопросы о мужчине, о его статусе, о его власти – это вопросы центральные. В этом свете нетрудно объяснить использование ими террористических методов. Мученичество исламистов навечно возвышает их в глазах "их" женщин – матерей, сестер, жен. Их самопожертвование укрепляет власть мужчин – пусть даже посмертно. Их ярость соразмерна страху, который они испытывают, сознавая, что они жертвуют всем ради мира, который уже исчезает. Это отчаяние толкает исламистов на нигилистические террористические акты, единственный смысл которых – в удовлетворении ненависти к вынесшей им приговор современности. Это смертельная борьба, в которой нет места миру.

Источник: InoPressa.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама