Владелец газеты "Франс-суар" Рамон Лаках уволил президента и главного редактора издания Жака Лефрана.
Он поплатился за перепечатку в "Франс-суар" карикатур на пророка Мухаммеда из датской газеты "Юлландс постен". Публикация скандальных рисунков спровоцировала бурю негодования в исламском мире.
Патрона "Франс-суар" можно понять. Мусульманская община во Франции одна из крупнейших в Европе. В стране с невероятным трудом удалось остановить погромы, сотрясавшие крупнейшие города Франции в конце прошлого года. Публикация карикатур, может стать "спичкой, поднесенной к пороховой бочке".
Показательно, что едва "Франс-суар" вышла в свет, на публикацию незамедлительно ответил глава Совета французских мусульман Далил Бубакер. Он назвал ее "провокацией, направленной против миллионов мусульман, живущих во Франции".
По сути Жак Лефран сам себе подписал "увольнительный приговор". Хотя в свое оправдание теперь уже бывший главный редактор заявил о том, что публикацией рисунков хотел показать: в светском демократическом обществе нет места религиозным догмам. Кстати, "Франс-суар" не просто подала перепечатку снимков как центральный материал номера, но и дополнила ее новой карикатурой, изобразив Будду, Иисуса, Бога Отца, пророка Мухаммеда сидящими вместе на облаке. При этом Иисус Христос говорит, обращаясь к пророку: "Не жалуйся, Мухаммед, нас всех здесь изобразили в смешном виде".
Но с увольнением редактора проблемы "Франс-суар" не закончились. Как и большинство ведущих французских газет, ее продают в ряде стран Северной Африки. В Тунисе министр внутренних дел и местного развития на основании положений кодекса прессы принял решение изъять тунисский тираж издания с карикатурами.
В заявлении министерства говорится, что содержание номера "обижает мусульман и оскорбляет величественную личность пророка".
Напомним, что в знак солидарности с датскими коллегами карикатуры перепечатали не "самые последние" европейские газеты: немецкая "Вельт", итальянская "Ла Стампа" и испанская "Периодико". Причем наиболее серьезные последствия может иметь размещение карикатур в немецкой "Вельт". Во-первых, потому что это самое влиятельное издание Германии. Во-вторых, журналисты газеты весьма резко отреагировали на то, как восприняли публикацию карикатур в арабском мире, изобразив пророка Мухаммеда с головным убором в форме бомбы. В редакционном обращении говорилось о том, что журналисты всегда имели право богохульствовать. "Протесты мусульман воспринимали бы серьезнее, если бы они выглядели менее ханжескими", написала "Вельт". Карикатурный скандал далек от своего завершения. Но он уже показал главное. То, насколько оказались "далеки друг от друга" светское демократическое общество и мир, живущий по законам религиозных догм.
Комментарии
Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике:
Скандал вокруг публикации карикатуры Мухаммеда показал четкое столкновение исламской и западной цивилизаций. Это не буря в стакане воды. Этот скандал стал реальным подтверждением борьбы двух миров, двух культур. Публикация карикатур вызвала в Европе оживленную дискуссию: можно ли изображать божество и религиозные символы в таком насмешливом и провокационном виде? В этом вопросе на Западе точки зрения заметно расходятся.
Но главное все же не этом. На фоне скандала сразу же бросилась в глаза мощь исламского мира, который смог организовать такой глобальный протест и вызвал такой ажиотаж во всех редакциях западных газет.
В эпоху глобализации исламский мир чувствует, что мировая цивилизация строится без них. В ответ на это в азиатских странах растет религиозный фундаментализм, идет возврат к средневековому мышлению. При этом религиозное возрождение идет в самой фундаментальной и даже радикальной форме как защита от нажима со стороны западной цивилизации и глобализации.
Я считаю, нельзя оскорблять религиозные чувства таким образом, как это сделал ряд европейских газет. Это издевательство над исламом может привести к непоправимым последствиям. Публикация таких карикатур типична для Запада, но она несправедлива с точки зрения уважения религиозных чувств других людей. Свобода слова должна, с моей точки зрения, иметь ограничения.
Во многих центральных европейских газетах во время Пасхи или Рождества можно найти антирелигиозные статьи с карикатурами на католических святых и священнослужителей. Это никого не удивляет. Западная цивилизация все больше превращает религиозные ценности и уважение к вере в элементы фольклора.
А в исламском мире все идет как раз наоборот. Там религиозные ценности помогают людям поднимать и выстраивать собственную цивилизацию в противовес западной глобализации.
Я думаю, что уже поздно искать выход из этого спора. Карикатуры на Мухаммеда появились во многих европейских странах.
Это будет еще больше подогревать конфликт, который может привести к таким же событиям, которые происходили в конце прошлого года в Париже и других европейских столицах. Тогда молодые мусульмане сожгли тысячи машин, устраивали погромы на улицах и в магазинах.
Однако обобщать причины данного скандала неправильно. На Западе также есть высокообразованные, культурные и чуткие к пониманию другой религии интеллектуалы. Они осудили действия датских журналистов.
В то же самое время Запад живет в эйфории от победы своих ценностей во всем мире. Даже Фукуяма в свое время написал, что идеи либерализма и демократии победили и можно объявить о конце истории. Европейцы слепо верят в дальнейшее продвижение своих ценностей. Американцы верят, что они могут демократизировать Ирак и Иран, европейские структуры добиваются воцарения своих идеалов на Балканах и Афганистане.
Таким образом, столкновение цивилизаций уже происходит. И только будущее покажет, к чему оно приведет.
Подготовила Надежда Сорокина
Между тем
Дамаск отозвал из Дании для консультаций своего посла в этой стране. Таким образом, Сирия стала уже третьей страной после Саудовской Аравии и Ливии, которая отозвала из Дании своего дипломатического представителя.
03.02.2006
Источник: Российская газета