ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свистунов на мороз

Министр образования Фурсенко был освистан на Рождественских чтениях

Александр Архангельский :: 06 февраля 2006

Министр образования Фурсенко был освистан на Рождественских чтениях, организованных Московской патриархией: он в очередной раз предложил ввести школьный курс истории мировых религий вместо "Основ православной культуры", на чем настаивает православная иерархия.

Будем говорить открыто. Вопрос о введении в российской школе предмета "История мировых религий"-бюрократическое лукавство. Не желая внедрять в основную программу "Основы православной культуры" и боясь при этом окончательно поссориться с церковью, министерство пускает оппонентов по ложному следу. Какими именно предметами мы готовы пожертвовать ради изучения мировых религий? Кто будет преподавать этот курс? Зачем вообще вычленять из общей истории "священный" пласт? Как избежать при этом соблазна научно-атеистической пропаганды, которая после 80 лет людоедского атеизма еще более недопустима, чем религиозная проповедь в светской школе? Ответов нет, да они и не предполагаются; дымовая завеса запускается, чтобы скрыть отсутствие реального движения.

Но ведь и "Основы православной культуры" с этой точки зрения ничем не лучше. С какой стати и каким образом вы будете вычленять "православную культуру" из русской литературы, из мировой художественной культуры, из той же истории? Кого будете поджимать? Ведь количество часов невозможно наращивать до бесконечности. Что будете делать с российской мусульманской культурой? С еврейской? С буддийской? По каким учебникам будете преподавать? По г-же Бородиной, автору нынешнего учебника, где разжиженное богословие смешано с полунационализмом? Увольте. Я лично своих детей в руки такого рода просветителей не отдам.

И самое главное. Еще можно стерпеть чиновное лукавство внецерковного разлива, но мыслимо ли принять двойную игру со стороны людей верующих? Требование "основ"-это точно такая же обманка, боковой ход, прикрытие истинной задачи. Задача же в том, чтобы обойти конституционный запрет на преподавание религиозных учений в общеобразовательной школе.

Но с какой стати нам рядить "Закон Божий" в маскхалат "Основ православной культуры"? Давайте назовем вещи своими именами: если что имеет смысл обсуждать, то это вопрос о вероучительных дисциплинах в светских заведениях, о возможности их внедрения, о неизбежных конфликтах и способах их преодоления. Так вот. Есть только два способа решить эту проблему, не меняя Конституцию.

Первый: наряду с никакомыслящей общей государственной школой развивать сети частных школ с религиозным уклоном. Православных. Мусульманских. Лютеранских. Еврейских. Буддийских. Это и происходит сейчас по факту, причем повсеместно. Опасность тут заключена в расползании следующего поколения по национально-религиозным "квартирам" и в обособлении верующих и неверующих учеников. А значит, в еще большем расслоении российского общества.

Второй путь: после завершения уроков проводить в государственных школах факультативные занятия по заявкам родителей: Закон Божий, кораническое учение, Тора... Дети, которые будут врастать в разные конфессии – или не будут врастать ни в какие, останутся в едином школьном пространстве, не поделенном на конфессиональные перегородки. Общество будет едино в разнообразии. А церковь войдет в школьные врата, не нарушая закона.

Что же до отделения церкви от государства и школы, то нигде не сказано, что церковь должна быть отделена от общества. Более того, лучше бы иерархи держались подальше от равнодушного регулярного государства, а батюшки имели желание и возможность быть поближе к неправильному, путаному, но живому обществу. Тогда не пришлось бы освистывать Фурсенко и аплодировать при этом христианнейшему генеральному прокурору Устинову. Только на том основании, что один возражал аудитории, а другой говорил ей приятные, но не касающиеся государственного чиновника вещи. Не пришлось бы, потому что главным собеседником владык стал бы не министр или прокурор, а Вася Иванов из пятого "Б", у которого папа потерял работу, а мама с горя запила. Или Петя Сидоров, у которого папа продал банк, а мама уехала с любовником на Катары. Или, страшно сказать, Абрам Петров, у которого мама хочет в Израиль, а папу тянет в деревню Ивантеевка, к бабушке. Ведь ради Васи, Пети и Абрама все это затевается, а не ради Фурсенко или Устинова. Или я ошибаюсь?

06.02.2006

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама