ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Войны за веру в эпоху неверия

Навязанная религиозность ведет к богоборчеству

Иннокентий Максимов :: 06 февраля 2006

Порой ловишь себя на мысли о том, что не можешь представить себе облик пророка Мухаммеда. Образ Христа понятен и даже стандартен – серьезный и возвышенный лик, длинные волосы и борода, в глазах величественная печаль – предчувствие крестного пути. Такой Христос взирает на нас с икон и картин художников – от Рублева и Джотто до Иванова и прерафаэлитов. Нет проблем и с обликом Будды, сидящего в позе лотоса, с созерцающим и немигающим взглядом каменной статуи, погружающимся в нирвану.

Но каким же был великий пророк, о котором сохранилось бесчисленное количество исторических свидетельств и который жил значительно позже Иисуса Христа и Будды? Среди нас живут тысячи его потомков – есть ли в них хоть частица схожести со своим знаменитым аравийским предком, чьим заветам следуют сотни миллионов?

В этой загадке относительно внешнего вида Мухаммеда заключается великая и невыразимая тайна ислама – религии, запрещающей изображение людей, дабы избегнуть идолопоклонничества. В мусульманстве всегда было и есть нечто таинственное, что одних привлекает, а других – отпугивает. Эта тайна подобна тому, как мусульманские женщины скрывают свою красоту за хиджабами и паранджами, а арабская вязь надписей скрывает от европейцев сакральную мудрость Востока.

Датская газета Jyllands-Posten вряд ли преследовала своей целью постижение тайн мира ислама. На проблемы датского писателя Каре Блюйтгена, который никак не мог найти художника для своей детской книжки о Мухаммеде и его религии, она откликнулась целой серией карикатур, дважды совершив святотатство. В первый раз, когда вообще посмела явить миру лик пророка, во второй раз, когда изобразила его в шаржированном виде. В начале января этого года карикатуры перепечатала норвежская Magazinet, только возбудив страсти, уже бушевавшие в исламском мире.

Со времен фетвы в отношении британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди, которого аятолла Хомейни приговорил к смерти, мир не знал такого всплеска страстей на религиозной почве, к тому же перемешавшихся с полемикой вокруг свободы слова и самовыражения в современном обществе.

Писатель Блюйтген из благополучной Дании, получивший отказ от трех художников подряд, хорошо помнивших об убийстве голландского режиссера Тео ван Гога мусульманином-экстремистом, вряд ли рассчитывал, что своим обращением в газету он вызовет такой шквал эмоций. Сработал закон непреднамеренных следствий, который затронул всех. Датские газетчики вместо того, чтоб помочь писателю, спровоцировали массовый бойкот датских товаров в мусульманском мире. Мусульманские экстремисты, забившие в колокол, только усилили тревоги мирового сообщества относительно скрытой опасности ислама.

Датское правительство оказалось в тяжелой ситуации – экономика страны несет ощутимые потери, велики и политические издержки. Но, надо отдать ему должное, оно не дрогнуло перед шантажом. Моральную поддержку датским коллегам оказали журналисты французской газеты "Франс-Суар", немецкой "Ди Вельт" и итальянской "Ла Стампа", перепечатавшие карикатуры только с той целью, дабы доказать, что "в светском демократическом обществе нет места религиозным догмам". Их примеру последовали десятки других изданий. Поступок тем более мужественный, что главного редактора "Франс-Суар" немедленно уволил владелец-египтянин.

Запад вообще оказался в сложном положении. Политическая корректность – его нынешняя религия, показала всю свою противоречивость. С одной стороны, критиковать ислам, как и любую другую религию, вроде бы можно, с другой – обвинения в расизме и пренебрежительном отношении к неевропейской культуре. "Пост-историческая" цивилизация уже не способна на решительные шаги. Пять лет назад, когда исламские фанатики-талибы взорвали в Афганистане гигантские каменные изваяния Будды в Бамиане, простоявшие две тысячи лет, европейцы лишь бессильно развели руками перед лицом такого средневекового варварства. Интересно, что сделают они, когда "Братья-мусульмане" взорвут египетские пирамиды и Сфинкса?

С другой стороны, нагнетание страстей весьма выгодно правящим элитам мусульманского мира – покуда ярость масс обращена против датской газеты, они могут спать спокойно. Вопросы коррупции, вопиющей отсталости, социального неравенства подниматься не будут. Им выгодно, когда палестинцы захватывают офис Евросоюза, на деньги которого они существуют, а не пытаются навести порядок в собственной администрации, которой Всемирный банк отказал в финансах ввиду сумасшедшего разворовывания средств.

Впрочем, все это далеко от нас, а в России своих религиозных проблем, замешанных на политике, также хватает. Как во всяком переходном обществе, в ней еще не сформировались устойчивые рамки допустимого в этой деликатной сфере. Буквально на днях на Рождественских образовательных чтениях был освистан министр Фурсенко за то, что сказал, что в школе будет введен курс истории мировых религий. "Россия – православная страна!" – кричали ему из зала. Упорное желание начать в государственных школах преподавание основ православия идет в разрез со светским характером государства. Но идея пользуется весьма широкой поддержкой. Церковь же вместо того, чтобы угомонить своих не в меру ретивых сторонников, выражает недоумение – почему это государство противится?

Вспомним Тома Сойера – даже в середине XIX века, во времена нового религиозного пробуждения, сорванец ходил постигать основы библейской мудрости в воскресную школу, а никак не в обычную. Объявленное в конституции отделение церкви от государства соблюдалось очень строго. И в этом залог стабильности американского общества. Российский же современник Тома Сойера получал уроки Закона Божьего в гимназии или церковно-приходской школе наряду с другими предметами, заряжаясь неверием и богоборчеством. Ленин, Сталин и прочие революционеры выросли именно на "целовании поповских рук", говоря словами Чехова.

Попытки насаждать религию как картошку руками государства (а школы находятся именно в его ведении) обречены на провал. Ни к чему хорошему, кроме роста ханжества и, в конечном итоге, дискредитации самой церкви, они не приведут. Для религиозного воспитания есть негосударственные школы, куда родители вольны отдавать своих чад.

Кроме того, не стоит забывать, что российское общество неоднородно, подавляющея часть жителей живет вне церкви, лишь формально выполняя пару-тройку обрядов типа крещения и обрезания, понимая их вполне язычески. А кроме православных имеются миллионы мусульман, буддисты, иудеи, последователи всевозможных протестантских сект, а в крупных городах даже кришнаиты и прочая экзотика вплоть до сайентологов. Как быть с их детьми?

Но государство стабильно демонстрирует неспособность противостоять давлению религиозных экстремистов. Вспомним историю с получением разрешения фотографироваться в платках на официальных документах, которое выбили мусульманки-активистки из Татарстана. Если во Франции государство твердо провели линию на запрещение появления в официальных учреждениях, в том числе, в школах, с признаками религиозной символики – хиджабами, кипами, крестами, то у нас оно капитулировало перед лицом демагогии. Когда Аушев в Ингушетии несколько лет назад запретил мужчинам работать акушерами и гинекологами и ввел официальное многоженство, то ни прокуратура, ни другой государственный орган не выступили с протестом. И если бы не пришел Путин и не вынудил Аушева уйти в отставку, неизвестно какие бы еще последовали инициативы.

Хотя скандал вокруг выставки "Осторожно, религия!" набил оскомину, нельзя не сказать пары слов о давно не виданном всплеске ханжества и лицемерия, охвативших и работников прокуратуры. То, что в XXI веке государство выступило в роли обвинителя по делу о кощунстве – прецедент весьма прискорбный.

Искусство давно освободилось от религиозной и иной цензуры, и хотя порой впадает в безвкусие и пошлость, не дело чиновников и священников решать, что можно и что нельзя в этой сфере. Бодлера и Флобера судили за оскорбление общественной нравственности исходя из лучших побуждений. Сегодня эти процессы выглядят лучшим доказательством слов доктора Джонсона о том, что благими намерениями вымощена дорога в преисподнюю.

Благими намерениями руководствовался главный редактор злосчастной датской газеты, благие намерения движут мусульманскими массами во всем мире. Но все вместе они имеют шанс скатиться в ад религиозных войн. Не лучше ли думать не о вечном абстрактном благе, а о благе земном, благе минутном?

Источник: Globalrus

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама