ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свобода слова – основа западной цивилизации

Уильям Буртон :: 08 февраля 2006

В интервью газете Le Temps французский философ Андре Глюксманн высказал свое мнение по поводу страстей, разгоревшихся вокруг публикации в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда.

– Что вы можете сказать по поводу этой полемики?

– Что это шантаж свободы. Прискорбно то, что на это с самого начала не последовало ответа всех европейских институтов. Это положило бы конец любым попыткам расколоть наши страны, апеллировать к правительствам с требованиями приструнить прессу и пр. Точно так же, как в случае с захватом заложников, Европе следовало бы ответить единым голосом.

Тем не менее, когда были захвачены французские заложники, наше министерство иностранных дел пояснило, что захватчики ошиблись, не приняв во внимание французскую политику в Ираке. Это недвусмысленно означает, что им следовало бы захватить в заложники других европейцев – граждан тех стран, которые проводят иную, чем Франция, политику в Ираке. Это форменный скандал!

Захват заложников – это преступление, а свобода прессы – это абсолютная ценность для демократической страны. В этой истории правительства делали уклончивые заявления, которые свидетельствуют о безвольной, трусливой политике. И я приветствую те газеты, которые во всех странах Европы опубликовали эти карикатуры после скандала. Ибо в этом есть начало солидарности. Я предпочел бы, чтобы их опубликовали все газеты – во имя честности и в защиту свободу печати. Тогда не пришлось бы думать, кого в мусульманских странах "следовало захватить в заложники" – французов, датчан или норвежцев. Именно это отсутствие единодушного ответа пугает в данном случае больше всего. То, что происходят вспышки фанатизма, не охватывающие всех мусульман, – это не новость: с этим мы уже сталкивались в истории с делом Рушди. Но то, что не последовало общеевропейского ответа, – это позор. И тот факт, что его не было и в деле Рушди, – не оправдание. Наоборот, за это время следовало бы научиться сопротивляться шантажу.

– Есть еще и такой вопрос: "Над всем ли можно смеяться?"

– В каждой стране существуют законы, и если какая-то статья вам не нравится, вы всегда можете обратиться в суд и апеллировать к законам страны. И точка. В демократической стране не может быть предварительной цензуры, ни со стороны правительства, ни со стороны групп давления – политических, религиозных или экономических. При этом каждый имеет право пожаловаться в суд на статью или иллюстрацию, если они представляются ему противоречащими законам страны. Пока что мы не живем при шариатском режиме. Следовательно, мы не обязаны уважать шариат.

– Значит, свобода слова не обсуждается...

– Это фундамент западной цивилизации! Право на свободу слова не подлежит обсуждению. Если бы все европейские страны заявили об этом праве, фанатики с самого начала знали бы, что перед ними – стена. И это самый лучший способ сопротивляться шантажу.

– Некоторые говорят, что исламу следует пережить свое "революционное Просвещение" и отказаться от намерения навязывать некоторые вещи, написанные в его священном писании...

– Неправильно уже то, что говорят об "исламе". Карикатуры, если говорить об этом случае, содержат нападки на исламский терроризм. Особенно главная из них: та, на которой изображен господин с бомбой в тюрбане. Пусть этот господин будет Мухаммедом, если кому-то так нравится. Но это карикатура на исламский терроризм. И скандалом является не карикатура, а исламский терроризм.

– Были ли вы удивлены размахом и яростью реакции в мусульманских странах?

– Слушайте, ничего нового здесь нет: уже было дело Рушди. А в Алжире на Рождество то ли в 1997-м, то ли в 1998 году Вооруженная исламская группа распяла двух малолетних детей, развесив их кишки, как гирлянды, на рождественскую елку...

– Как вы оцениваете реакцию мусульман Франции?

– "Мусульмане" – такого понятия не существует. Нет "Организации мусульман". Когда вы опрашиваете во Франции население магрибского происхождения, выясняется, что оно на 90% мусульманское, но 75% не считают себя практикующими верующими. Следовательно, в любом случае религиозные деятели не могут выступать от лица мусульман или тех, кто называет себя мусульманами во Франции.

Источник: InoPressa.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама