ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Война миров: ответ Леониду Радзиховскому

Антон Орехъ :: 08 февраля 2006

Вот ей-богу, из-за этих карикатур война начнется! А для некоторых – тех, кто уже пострадал, – и вовсе началась. Жуткие картинки (и действительно отнюдь не веселые) в новостных выпусках с каждым днем все яростнее. Впору подумать: хорошо, что Россия не принадлежит к цивилизованному миру, к просвещенной Европе – у нас эта тема сперва воспринималась как курьез и подавалась ближе к концу новостных выпусков. Зато русский флаг не жгут, продукты не бойкотируют, посольства в целости и сохранности. Россия вообще никакой позиции не заняла, если не считать Кадырова. Ну и слава богу. А какому богу – выбирайте сами.

А теперь о пустяках, которых я "не заметил" в своей предыдущей статье, на которую вы, уважаемый (без иронии) Леонид, решили отреагировать вопросами, обращенными к автору. Вопросы без ответа оставлять невежливо. Тем более что о вежливости я, собственно, и писал. Не о свободе слова, не о религии, не о битве цивилизаций, а в первую очередь о вежливости.

Так вот, карикатуры в датской газете появились действительно давно, пускай и не полгода, а 4 месяца и одну неделю назад – 30 сентября. Почему пожар вспыхнул только теперь – не знаю. Но думаю, что ту публикацию действительно просто не заметили. Нам, журналистам, это, наверное, обидно, но очень многое из написанного нами (если не почти все) никто не замечает – даже если это гениально или даже если это аморально. Датчан не заметили, а перепечатку январскую в норвежском журнале заметили. А товарищи вроде иранского президента, сирийских лидеров и палестинских новоизбранных вождей, естественно, постарались выжать из этой ситуации не просто максимум – вообще всё!

И, кстати, обратите внимание. Из тысяч погромщиков карикатуры видели единицы. Им просто негде было их увидеть! Они воюют из-за картинок, знакомых им в пересказе. Но и те, кто по другую сторону баррикад, в массе своей тоже не видели злосчастных изображений. Это лишний раз напоминает нам, насколько виртуален мир, в котором мы существуем, насколько роковым может быть значение любой мелочи и насколько вообще все вокруг нервные. Вот и мы с вами, Леонид, вместо того чтобы заниматься какими-нибудь важными делами, обмениваемся письмами:).

Но именно поэтому я призываю к вежливости. Не к отказу от свободы прессы, не к цензуре, не к капитуляции западных ценностей под напором исламского экстремизма, а к вежливости. В Европе действительно подают в суд в случае оскорбления. На газету, на журналиста, на издателя. И это, безусловно, правильно. Это единственно правильно. И я, будучи оптимистом, уверен, что когда-нибудь этот принцип станет не только европейским, а общим – и для мусульман, и для кого угодно еще, даже для России.

Но это теория. А на практике мусульмане не подают в суд, а берут автоматы, жгут флаги, громят посольства и выдвигают ультиматумы. Считаю ли я эту реакцию адекватной в ответ на публикацию карикатур? Нет, не считаю! И не только в ответ на карикатуры, а в ответ на что бы то ни было. Так же, как не считаю адекватным президента Ирана, предлагающего стереть с лица земли Израиль и отрицающего холокост.

Но назвать неожиданной реакцию мусульманского мира нельзя. Разве что масштаб этой реакции удивил – но не характер. Такова реальность. Если мы хотим сосуществовать, а не воевать с исламским миром, мы должны учитывать, что вот такие там люди, вот так они иногда совершенно непонятно для нас реагируют на пустяковые для нас вещи. Я не говорю "сдаваться", "отступать", "потакать". Я говорю "учитывать". Учитывать то, что мы спокойно можем приклеить на икону логотип "Кока-колы", назвать это инсталляцией и выставить на выставку – и если кто и возмутится, то таковых будет немного, а вот у них из-за рисунка в газете начинается джихад. Для нас это дико и непонятно, а для них – норма жизни. Это просто надо иметь в виду, то есть учитывать, а вовсе не вводить цензуру и не капитулировать перед исламистами.

Я думаю, что Европа слишком высокомерна. Да и мы с вами в значительной мере тоже. На бытовом уровне отношение к гражданам, скажем так, "с юга" сводится к нескольким немудреным стереотипам. Они "дикие", "темные", "только вчера из своего аула спустились" и вообще "все эти черные – одни бандиты". И всё в таком духе. А еще "они нам свои порядки навязывают". То есть это люди, которые, давайте уж будем откровенны, хуже нас и находятся на более низкой стадии развития во всех смыслах этого слова.

Вы, Леонид, хочу надеяться, так не думаете. Но миллионы обывателей думают именно так! И в Европе в том числе! Только европейцы уже прошли стадию, когда тех, кто на них непохож, они просто уничтожали. Были крестовые походы, была инквизиция, и люди горели на кострах только потому, что считали, что земля круглая, были индейцы в резервациях, были негры на плантациях, были евреи в концлагерях. Вот видите, западная цивилизация стала по-настоящему цивилизованной не так уж и давно. И неприятие ею непохожего на нее исламского мира выражается не в массовом насилии, а в высокомерии.

Я по-прежнему считаю, что изначально мусульмане действительно обиделись, а их религиозные чувства были действительно задеты этими карикатурами и лишь затем радикалы превратили это во всемирный погром. Но им не удалось бы этого сделать, если бы датчане сразу же нормально отреагировали. Нормально не "с точки зрения религиозных фанатиков", а нормально с нормальной человеческой точки зрения. Потому что извинения, принесенные через 4 месяца после первой публикации и через три недели после начала скандала, нельзя назвать очень скорыми и искренними. Потому что, когда мы говорим о правах человека, подразумевается, что эти права не безграничны, а простираются до тех пор, пока не ущемляют прав и не задевают других людей.

Мусульмане относятся к своей вере гораздо исступленнее, чем христиане к своей. Это тоже реальность. Для нас, быть может, свобода слова в форме карикатур на Мохаммеда важнее Бога, а для них – наоборот. И европейское высокомерие говорит: если ДЛЯ НАС в этом нет ничего страшного, значит, в этом и ВООБЩЕ ничего страшного нет. Если это кого-то задевает – это его проблемы. И европейские газеты в знак солидарности перепечатывают датские карикатуры. На самом деле просто на зло. И говорят, что это дело принципа.

Что в этих карикатурах такого, чтобы без них совершенно невозможно было обойтись? Что в них такого, что должно стать достоянием всего мира? Из-за чего следовало бы подвергать риску жизни соплеменников и терпеть миллиардные убытки? Чтобы умереть, но не извиниться? Какой принцип? Нет здесь никакого принципа! Не-ту! Когда защищали Салмана Рушди от исламистов – тогда принцип был, потому что речь шла хотя бы о настоящем художественном произведении, а не о довольно неуклюжих рисунках с недобрым бородачом, оказавшимся Пророком.

У той же Европы было немало иных поводов проявить принципиальность. Президент Ирана призывает уничтожить Израиль, а евреев выселить в Европу – и что? Этот же президент вот-вот получит атомную бомбу – и где? В Палестине к власти приходит террористическая группировка – и как? Кроме выражения сожалений, надежд на продолжение, указаний на недопустимость – что конкретно делает цивилизованный мир для защиты своих принципов и отстаивания идеалов? Который год Бен-Ладена-то ловят? И каков результат? Зато бьёмся за картинки не щадя живота своего.

А мусульмане, между прочим, не такие уж дикие. Они уже разрешают женщинам участвовать в спортивных соревнованиях, слушают рок-музыку, надевают костюмы и галстуки (в Иране до галстуков, правда, не дошли пока). Когда-нибудь они обязательно примут и многие другие ценности, символы, приметы западной культуры. А какие-то, наверное, так и не примут. Просто надо понять, что они не хуже нас, они другие, и не стоит задевать людей там, где в этом нет никакой нужды, где не идет речь о принципах. Не уступая, разумеется, в том, в чем уступать невозможно. История с карикатурами, на мой взгляд, тот случай, где европейцы вполне могли бы вовремя извиниться, не уронив своего достоинства.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама