ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Война миров: ответ Леониду Радзиховскому

Антон Орехъ :: 08 февраля 2006

Вот ей-богу, из-за этих карикатур война начнется! А для некоторых – тех, кто уже пострадал, – и вовсе началась. Жуткие картинки (и действительно отнюдь не веселые) в новостных выпусках с каждым днем все яростнее. Впору подумать: хорошо, что Россия не принадлежит к цивилизованному миру, к просвещенной Европе – у нас эта тема сперва воспринималась как курьез и подавалась ближе к концу новостных выпусков. Зато русский флаг не жгут, продукты не бойкотируют, посольства в целости и сохранности. Россия вообще никакой позиции не заняла, если не считать Кадырова. Ну и слава богу. А какому богу – выбирайте сами.

А теперь о пустяках, которых я "не заметил" в своей предыдущей статье, на которую вы, уважаемый (без иронии) Леонид, решили отреагировать вопросами, обращенными к автору. Вопросы без ответа оставлять невежливо. Тем более что о вежливости я, собственно, и писал. Не о свободе слова, не о религии, не о битве цивилизаций, а в первую очередь о вежливости.

Так вот, карикатуры в датской газете появились действительно давно, пускай и не полгода, а 4 месяца и одну неделю назад – 30 сентября. Почему пожар вспыхнул только теперь – не знаю. Но думаю, что ту публикацию действительно просто не заметили. Нам, журналистам, это, наверное, обидно, но очень многое из написанного нами (если не почти все) никто не замечает – даже если это гениально или даже если это аморально. Датчан не заметили, а перепечатку январскую в норвежском журнале заметили. А товарищи вроде иранского президента, сирийских лидеров и палестинских новоизбранных вождей, естественно, постарались выжать из этой ситуации не просто максимум – вообще всё!

И, кстати, обратите внимание. Из тысяч погромщиков карикатуры видели единицы. Им просто негде было их увидеть! Они воюют из-за картинок, знакомых им в пересказе. Но и те, кто по другую сторону баррикад, в массе своей тоже не видели злосчастных изображений. Это лишний раз напоминает нам, насколько виртуален мир, в котором мы существуем, насколько роковым может быть значение любой мелочи и насколько вообще все вокруг нервные. Вот и мы с вами, Леонид, вместо того чтобы заниматься какими-нибудь важными делами, обмениваемся письмами:).

Но именно поэтому я призываю к вежливости. Не к отказу от свободы прессы, не к цензуре, не к капитуляции западных ценностей под напором исламского экстремизма, а к вежливости. В Европе действительно подают в суд в случае оскорбления. На газету, на журналиста, на издателя. И это, безусловно, правильно. Это единственно правильно. И я, будучи оптимистом, уверен, что когда-нибудь этот принцип станет не только европейским, а общим – и для мусульман, и для кого угодно еще, даже для России.

Но это теория. А на практике мусульмане не подают в суд, а берут автоматы, жгут флаги, громят посольства и выдвигают ультиматумы. Считаю ли я эту реакцию адекватной в ответ на публикацию карикатур? Нет, не считаю! И не только в ответ на карикатуры, а в ответ на что бы то ни было. Так же, как не считаю адекватным президента Ирана, предлагающего стереть с лица земли Израиль и отрицающего холокост.

Но назвать неожиданной реакцию мусульманского мира нельзя. Разве что масштаб этой реакции удивил – но не характер. Такова реальность. Если мы хотим сосуществовать, а не воевать с исламским миром, мы должны учитывать, что вот такие там люди, вот так они иногда совершенно непонятно для нас реагируют на пустяковые для нас вещи. Я не говорю "сдаваться", "отступать", "потакать". Я говорю "учитывать". Учитывать то, что мы спокойно можем приклеить на икону логотип "Кока-колы", назвать это инсталляцией и выставить на выставку – и если кто и возмутится, то таковых будет немного, а вот у них из-за рисунка в газете начинается джихад. Для нас это дико и непонятно, а для них – норма жизни. Это просто надо иметь в виду, то есть учитывать, а вовсе не вводить цензуру и не капитулировать перед исламистами.

Я думаю, что Европа слишком высокомерна. Да и мы с вами в значительной мере тоже. На бытовом уровне отношение к гражданам, скажем так, "с юга" сводится к нескольким немудреным стереотипам. Они "дикие", "темные", "только вчера из своего аула спустились" и вообще "все эти черные – одни бандиты". И всё в таком духе. А еще "они нам свои порядки навязывают". То есть это люди, которые, давайте уж будем откровенны, хуже нас и находятся на более низкой стадии развития во всех смыслах этого слова.

Вы, Леонид, хочу надеяться, так не думаете. Но миллионы обывателей думают именно так! И в Европе в том числе! Только европейцы уже прошли стадию, когда тех, кто на них непохож, они просто уничтожали. Были крестовые походы, была инквизиция, и люди горели на кострах только потому, что считали, что земля круглая, были индейцы в резервациях, были негры на плантациях, были евреи в концлагерях. Вот видите, западная цивилизация стала по-настоящему цивилизованной не так уж и давно. И неприятие ею непохожего на нее исламского мира выражается не в массовом насилии, а в высокомерии.

Я по-прежнему считаю, что изначально мусульмане действительно обиделись, а их религиозные чувства были действительно задеты этими карикатурами и лишь затем радикалы превратили это во всемирный погром. Но им не удалось бы этого сделать, если бы датчане сразу же нормально отреагировали. Нормально не "с точки зрения религиозных фанатиков", а нормально с нормальной человеческой точки зрения. Потому что извинения, принесенные через 4 месяца после первой публикации и через три недели после начала скандала, нельзя назвать очень скорыми и искренними. Потому что, когда мы говорим о правах человека, подразумевается, что эти права не безграничны, а простираются до тех пор, пока не ущемляют прав и не задевают других людей.

Мусульмане относятся к своей вере гораздо исступленнее, чем христиане к своей. Это тоже реальность. Для нас, быть может, свобода слова в форме карикатур на Мохаммеда важнее Бога, а для них – наоборот. И европейское высокомерие говорит: если ДЛЯ НАС в этом нет ничего страшного, значит, в этом и ВООБЩЕ ничего страшного нет. Если это кого-то задевает – это его проблемы. И европейские газеты в знак солидарности перепечатывают датские карикатуры. На самом деле просто на зло. И говорят, что это дело принципа.

Что в этих карикатурах такого, чтобы без них совершенно невозможно было обойтись? Что в них такого, что должно стать достоянием всего мира? Из-за чего следовало бы подвергать риску жизни соплеменников и терпеть миллиардные убытки? Чтобы умереть, но не извиниться? Какой принцип? Нет здесь никакого принципа! Не-ту! Когда защищали Салмана Рушди от исламистов – тогда принцип был, потому что речь шла хотя бы о настоящем художественном произведении, а не о довольно неуклюжих рисунках с недобрым бородачом, оказавшимся Пророком.

У той же Европы было немало иных поводов проявить принципиальность. Президент Ирана призывает уничтожить Израиль, а евреев выселить в Европу – и что? Этот же президент вот-вот получит атомную бомбу – и где? В Палестине к власти приходит террористическая группировка – и как? Кроме выражения сожалений, надежд на продолжение, указаний на недопустимость – что конкретно делает цивилизованный мир для защиты своих принципов и отстаивания идеалов? Который год Бен-Ладена-то ловят? И каков результат? Зато бьёмся за картинки не щадя живота своего.

А мусульмане, между прочим, не такие уж дикие. Они уже разрешают женщинам участвовать в спортивных соревнованиях, слушают рок-музыку, надевают костюмы и галстуки (в Иране до галстуков, правда, не дошли пока). Когда-нибудь они обязательно примут и многие другие ценности, символы, приметы западной культуры. А какие-то, наверное, так и не примут. Просто надо понять, что они не хуже нас, они другие, и не стоит задевать людей там, где в этом нет никакой нужды, где не идет речь о принципах. Не уступая, разумеется, в том, в чем уступать невозможно. История с карикатурами, на мой взгляд, тот случай, где европейцы вполне могли бы вовремя извиниться, не уронив своего достоинства.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама