Волна гнева прокатилась по всем мусульманским странам, не важно, светские там правители или религиозные. В Сирии и Ливане громят европейские посольства, в Египте и Пакистане жгут флаги, в Афганистане стреляют в "бледнолицых", Рамзан Кадыров присвоил себе прерогативы МИД России и планирует выслать датские неправительственные организации. И все из-за серии карикатур в не самой известной газете "Юлландс-постен". Карикатуры мало кто видел. Те, кто видел, утверждают, что шедеврами их не назовешь. Протестующие мусульмане в большинстве своем рисунки не видели, но вот что они о них слышали: "...Пророка изобразили с лицом свиньи, а мусульманин там совокупляется со скотиной во время молитвы..."
Дело не в том, что ислам запрещает изображать Аллаха или Пророка. Ограничения есть, но на немусульман они не распространяются. Да и в исламском мире запрет не был тотальным. За исключением ваххабитской традиции изображения Пророка встречаются постоянно. В средневековых персидских и османских рукописях можно встретить изображения Мухаммеда где-то с лицом, покрытым белым или зеленым покрывалом, а где-то Пророк изображен с открытым лицом, как красивый бородатый мужчина в белом тюрбане, одетый в прекрасный голубой кафтан.
Протесты разгорелись не потому, что европейцы нарушили запрет, а из-за содержания рисунков. В них сконцентрированы расхожие и далекие от истины стереотипы относительно ислама: терроризм, женоненавистничество, обскурантизм, фанатизм. Экс-президент США Билл Клинтон перед мусульманами извинился, а комментируя эти карикатуры, говорил об "антиисламских предрассудках", вполне сопоставимых с существовавшими в прошлом "антисемитскими предрассудками".
Европейские журналисты в большинстве своем обвинения отвергают. По их мнению, джихад из-за юмора ведут люди, которые требуют толерантности от других, а им самим толерантность несвойственна. Проблема малоталантливых карикатур превратилась в проблему свободы слова как базовой ценности всей европейской цивилизации.
В Петербурге накануне отпраздновали день святой блаженной Ксении Петербургской. Женщина она была странная, представлялась мужским именем, одевалась как бродяжка, попрошайничала... Простор для юмора. Иконку с блаженной Ксенией находят в кармане скинхеда, участвовавшего в избиении иностранца. Карикатурист рисует святую с благой целью заклеймить национализм, ксенофобию и прочие негативные явления. Как бы мы к этому отнеслись? А как отнеслись бы глубоко верующие православные? История гипотетическая.
Свобода слова несомненно громадное завоевание цивилизации. Но абсолютна она или относительна, универсальна или избирательна, имеет пределы или нет? И распространяется ли на прессу тезис "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого..." тоже базовый принцип европейской, а не какой-то другой цивилизации?
Мнения специалистов
Михаил Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор:
Публикация карикатур это не заслуживающие уважения послания, которые не лучший представитель одной (полуатеистической) культуры направил всем представителям другой культуры, где иное отношение к вере и святости...
Я вижу в этом своеобразное проявление пренебрежения и даже демонстрацию некоего "превосходства", культурного или цивилизационного, которое, по моим представлениям, не сильно отличается от идей национального или расового превосходства.
Нашими общими усилиями мы создали прекрасную материальную и духовную культуру, получившую наименование европейской. Но она не единственная. В последнее столетие мы стали вначале объединять, а затем и путать культуру с техническим прогрессом, а чуть позднее технический прогресс с цивилизационным процессом. Нет ли здесь заблуждения? Или даже ряда заблуждений? Действительно ли весь неевропейский мир страстно мечтает присоединиться к нашей преимущественно благоухающей (а местами все-таки дурно пахнущей: наркотиками, алкоголем, безверием и продажностью) цивилизации? А если нет, не хотят? Какое наказание ждет инакомыслящих со стороны тех, кто столетия отстаивал право на инакомыслие?
Алексей Образцов, первый заместитель декана восточного факультета СПбГУ, кандидат филологических наук:
Надо понять, с какой целью карикатуры были напечатаны. Если авторы хотели спровоцировать мусульманский мир они этого достигли. Если это было сделано по незнанию, то, вероятно, следовало бы извиниться, и скандал бы утих, не разгоревшись. Если это мультикультуралистское ерничанье, то реакция на него совершенно адекватна.
Европейцы очень любят призывать к диалогу с меньшинствами и вообще к диалогу. В данном случае была продемонстрирована совершенная дремучесть в вопросе межконфессиональных отношений, а значит, неспособность к диалогу. Цитируя Бабеля, можно добавить: "Если вы не будете плевать соседу в кашу, есть надежда, что он не написает вам в кофе".
Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной организации "Гражданский контроль":
Европа обеспокоена экстремизмом в мусульманском мире. А сейчас мир ислама давит на Европу. Давит в том числе для того, чтобы европейское общество отказалось от базовых ценностей, которых оно добилось в ходе очень непростого развития и непростой борьбы. К таким ценностям относятся свобода слова, независимость СМИ от власти и государства. Если эти карикатуры показались кому-то оскорбительными, вопрос надо было решать в суде, а не с помощью погромов.
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:
Исламское сообщество не следит за тем, что печатается в отдельных датских газетах. Сведения о карикатурах довела до исламских стран специальная рука. И рука эта протянута из США. Но взрыв оказался более мощным, чем ожидали американцы. Это очередной удар по их политике на Ближнем Востоке. Американцы пытались вбить клин между Европой и мусульманами, но это привело к тому, что мусульманский мир объединился, создал единую платформу. В общем, готовясь к войне с Ираном, американцы создали больше проблем.
Диакон Андрей Кураев, миссионер, профессор Московской духовной академии:
С точки зрения тактической православие против карикатур. Но с точки зрения стратегической европейскому сообществу нужно проявить твердость в отстаивании своих принципов. Не надо идеализировать своих соседей по планете. Люди, которые готовы громить, убивать из-за карикатур, дают нам понять, что с их религией что-то не в порядке. Открытые двери для иммиграции могут обернуться катастрофой для западного мира. Недавно в СМИ я прочитал мнение одного из мусульманских лидеров: "Ваши законы не позволят вам оказывать сопротивление, а наши законы не помешают нам взять власть в мире".
08.02.2006
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)