Дебаты вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда заставили арт-сообщество под прицелом исламского мира сплотиться и защищаться собственными методами. Мир оказался неготовым к тому, что до сих пор ни светские, ни религиозные инстанции не выработали четкого механизма урегулирования отношений между "свободными художниками" и нетерпимыми верующими. В результате скандалы и столкновения в мире искусства на религиозной почве стали приметой XXI века. Такой же приметой, какой в XX столетии были политические бунты художников.
После того как разгорелся скандал с датскими карикатурами на исламские темы, весь мир, в том числе и арт-мир, был потрясен волной протеста в мусульманских странах. Лишь по прошествии недели после того, как прошел первый шок и были сделаны все заявления политиков и общественных защитников (в том числе и извинения самой газеты "Юланд постен"), настало время художников. И реакция арт-деятелей оказалась не такой простой, как ожидали многие аналитики. Например, лига карикатуристов Америки выступила с заявлением, в котором, с одной стороны, осуждала нетерпимость исламских фундаменталистов, с другой призывала художников не разжигать страсти. Один из самых уважаемых мусульманских карикатуристов США Халил Бендид (он публиковал карикатуры как на американских солдат, так и на их иракских противников) подчеркнул, что не стал бы создавать пародии на Мухаммеда из-за того, что "никто не знает его облик". Одновременно с этим появились сообщения, что в Бельгии на фестивале искусств Beafort организаторы отказались принять произведение чешского художника Давида Черного: его инсталляция представляет собой резервуар, где плавает фигура обнаженного Саддама Хусейна со связанными руками (хотя ранее эта работа была заявлена в экспозиции).
Вслед за этим вчера индийский художник Хусаин извинился за изображения богов без одежд на своих картинах. После извинений живописец снял свое полотно с благотворительного аукциона в Нью-Дели. Художники и кураторы не на шутку напуганы и стараются не обострять конфликт.
Вместе с тем есть примеры и обратной реакции арт-сообщества. Несколько французских газет, в том числе авторитетная France Soir, специально перепечатали 12 датских карикатур, чтобы подчеркнуть, что они выступают за свободу художественного выражения. Несколько итальянских художников уже провели свою акцию: они демонстративно скупали в магазинах датские товары, считая экономический бойкот Дании со стороны исламских стран просто абсурдом. Все арт-сайты Европы едины в своем мнении исламские фундаменталисты вторглись не на свою территорию, и, если бы христиане так же реагировали на библейские карикатуры, мир постоянно находился бы в состоянии войны. Тем более что религиозные темы, как и темы религиозного фанатизма, давно находятся в арсенале современных художников.
Если говорить о реакции российских художников, она сдержанно-философская. Мы уже научены на горьком опыте собственных процессов "об оскорблении чувств верующих", и всякий раз художник, вторгающийся на "приграничную" территорию религии, должен отдавать отчет, что может последовать ответный выстрел.
09.02.2006
Источник: Новые известия