ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Возвращение к истокам

Леонид Рузов :: 10 февраля 2006

Любезный россиянам Остап Бендер, чтобы объявить войну Дании, выдвинул такой повод: "Назначу тебя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад. Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета?"

Теперь предлог искать не надо. В феврале 2006 года ставший уже всемирным "карикатурный скандал" перекинулся на Россию.

"Что касается датских организаций, которые здесь присутствуют, мы не будем больше допускать их, и именно по этому поводу, – то есть из-за карикатур, – всё, что оттуда исходит, мы уже запретили, и они не будут присутствовать у нас в республике", – сказал Рамзан Ахматович Кадыров. Исполняющий обязанности председателя правительства Чечни. Лидер местного отделения "Единой России". Как говорили при старом режиме, "видный государственный и партийный деятель" Российской Федерации. Тут нужно пояснить, откуда в Чечне датчане и что они там делают. Датский совет по беженцам работает на Кавказе с 1997 года. С самого начала "второй чеченской", когда в беженцев превратилась бОльшая часть населения республики, помощь им оказывали отнюдь не только федеральные структуры – уже в первую зиму 2000 года около половины помощи шло по линии международных организаций. Но, например, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев только поставляло ее в зону конфликта, а распределением занимались такие вот гуманитарные организации – чешский "Человек в беде", Польская гуманитарная миссия и, в первую очередь, Датский совет. В последующие годы приоритеты их работы менялись. Они много занимались восстановлением жилья – и неизвестно, кто больше преуспел в этом направлении в прошлом году, наше государство, или датчане. Так или иначе, за прошлый год Датский совет помог 250 тысячам человек. Кроме того, помощь оказывают отнюдь не силами "варягов", их здесь всего шестеро. Основную работу выполняют четыре сотни сотрудников из числа местных жителей, чеченцев. А 400 рабочих мест для сегодняшней Чечни – это очень много.

Теперь вот датчан гонят. Остаётся лишь надеяться, что на Кавказе остались люди, верные традициям, люди чести, которые скажут им слова благодарности...

Пока датчане выжидают. Директор международного отдела Датского совета Арне Вааден говорит, что они не получали от властей никакой информации по этому поводу. Их объяснения и извинения не услышаны. В российском МИДе, который аккредитует иностранные неправительственные организации, о словах Рамзана говорят, что "не комментируют заявления российских граждан". Между тем слово превращается в дело. Утром 7 февраля датчан таки не пустили с их гуманитарной помощью в Гудермесский район.

Но неужели желание "запретить все, что оттуда исходит", вызвано лишь датской историей? Конечно, гуманитарные организации "достали" хотя бы тем, что не хотели "откатывать" никаким властям. Тем более не хотели передавать всю "гуманитарку" в чёрную дыру – военным МЧС или местным властям. Кроме того, не любить иностранцев у нас теперь – хороший тон.

И все же дело не только в этом. За пластиковыми окнами нового грозненского фасада скрываются весьма любопытные вещи.

В Грозном теперь, если вы не знаете, "сухой закон". То есть легально купить ничего "такого" нельзя. А можно – ночью, из-под прилавка и втридорога. Ну не в три, если честно, а в два с половиной раза дороже – это точно. Сразу чувствуешь себя моложе. Лет этак на десять.

Году в 1996-м один мой знакомый из горного села так важно и серьёзно произнёс: "У нас теперь здесь шариатское правление". Слышать это было странно, поскольку говоривший был не дурак выпить и погулять. Удачливый полевой командир и языкастый переговорщик, он с толком использовал затишья между боями. Летом 1995-го, когда журналистам по Чечне ездить было сравнительно безопасно, я помогал ему уничтожать остатки продукции Грозненского коньячного завода, и ни от кого мы не прятались... А теперь вот: "...Шариатское правление. Садись".

Я сел, и мы двинулись куда-то на уазике, причём конечная точка не была названа даже шофёру. Оказалось, в соседнее село – там у таких, как он, была заначка. Увы, наша экспедиция потерпела фиаско: винный погребок опустошили для нас. Тут обиделся водитель: "Почему не сказал? Зачем ехали? У нас в селе можно было взять!" "Как у нас? У нас же шариат!" – сердито воскликнул гостеприимный хозяин. Но выбора не было, и, затарившись "простым продуктом", мы двинулись в пойму реки, за околицу, куда "шариатское правление", надо полагать, не распространялось. Там под покровом ночи и кушали тёплую водку "Асланофф" из металлических банок по 0,33 литра – незабываемые впечатления! Оттенок религиозной лояльности этому действу придавала закуска – умопомрачительная колбаса без тени свинины...

Потом стало ещё круче. Покойный Зелимхан Яндарбиев, пошедший из не очень талантливых и очень советских писателей в национальные лидеры, для демонстрации своей приверженности исламу держал на рабочем столе книжку аятоллы Хомейни. Если в суннитских местах по малограмотности потрясают шиитской книгой, то о каком фундаментализме может идти речь?

Но дальше республику наводнили вполне отмороженные "ваххабисты", по большой части бежавшие сюда из Дагестана. Не имея тут никаких корней, они были глиной в руках лидеров – Басаева, Хаттаба и т. п. К ним шли и местные – но такие же, без корней, социально неблагополучные. Они вообще восприимчивы к коктейлю из светлой идеи, грядущей всемирной войны за эту идею и повседневной дисциплины, основанной на насилии. "Сорок палок по шариату" – это унизительно для любого человека. Тем более для чеченца: "Битый волк – это дворняга".

"Сорок палок" давали не только своим, но и чужим – и не в последнюю очередь за алкоголь. Моих знакомых чеченцев-журналистов тоже порою ловили и лупили. Но вредная вроде бы привычка становилась способом сопротивления и "внутренней эмиграции".

В центре противостояния ваххабизму оказался старший Кадыров, Ахмат-хаджи, поскольку занимал пост муфтия. На него даже совершили несколько покушений, и переход Кадырова на сторону федеральной власти в самом начале "второй чеченской" был вполне закономерен. И в Центорое у кадыровых при гостях накрывали и водочку, и свининку... Но Ахмат-хаджи погиб при взрыве 9 мая 2004 года.

Пришло время Рамзана. Созданная им "служба безопасности" не в последнюю очередь комплектовалась из вышедших под гарантии Ахмат-хаджи "из леса" вчерашних ваххабистов. И система подчинения в ней сложилась похожая, не имеющая отношения к чеченской традиции: избиения и пытки, "повязывание кровью", с последующими избиениями "для профилактики".

Не знаю, что тут на что влияет – форма на содержание или наоборот. Но теперь мы видим что-то очень знакомое.

Тот же "сухой закон". Правда, при ваххабистах было проще – спирт можно было купить на центральном рынке, как "лекарство" – победить это фундаменталистам не удалось. Теперь же нет самого рынка – сказали продавцам, и они ушли.

Ваххабисты пытались было отменить новогодние ёлки в чеченских школах. Их тогда "послали": пусть другим не диктуют, как жить.

14 января Рамзан Кадыров, выступая по телеканалу "Вайнах", заметил, что негоже молодым девушкам ходить с сотовыми телефонами. И тут же у студенток Нефтяного института молодцы в камуфляже стали отбирать "трубки". Через несколько дней кому-то из местных силовиков пришлось разъяснять: Рамзан-де имел в виду, что родители должны воспитывать девушек в скромности... Увещевания не подействовали. Еще на прошлой неделе ревнители морали цвета хаки искали у девушек в автобусах мобильники. Слово Рамзана все-таки значит больше, чем разъяснения и ссылки на закон. В процессе восстановления нравственности девушек, натурально, щупали – а как без этого? За скромность борются и иначе: были случаи, когда камуфлированная "полиция нравов" проверяла в кафе, на каком таком основании там сидят парочки.

Всё происходит за новым фасадом Чечни, за стенами без крыш и перекрытий, но с пластиковыми окнами.

Теперь слова Рамзана долетели и до нас. Получилось неудобно. Борис Грызлов что-то говорил о необходимости проводить такие решения "через органы власти". О чём он?

Но Аллах с ним, с Грызловым.

На седьмом году войны против религиозных экстремистов, пытавшихся отторгнуть Чечню от России, вырвать её из родимого правового пространства, что мы там видим? Нечто очень знакомое. Только, во-первых, не называйте это "правовым пространством России". И, во-вторых, объясните: за что боролись?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама