ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Диалог с собой

Мария Чегодаева :: 05 апреля 2006

- Меня волнует судьба христианства в странах христианской культуры. То и дело слышишь нечто такое, что начинаешь сомневаться: можно ли их вообще так называть?

- Сами себя они так уже не называют. Даже в конституции Европейского союза нет этого определения, хотя то, что члены Евросоюза – действительно страны христианской культуры, исторический факт, который нельзя ни оспорить, ни отменить.

- Но от него можно отречься. Это-то меня и беспокоит. Все эти разговоры о "постхристианской эре", агрессивные протесты, возникающие всякий раз, как только заговоришь о Христе, – мне не раз приходилось сталкиваться с ними: религия, видите ли, дело сугубо личное; говорить о Христе в связи с современной наукой, искусством, общественной жизнью, общественной нравственностью значит посягать на свободу совести! Недавно довелось прочесть информацию, которая меня потрясла: в газете "Свет Евангелия" сообщалось, что отказ епископской конференции Испании принять закон об однополых браках вызвал яростное возмущение подавляющего большинства испанцев. 74 % опрошенных считают, что иерархи Католической Церкви "весьма далеки от жизненных реалий" и не учитывают интересы "подавляющей части верующих". А "подавляющая часть верующих" считает, что содомский грех уже не грех, а естественная норма жизни и вполне совместим с верой в Христа. Президент национальной федерации геев, лесбиянок и транссексуалов Беатрис Химено заявила, что, призывая к гражданскому неповиновению, Католическая Церковь "нарушает основы демократии и бросает вызов правительству".

- Донья Беатрис, видимо, забыла, что в Испании Церковь отделена от государства, и полагает, что правительство может предписывать Церкви, чтО она, Церковь, вправе, а что не вправе считать грехом. Церковь не увольняет и не может уволить со службы мэра, зарегистрировавшего однополый брак, но напомнить ему, что, одобряя однополые браки, он отвергает Евангелие и вероучение Церкви, – не только имеет право, но и обязана.

- Бросать вызов правительству – "нарушение основ демократии". А бросать вызов Христу? Это что – торжество демократии?

- Видимо, да. Но "отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Неужели ты полагаешь, что Иисус, утверждавший, что Он пришёл не отменить, но исполнить заповеди Моисея – "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не прелюбодействуй", не осудил бы содомский грех? Если можно пренебречь одной заповедью – можно отказаться и от других!

- Счесть, что они "весьма далеки от жизненных реалий". Пожалуй, и впрямь далеки. Говорить нашим современникам "не убивай", "не кради", тем паче "не прелюбодействуй" – да тебя просто поднимут на смех, сочтут выжившим из ума ретроградом!

- Хотелось бы мне знать, решилась бы "подавляющая часть верующих" – а по тем же данным опроса 82 % жителей Испании указывают, что они являются католиками, – упрекать Христа в том, что Он "далёк от жизненных реалий" и "не учитывает их интересы"?

- С Христом никакие компромиссы не проходят. Всякая попытка "и невинность соблюсти, и капитал приобрести" обречена на неудачу. Всё это совсем не ново.

- Разумеется. Многие усматривают сходство того, что происходит сейчас в цивилизованном мире, с концом Римской империи.

- "Римская империя времени упадка / Сохраняла видимость прочного порядка": Что ж, сходство действительно впечатляющее, и далеко не в одной только сексуальной сфере. Господствующая религия, превратившаяся в выхолощенную, пустую формальность; не знающая меры погоня за роскошью, за удовольствиями; падение нравственности; увлечение самыми изуверскими сектами, мистическими культами вплоть до сатанизма – и стоящий за всем этим панический страх смерти, безверие, пустота, цинизм: Помнишь у Тютчева? "Оратор римский говорил / Средь бурь гражданских и тревоги: / "Я поздно встал, и на дороге / Захвачен ночью Рима был:"" Закат античного мира. "Закат звезды его кровавой:" Аналогии с нашим временем напрашиваются сами собой.

- Многие видят в том, что происходит сейчас, закат христианского мира.

- Видят. Но при этом упускают из вида существенное различие. В недрах "Римской империи времени упадка" вызревало будущее человечества – христианство. За "ночью Рима" последовал "восход солнца" – явление Иисуса Христа. Римские власти прекрасно осознавали эту смертельную для них и всего их мира угрозу, принимали самые радикальные, жесточайшие меры к тому, чтобы не допустить распространения христианства, – и ничего не могли с ним поделать. А какое "будущее" вызревает сейчас, в недрах "упадка христианского мира", что возникнет на руинах христианства?

- Апокалипсис, только уже не как Второе пришествие, очистительная гроза, за которой последует Небесный Иерусалим, царство разума и света, а как конец света, вселенская гибель? Чёрная дыра "биокосмоса", отравленная атмосфера, атомная или космическая катастрофа? Пророческая чёрная туча "звезды полыни" – Чернобыля, неотвратимый ужас 11 сентября в Нью-Йорке, 1 сентября в Беслане...

- Да, Чернобыль, террористические акты, отравление и заражение окружающей среды, атомная катастрофа: Но разве это кризис христианства? Это кризис научно-технической эры, двухсот лет торжества научных и технических открытий, буквально перевернувших мир. Мощь электричества, потрясающие скорости и безграничная сила двигателей, прорыв в космос, компьютерная сеть, охватившая весь земной шар, ядерная физика, генетика... Я называю первое, что приходит в голову, – не хватит многих томов, чтобы хотя бы вкратце перечислить всё то, что цивилизованное человечество обрело, начиная с XVIII века по сей день...

- И хватит одной строки, чтобы сказать о том, что оно потеряло. Оно потеряло веру в Христа. Ринулось в стихию богоборчества, атеизма, прагматичного и бездуховного материализма. "Материя первична, сознание вторично", "бытие определяет сознание": Разве не этими "неоспоримыми истинами" жили мы чуть ли не весь ХХ век? Разве сокрушение христианства не являлось одной из главных задач и не считалось величайшим достижением "научно-технического прогресса"? "Либералы набросились на христианство со злобой и яростью, которые сегодня, когда бой ими уже окончательно выигран, трудно себе представить, – вновь и вновь обращаюсь я к крику отчаяния профессора Малькольма Маггериджа, ректора Эдинбургского университета. – Убеждённые эволюционисты надеялись на то, что рай земной будет достигнут благодаря науке и технике, а ведь эти-то два чудовища-близнеца и превратили мир в бесплодную пустыню, отравили моря, реки и озёра, заразили планету и всё живое на ней, влезли в мозг и душу человека с целью контроля и выработки нужных рефлексов и в то же время доверили безответственным, слабым рукам человека орудия всеобщего уничтожения. Воцарение "евангелия прогресса" неумолимо требовало дискредитировать Христово Евангелие и разрушить возведённое на нём, как на фундаменте, здание этики, законности, культуры, человеческих отношений и человеческого поведения:"

- Так зачем же переносить на христианство симптомы того, что предстаёт смертельной болезнью его принципиального врага – "научного атеизма"? Трагедия современного мира, которую профессор определяет как "либералистское стремление к смерти", – трагедия потери Христа, жизни без Христа. Бой с христианством, который, как представлялось материалистам, они блистательно выиграли, был если и победой, то "пирровой победой", их собственной дорогой в смерть, фактически – самоубийством. Концом материализма. Почему его следует считать концом христианства?

- Концом христианства его считать нельзя. Христа нельзя убить.
Но Христа можно распять. "И осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам. И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его. И убьют Его; и в третий день воскреснет:" То, что происходило в течение ХХ века в России, в Германии, да и во всём христианском мире, было поистине Страстями Господними, очередной попыткой обезумевшего человечества сокрушить Христа, отторгнуть Его заповеди, заглушить Его Слово... Что означал варварский, садистский взрыв храма Христа Спасителя в Москве в 1934 году? Это было не просто разрушение культового здания – это было, как казалось безбожной власти, убийство Самого Христа Спасителя, победа над Ним. А 1937-й сталинский год? А Освенцим и архипелаг ГУЛАГ! Разве это не распятие Иисуса? Не попытка похоронить Его, привалить камнем, опечатать гробницу своей печатью?

- Да, воистину Христос сошёл в ад...

- И пробыл там два дня. Вспомни Евангелие – какие это были страшные, позорные два дня! Ученики, перепуганные, отчаявшиеся, дрожали, забившись в угол в ожидании ареста... Женщины рыдали и готовили погребальные масла для умащения тела. А духовные владыки ликовали, праздновали победу, радуясь, что всё совершилось так просто и гладко; никто не попытался вызволить Иисуса, не взбунтовался, не выразил протеста... Правоверные обыватели весело, обо всём забыв, справляли Пасху...

- Зачем напоминать то, что и так всем хорошо известно?

- Известно как евангельское предание, как скорбь Страстной недели и радость пасхального Воскресенья. Не стоит ли задуматься об этих днях как о прообразе нашей истории?

- В событиях Страстной недели и в двух днях без Христа можно видеть прообраз двух последних столетий без Бога?

- Почему бы нет? Ведь это не моя фантазия – человечество действительно пыталось умертвить и похоронить Иисуса, пытается по сей день обходиться без Него!

- Но если продолжить аналогию, Христос должен воскреснуть "в третий день по Писанию"?

- Обязательно воскреснет! Не может не воскреснуть! Вот тебе и "религия будущего", зреющая в недрах так быстро состарившейся и обрёкшей себя на смерть научно-технической "постхристианской эры". Я не сомневаюсь: грядёт новый виток христианства, быть может, ещё более мощный, чем Средневековье, чем христианская культура Древней Руси. В эту стремительную спираль будут вовлечены народы Востока, Африки, всего мира... "И проповедовано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам... И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой".

- Как бы хотелось верить в это! Как бы хотелось...

- Я безгранично верю отцу Александру Меню, его чудесным прозрениям: "Столетия, минувшие с пасхального утра в Иудее, не более чем пролог к богочеловеческой полноте Церкви, начало того, что было обещано ей Иисусом. Новая жизнь дала только первые, подчас слабые ростки. Религия Благой вести есть религия будущего. Но Царство Божие уже существует:
в красоте мира и там, где среди людей побеждает добро, в истинных учениках Господа, в святых и подвижниках, в тех, кто хочет идти за Ним, кто не покинул Христа среди тяжких испытаний Его Церкви...

Дай же нам, божественный Учитель, мощь их веры, несокрушимость их надежды и огонь их любви к Тебе. Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы останавливаемся, не зная, куда идти, дай нам увидеть во мраке Твой лик. Сквозь рёв и грохот технической эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научи внимать тишине и дай услышать в ней Твой голос, Твои вселяющие мужество слова: "Я с вами во все дни до скончания века"" [1].


[1]

Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. (М., 1991. С. 290-291).

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /