Самый модный и самый скандальный писатель современной Европы француз Мишель Уэльбек не просто завоевал читателя тремя романами - "Расширение пространства борьбы", "Элементарные частицы", "Платформа". Он вызвал огонь на себя, проломив все нормы политкорректности. И в романах, и в интервью. Лишь в конце прошлой осени суд оправдал Уэльбека от обвинений в "исламофобии" (он назвал ислам "глупейшей религией"). На Лейпцигской книжной ярмарке, завершившей свою работу в понедельник, Уэльбек был в центре внимания. И не случайно вопросы Юлии РАХАЕВОЙ и Татьяны СОРОКИНОЙ были связаны не столько с литературой, сколько с войной.
- Может ли культура вообще и литература в частности повлиять на ситуацию в мире?
- Скорее нет, чем да. Культурой можно изменить человека, индивидуум, но не общество.
- Вы много писали об исламе. Против кого идет война в Ираке, против Саддама Хусейна или против ислама вообще?
- По большому счету, я не знаю. Я не военный, я наблюдатель. В "Платформе" я не пророчил, а всего-навсего описывал реальность, как я ее вижу. Романы не меняют мир. Никогда.
- Европа активно выступает против войны в Ираке. Почему на улицы выходят люди, которых эта война не касается?
- Они правы. Мы же общество. Мы граждане и мы оплачиваем каждое действие нашего правительства. Вы думаете, люди хотят платить за войну в Ираке? Не уверен. К счастью, Франция не поддерживает войну, это не наша война, и нам она не нужна. Если бы правительство думало иначе, пришлось бы тащиться на демонстрацию .
После выхода "Платформы" вас обвиняли в неполиткорректном отношении к исламу. Теперь вы - в центре внимания. После 11 сентября ситуация изменилась, изменился мир?
- О, да. Для Америки мир изменился. Но до 11 сентября в Восточной Европе исламских террористов было не меньше. Конечно, это был шок, но на самом деле шок не такой уж большой. Шок скорее от того, как это было спланировано. Для меня лично 11 сентября не было сюрпризом. Я знал, что многие мусульмане жаждут войны, жаждут разрушений. Для Америки это был сюрприз. Для меня - нет.
- Вы никогда не хотели написать роман о войне?
- Роман о войне?.. Чтобы написать роман, нужны характеры... Я не знаком лично ни с политиками, ни с военными. Мне сложно представить, чем они живут. Я не могу представить себе, каково это -принимать решение, начинать войну или нет.
"Известия.ru", 25 марта 2003 г.
[оригинал статьи]