ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Учись читать религиозную прессу

Александр Щипков :: 02 марта 2006

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • class=rs>1997, ноябрь
    Публикуется впервые [1]

    У микрофона Александр Щипков. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Все мы, так или иначе, интересуемся религиозными вопросами. Одни из нас в большей степени, другие в меньшей. Мы живем в секулярном мире, преподавание религиозных дисциплин в школе запрещено законом, но, тем не менее, мы ищем и находим религиозную информацию в самых разных местах.

    Сегодня мы поговорим о средствах массовой информации, ведь часто именно из них мы и узнаем о том, во что верит Россия. Нынче газеты и журналы любят поразмышлять о нравственных или идеологических проблемах и в этом ряду охотно обращаются к религии. Публикуют религиозные материалы, публикуют материалы о религии, что, замечу, вовсе не одно и то же.

    Обилие так называемой духовной тематики многих настораживает и путает. Заставляет предположить, что не все, о чем пишут и говорят журналисты, соответствует реальной действительности. Например, несколько лет тому назад ведущие издания взахлеб хвалили преподобного Муна и его церковь Объединения. А сегодня – бранят. Пишут, что он жулик и даже сидел в тюрьме за уклонение от налогов. Так жулик он или святой? Кому верить?

    Одни журналы призывают учиться духовности у Запада, другие пугают западной миссионерской экспансией. Опять, кому верить?

    Разумеется, верить нужно только своим глазам. Просто необходимо научиться правильно читать газеты и правильно смотреть телевизионные программы. И, разумеется, правильно слушать радио.

    Мир религиозной информации, подобно коромыслу, имеет два конца. На одном конце – поставщик религиозной информации, на другом конце – потребитель этой информации. Если вам в руки попадает текст с неким религиозным содержанием, не спешите его читать. Разберитесь сначала – кто поставщик информации и кому она предназначена. Поняв это, вы сможете правильно оценить содержание и независимо от воли поставщика сделать полезные для себя выводы. Главное для потребителя, то есть для вас, сохранять независимость собственного суждения.

    Религиозные средства массовой информации можно подразделить на несколько групп.

    Ведомственные издания. То есть издания, принадлежащие определенной религиозной организации. Эти издания, как правило, ставят перед собой откровенно миссионерскую задачу. Они занимаются тем, что раньше называли агитацией и пропагандой. А теперь называют просвещением. В этих изданиях чаще пишут об успехах и реже – о недостатках. Иерархическое звено не подлежит критике. Только не подумайте, что я осуждаю подобные издания. Любая религиозная организация имеет полное право представлять себя обществу так, как считает нужным. Это-то и интересно, поскольку эти издания являются, так сказать, официальной "автобиографией" церкви или общины. При чтении необходимо учитывать этот нюанс.

    К следующему типу изданий относятся религиозные органы, которые существуют на средства из независимых финансовых источников, непосредственно не принадлежат той или иной церковной структуре. Но занимаются проповедью и претендуют на каноническую чистоту. Эти издания хороши тем, что отображают какое-нибудь одно течение внутри церкви. Чаще всего разделение проходит по идеологическим параметрам. Консерваторы и либералы, находясь в одной церковной организации, издают газеты разной политической ориентации. Подобное обнаруживается и у православных, и у католиков. И у буддистов, и у мусульман, и у иудеев.

    Далее, отметим светские издания, которые тоже уделяют внимание религиозным процессам. Во-первых, это научные журналы, сборники статей и так далее. Во-вторых, это популярные издания. В зависимости от настроения, образования и пристрастий редактора они могут тяготеть к той или иной церковной партии, но, как правило, светское издание вынуждено соблюдать некий баланс и стремится представлять разные точки зрения. Замечено, что, если издание пренебрегает этим принципом, оно теряет читателя и умирает. Его перестает покупать (смотреть, слушать) широкая аудитория.

    После того как вы разобрались с главным вопросом об источнике информации, реально представляете облик поставщика информации и уверены, что адекватно оцените предлагаемую религиозную продукцию, – вы можете позволить себе углубиться в детали.

    В первую очередь обратите внимание на форму подачи материала. Важно понять намерение автора статьи или передачи. Если он хочет вас познакомить с новым явлением или фактом религиозной жизни – это репортаж. Если он хочет дать оценку явлению или поделиться своей интерпретацией этого явления – это публицистика. Если же он намерен внушить вам некую идею, намерен вести прямую проповедь – это пропаганда.

    Если я вам сообщу, что патриарх Алексий осудил показ фильма "Последнее искушение Христа" по НТВ – это религиозная информация. Если я буду говорить вам о необходимости поста и молитвы – это будет пропаганда моих религиозных убеждений. Если я делюсь с вами своими наблюдениями о функционировании современных религиозных средств массовой информации – это публицистика. Встречается смешение жанров. Проповедь под видом информации, публицистика под видом проповеди и так далее.

    Часто приходится сталкиваться с тем, что авторы-проповедники обращаются к широкой аудитории так, словно все их читатели и слушатели являются их сторонниками, давними членами их общины. Этот намеренный прием часто эксплуатируют различные нетрадиционные религиозные движения. А порой и традиционные.

    Полезно при чтении религиозной периодики обращать внимание на язык. Он может быть нарочито молодежным, нарочито благообразным, нарочито архаичным или специальным, понятным только посвященным. Подобный язык отсеивает лишнего читателя, того, который с пол-оборота не понимает таких словосочетаний, как тонкий план, кармическая печаль, духовное молчание, абсолют покоя и прочее.

    Современная религиозная журналистика еще только встает на ноги. Естественно, что в нее приходят неофиты, люди с горячим желанием немедленно поделиться светом обретенной истины. Страстность и нетерпеливость зачастую провоцируют некорректную манеру письма. Нигде вы не найдете такого количества оскорблений, поношений и безапелляционных суждений, как в религиозной журналистской полемике. Каждый отстаивает свою истину.

    Диапазон этих истин весьма широк: одни настаивают на спасении через Христа, другие предлагают аннигилироваться в нирване, третьи проповедуют паранаучные мифологемы о трансмутации человека в эпоху Водолея.

    Отдельно и много можно говорить о проблемах финансовой зависимости религиозных изданий, об их порой излишней политизированности, о цензуре и многом другом. Но это не главное. Главное – это свобода выражать собственное мнение. Автор выражает свое свободное мнение в тексте. А задача читателя понять, насколько это мнение свободно. Если нет, то понять, кто на него влияет. В этом и заключается умение разбираться в мире современной религиозной информации.


    [1]

    Текст радиопередачи "Во что верит Россия". Этот и следующие четыре текста посвящены становлению русской религиозной журналистики. Я предлагаю свое видение проблемы, свою классификацию. Дискуссия о религиозной журналистике, которую я сознательно навязывал коллегам в 2001-2002 годах, не завершена. С точки зрения профессиональной статьи несовершенны, так как в них нет логического завершения, слишком много змоций. Все находится в состоянии движения и полемики. Я уверен, что спор необходимо продолжать до тех пор, покуда он не будет услышан за пределами церковного сообщества и религиозная журналистика не займет достойного места в российских СМИ. Это – моя цель.

    Аналитика
    Книги А. В. Щипкова
    Telegram
    новости
    Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
    университет
    Лекторий
    доклад
    мониторинг СМИ
    "Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
    реклама