ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Хотели, как лучше, а получилось, как всегда"

Об американской политике "демократизации"

Александр Игнатенко :: 03 марта 2006

Если бы сегодня в ряде исламских стран были проведены формально демократические выборы и на них кандидатом в президенты (или халифы либо эмиры) той или иной страны был Усама бен Ладен, то он бы на этих выборах победил.

Предполагать такое заставляют разные обстоятельства, в частности результаты социологического исследования "Исламский экстремизм: общая озабоченность мусульманских и западных сообществ", проведенного в 50 странах в прошлом, 2005-м, году проектом "Пью Глобал Этитьюдс Проджект" (Pew Global Attitudes Project). Согласно результатам этого исследования, бен Ладену в качестве лидера доверяют 60% опрошенных мусульман в Иордании, 51% – в Пакистане. Он вполне мог бы выйти во второй тур голосования в Индонезии с 35% поддержки (58% в 2003 г.) и в Марокко с 26% (49% три года назад). В настоящее время на фоне "карикатурной войны", разворачивающейся на всех континентах, уровень поддержки этого персонажа, как можно предполагать, повысился. Еще одно обстоятельство, которое заставляет так думать, – победа на парламентских выборах в Палестинской Автономии военизированного "Движения исламского сопротивления" ("ХАМАС"), которое прибегает к экстремистским и террористическим методам политической борьбы и не предполагает ни разоружаться, ни отказываться от этих методов и целей своей деятельности. Движения, которое числит Усаму бен Ладена среди своих героев и образцов для подражания в борьбе "против евреев и крестоносцев" – эта задача заявлена в полном названии "Аль-Каиды": "Всемирный исламский фронт борьбы против евреев и крестоносцев".

Таким образом поворачивается проводимая Соединенными Штатами политика "демократизации" (в другой формулировке – "поддержки демократического развития") в суперрегионе Большого Ближнего Востока, куда включается и Прикаспие с Кавказом и Центральной Азией. Американская позиция в отношении тамошних политических процессов и явно экстремистских и террористических движений и организаций следующая. Из-за того, что существующие "тиранические" или просто "недостаточно демократические" режимы не дают населению свободно через демократические процедуры устанавливать предполагаемо демократическое правление, это население, изверившись в возможностях мирной политической деятельности, прибегает к экстремистским и террористическим методам. Решение проблемы – в отказе соответствующих режимов от преследования этих движений как экстремистских и террористических, их легализация и проведение формально демократических выборов, которые превратят соответствующие страны в процветающие демократии, включившиеся в глобальный демократический процесс. При этом применяются двойные стандарты: "ХАМАС" объявляется террористической организацией, а, скажем, "Хизб ут-Тахрир" ("Исламская партия освобождения"), действующая подпольно и полуподпольно во всем исламском мире и особенно активная на постсоветском пространстве, квалифицируется как сугубо мирная и политическая. Как если бы американские специалисты по антитеррору не знали, что по меньшей мере полвека исламистские организации в мире применяют систему двухуровневого построения – параллельно действуют политическое крыло и крыло военизированное, так называемый секретный аппарат (джихаз сирри – изобретение "братьев-мусульман"). К слову сказать, "ХАМАС" тоже имеет два крыла...

И как если бы американцы не слышали о том диагнозе, который дал крупный политический деятель США консультант наивысшего уровня в республиканских администрациях Эдвард Джереджян формально демократическим выборам в исламском мире с участием исламистов: "Один человек – один голос. Один раз". (Он сказал это еще в 1990 г., когда к власти в Алжире рвался "Исламский фронт спасения", который открыто заявлял о том, что после выборов в национальное собрание он установит в стране шариатское правление.) Дело в том, что исламисты после победы сразу стремятся поменять систему власти с относительно демократической, которая позволила им прийти к власти, на шариатскую, которая не предполагает демократических выборов. Между прочим, "ХАМАС" сразу после победы заговорил о введении шариата в Палестинской Автономии, и только тот факт, что хамасовское большинство в палестинском парламенте реализовано с очень незначительным перевесом (70 из 136), заставляет надеяться, что установление властной монополии военизированной организации, прибегающей к экстремистским и террористическим методам, не будет осуществлено под благовидным предлогом верности шариату.

Приход во власть подобной вооруженной группировки в результате формально демократической процедуры легитимизирует экстремистские и террористические методы, внушает опасную для судеб демократии в мире мысль о том, что терроризм политически рентабелен. Сводятся на нет усилия мирового сообщества, направленные на искоренение терроризма в любых формах и с любыми идеологическими обоснованиями.

Наивностью было бы ожидать, что боевики и организаторы террористических актов после процедуры формально демократических выборов превратятся в мирных строителей. В Палестинской Автономии, живущей за счет внешней экономической помощи, отсутствует развитая экономика, да и есть на Ближнем Востоке люди, стремящиеся превратить хамасовцев-суннитов в своего рода ландскнехтов исламского мира. Будучи объединены с уже обосновавшимися в арабском мире пришедшими из Ирана шиитскими "стражами исламской революции", они могут представлять реальную угрозу не только для Ближнего Востока, но и для соседних регионов. (Призыв иранского президента Ахмадинежада "перенести Израиль в Европу" – это не столько угроза Израилю, сколько Европе. Эту угрозу чутко уловили некоторые европейские политики, в частности президент Франции Жак Ширак, который заявил, что Франция в ответ на террористические действия со стороны других государств может использовать ядерное оружие.)

Приход во власть "ХАМАС" – очередное фиаско американской внешней политики на исламском направлении. Соединенные Штаты опять продемонстрировали удивительную способность создавать глобальные проблемы на этом направлении. Организация антисоветского джихада в ходе холодной войны дала миру "Аль-Каиду", а самим американцам – 11 сентября 2001 года. Война в Ираке вместо уничтожения терроризма привела к росту его масштабов и интенсивности. "Демократизация" Большого Ближнего Востока на американский манер создает реальную опасность установления экстремистско-террористических режимов.

Складывающаяся в исламском мире ситуация выдвигает Россию, всегда составлявшую органическую часть Большой Евразии и в настоящее время оправляющуюся после поражения в холодной войне, на роль державы, обязанной распутать те узлы, которые завязались не без участия Соединенных Штатов.

Александр ИГНАТЕНКО – президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации

01.03.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама