ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дыдрыпш-ныха. Ежегодное моление жреческой фамилии Чичба

Главы из книги "Религия и традиции абхазов"

Александр Крылов :: 03 марта 2006

Такое моление может проводиться на территории святилища Дыдрыпш или, как и большинство совершаемых ныне молений, на участке жреца. Однако учитывая, что в конце лета 1998 г. в семье Заура Чичба был траур (незадолго до церемонии умер один из его родственников), ее было решено проводить в доме прежнего жреца. Этот дом находится на соседнем с Зауром Чичба участке, в нем ныне живет вдова В. Чичба и один из его сыновей со своей семьей.

Рано утром воскресного дня 6 сентября 1998 г. чичбовцы принесли в жертву первого бычка. Его мясо (наряду с абыстой, сыром, вином и чачей) было использовано для предварительного застолья тех из чичбовцев, которые взяли на себя все хлопоты по проведению церемонии. Второго бычка, более крупного, чем первый, принесли в жертву позднее – ближе ко времени основного моления.

Несколько женщин стояли у распахнутых настежь ворот и встречали приезжавших на церемонию со всей Абхазии со своими детьми чичбовцев. Два длинных, отдельных для мужчин и женщин стола, были установлены под брезентовым навесом (накануне начали собираться тучи и, по объяснению жреца, из-за этого было решено не проводить церемонии в самом святилище). Отдельный, небольшой по размерам стол, предназначался для подростков.

На церемонию приехало около сотни людей. Столик с ритуальным угощением был установлен в центре двора. Когда все собрались, жрец, одетый в национальную одежду, снял с себя пояс и расстегнул воротник френча (возможно, это символизирует обезоруженность и максимальную открытость жреца перед Богом). Он попросил членов фамилии Чичба встать лицом к горе Дыдрыпш у себя за спиной, а их родственников – рядом с ними. Затем взял горящую свечу в левую руку и рогатинку с печенью и сердцем жертвенного бычка – в правую и, глядя на гору Дыдрыпш, произнес слова ежегодного моления фамилии Чичба:

Великий Бог (Анцэа Дудза),
обрати на нас свой взор и теплоту души своей.
Пусть нам помогают и все твои семь помощников-апаимбаров,
которых ты создал и которые почти такие же как ты.
Сегодня чичбовцы со своим жертвенным животным,
со своим хлебом-солью пришли в этот двор и хотят просить тебя.
Не потому, что они где-то согрешили, или прокляты,
или чувствуют на себе какую-то порчу,
а потому, что так ведется испокон веков.
Все наши отцы, деды и прадеды собирались вот так
и просили тебя о том, чтобы весь их род,
где бы они ни находились, старшие и младшие,
все те, кто имеет отношение к роду чичбовцев,
не были обделены твоим вниманием.
Нет уголка земли и такого овражка, куда ты не заглядываешь.
Ты все видишь и поэтому род Чичба просит тебя,
чтобы ты не пропустил никого,
и собрал всех чичбовцев под свой взор.
Мы просим, чтобы ты постоянно наблюдал
за всеми представителями Чичба.
Сегодня не все из них присутствуют здесь:
кто-то болен, кто-то учится,
кто-то по каким-то другим причинам.
Кто бы они ни были, и чем бы они ни занимались,
все те, кто имеет отношение к роду Чичба,
мы просим, чтобы ты не оставил нас без внимания,
постоянно заботился и оберегал нас.
Мы просим тебя об этом сегодня,
и в дальнейшем мы тоже будем просить,
чтобы ты не оставил нас без внимания.
Когда бы мы ни просили,
в какой бы обстановке это ни происходило,
мы всегда просим, чтобы ты относился к нам одинаково,
с добротой и пониманием,
чтобы ты оберегал нас во всем.
Также я прошу не оставлять без внимания всех гостей,
которые сегодня присутствуют здесь помимо чичбовцев,
кто бы они ни были,
и к какой бы национальности ни принадлежали,
всех, кто защищал Абхазию:
и тех, кто тут находится, и тех, кого тут нет.
Где бы все они ни были –
пусть у них все будет благополучно.
Распространи на них свою доброту
и возьми под свою защиту.
Царство небесное тем,
кто отдал жизнь за свободу Абхазии,
пусть душа их увидит, что они это сделали не зря.
Правительство чтобы долго руководило,
и чтобы кроме них не было правителей в Абхазии.
Много других добрых слов еще долго можно говорить.
Все, что я сказал, и не сказал – Бог знает.
Пусть все это идет во благо всем,
кто присутствует здесь сегодня.
Пусть все, кто после меня подойдет,
будь то чичбовцы, гости, зятья,
поднимет тост и скажет добрые слова,
пусть каждый из них почувствует,
что все свершилось, как они сказали,
чтобы они это увидели в ближайшее время.

После этих слов жрец положил рогатинку на столик, пошел по направлению к горе Дыдрыпш и прикрепил горящую свечу к проволочной ограде участка (ни одного дерева поблизости не было). Затем он вырезал из центра пирога с сыром кусочек, положил на него по кусочку сердца и печени жертвенного бычка, посыпал их солью и произнес:

Вот это Ачба-Чачба пока я не раздам,
и не накормлю их всех,
пусть на вашу голову
не падет проклятие и порча,
пусть у вас все будет благополучно.

После этих слов жрец полил кусочки вином, отошел и прикрепил их к проволочной ограде, немного дальше, чем горящая свеча. Вернувшись к столу, он взял стакан с вином и вновь начал говорить:

Всевышний Бог, я вспомнил о том,
что я не сказал во время своего моления.
Если вдруг кто-то из тех,
кто должен был внести свою частичку
в приготовление всего этого жертвенного,
по состоянию своему не смог сегодня,
в этом году, внести свою лепту,
дай Бог, чтобы у него пошли дела в будущем году.
Чтобы в будущем году он это восполнил
и чтобы в будущем году он смог бы внести свою долю.
Несмотря на то, что сейчас он не внес свою долю,
пусть все добрые слова и благословения
распространятся и на таких, если они имеются.

Жрец выпил вино и попросил присутствующих подходить, отведать ритуального угощения и произнести подобающие случаю слова. Затем все были приглашены к столу, на котором, наряду с обычными ритуальными блюдами, были и разнообразные торты и выпечка, привезенные с собой приехавшими на церемонию женщинами.

По своей атмосфере, составу участников и блюдам ритуального застолья ежегодное моление жреческой фамилии Чичба весьма отличалась от других обращенных к Дыдрыпшу молений. Внешне оно походило на поселковое моление ацу-ныха: с тою лишь разницей, что в нем принимали участие только однофамильцы и их "зятья" (но не невестки: в нежелательности их присутствия на данной церемонии, скорее всего, проявляется влияние былого запрета женщинам на посещение традиционных молений). Тем не менее, по своему внутреннему содержанию это моление продолжает оставаться фамильным.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама